Временно исполняющий обязанности главы региона Радий Хабиров всерьез взялся за решение болевых проблем республики, таких, как здравоохранение и обманутые дольщики. Чем обусловлены эти первые шаги нового регионального руководства, какие перемены ожидает башкирское правительство и жителей республики, рассказывает политолог Николай Евдокимов.
Светлана Валиева: Думаю, жителей республики волнует не только то, какие первые шаги, с чем связаны эти первые шаги, а в-общем, что ждет нас с приходом нового руководителя? В каком направлении он будет двигаться? В священном ужасе, может быть, находится чиновничество Башкирии, которое не понимает, пригодится ли оно новой власти. Начнем с того, чем обусловлены первые шаги Радия Хабирова.
Николай Евдокимов:
Приход нового руководителя всегда открывает окно возможностей, даже несколько окон. И это некая такая романтическая эра, политический медовый месяц. Ожидания всегда очень высоки и, и даже эксперты и политологи смещают акценты. Очень много догадок, очень много точек зрения различных. Самому руководителю республики нужно тоже время для того, чтобы войти в курс дела.
Светлана Валиева: Мне кажется, политологам и экспертам несложно. Потому что человек из республики, он здесь работал, известны его личностные качества, профессиональные качества.
Николай Евдокимов:
Этот момент играет свою роль. Радий Хабиров проработал в республике на высоких должностях. Он знает политический ландшафт. Хотя, он за 10 лет тоже поменялся. Это первое. Второе — изменились условия. Политическая ситуация и в республике несколько изменилась, и в стране она стала иной. А Башкирия как часть России испытывает все проблемы и все достижения, которые есть у России. Экономическая политика, конечно, изменится. Субъективный фактор играет свою роль, управленческие факторы будут несколько иными, нежели у предыдущего руководителя региона.
Конечно, мы пытаемся уловить какие-то позывы и векторы, определить их, исходя из тех действий, которые новый глава региона предпринимает.
Светлана Валиева: Мне кажется, он очень интересный человек. Хотя, точки зрения о нем различные. Кто-то боится возвращения авторитарного режима, например. Что, на мой взгляд, в нынешней ситуации глупо. Кто-то, наоборот, думает, что ожидается расцвет республики. Я думаю, что истина где-то посередине.
Николай Евдокимов:
И те, кто опасается, и те, кто ждёт расцвета – они мыслят в разных категориях. Опасения связаны с политическим блоком, ожидания- с социально экономическим блоком. Это пересекающиеся вещи, но не вполне близко друг другу находящиеся. Сложно ожидать, что можно войти дважды в одну и ту же реку. Не будет никакого повторения прошлого, связанного с предыдущим руководителем Рустэмом Хамитовым и с Муртазой Рахимовым.
Светлана Валиева: Да, и тем людям, которые об этом говорят, нужно понять, что это другой человек. Со своим опытом работы.
Николай Евдокимов:
И он отличается и от Хамитова, и от Рахимова тем, что он проработал в администрации президента и как раз занимался именно внутриполитическими вопросами.
Светлана Валиева: То есть политику он знает назубок, и здесь проблем у республики вообще не должно быть. А что насчет экономики, социальных функций?
Николай Евдокимов:
По поводу политики. Безусловно, одно из главных преимуществ Радия Хабирова- то, что он является сильным лоббистом. Это важно с точки зрения лоббирования интересов региона в органах федеральной власти. У него большой опыт и, очевидно, сохраняются контакты.
Светлана Валиева: Будь главой, я бы обрадовалась этому. Потому что он уже предложил главам муниципалитетов заниматься лоббированием федеральных программ.
Николай Евдокимов:
Кстати, о муниципалитетах. Тут есть еще очень важный момент. Он связан с тем, что Радий Хабиров уже дал понять, что он будет делать ставку на глав муниципалитетов, в том числе, во время оперативки в правительстве.
Светлана Валиева: То есть он собирается делать ставку на тех, кто работает на земле. А что ждет людей, которые работают непосредственно в Белом доме?
Николай Евдокимов:
Здесь есть два момента — объективный и субъективный. Объективно- следует сказать, что, всё-таки, на управленческие кадры в республике есть определенный дефицит. Поэтому, думаю что полной замены всех управленцев не произойдет ни на уровне Белого дома, ни на уровне муниципалитетов. Вместе с тем, новый руководитель всегда расставляет людей, с которыми он уже проработал, которым он доверяет – и это естественная практика. Крайние точки зрения, которые иногда можно услышать: первое – всех оставят, второе — всех разгонят. Будет средний вариант. Люди, которые проявят себя или уже проявляют, они, скорее всего, останутся. Но, безусловно, кадровые изменения тоже произойдут. И это нормально, вполне закономерная практика.
Нет смысла опасаться людям, которые не занимают каких-то высоких должностей в органах государственной власти. Как часто происходит? Когда меняется руководитель, все, включая руководителей среднего звена, должны беспокоиться за свою судьбу. На мой взгляд, это абсолютно безосновательно.
Изменение будут касаться, в первую очередь, верхушки региональной власти. И, исходя из тех первых действий, которые Радий Хабиров предпринял, можно сказать, что у него достаточно жесткий и последовательный стиль управления. Это стиль активный, он показал высокую активность, в том числе, работая в выходные дни, потребовав правительство проводить заседание в субботу.
Светлана Валиева: И тот, кто выдержит этот темп, этот график непростой. У меня такое ощущение, что он не спал с момента представления перед башкирскими чиновниками. Очень большой объем работы делается. Насколько наши чиновники готовы работать в таком режиме?
Николай Евдокимов:
Время покажет. Есть определенные изменения — ряд людей, и первым министр здравоохранения, подали в отставку. Изменения будут, но сейчас какие-то конкретные фамилии называть бессмысленно. Потому что люди тоже понимают, что условия работы несколько изменятся. Кто-то адаптируется, а кто-то нет — это нормальная практика.
Светлана Валиева: Насколько республика готова к такому сильному руководителю?
Николай Евдокимов:
Есть выражение-каждый народ заслуживает своего руководителя. Мы видим, что некоторые руководители принимаются населением, некоторые не принимаются. Это, в первую очередь, с точки зрения соответствия менталитету. Вполне прекраснодушный человек может быть не принят обществом просто потому, что стиль управления не соответствует некоторым ожиданиям.
На мой взгляд, это не тот случай. Кому-то может нравиться стиль Радия Хабирова, кому-то может не нравиться, но большинство населения ожидало увидеть руководителя подобного типа и подобного стиля. В Кремле тоже прекрасно понимают, каковы примерно ожидания населения от новой власти, и это было одним из критериев при назначении кандидатуры на временно исполняющего обязанности Главы Башкортостана.