Требования к социальному жилью для сирот и порядок выплат опекунам

Смотрите выпуск Требования к социальному жилью для сирот и порядок выплат опекунам
Требования к социальному жилью для сирот и порядок выплат опекунам

Тема сегодняшнего интервью – поддержка детей-сирот. В гостях – Салават Харрасов, Председатель комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Госсобрания – Курултая РБ.

- Недавно были внесены изменения в закон о порядке и размере выплаты опекунам на содержание ребенка. Чем это обусловлено?

В феврале этого года депутатами нашего Госсобрания были приняты изменения в данный закон. Эти изменения назрели уже давно. Вызвано это вот чем. В опекунских семьях, в которых находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, многие дети достигали совершеннолетия до завершения обучения в средней школе. И получалось, что 11 класс и лето после завершения 10 класса им практически не на что было жить. Этот вопрос в последнее время активно поднимали депутаты нашего уфимского горсовета, поддержало Министерство образования — и все депутаты единодушно проголосовали за принятие этих изменений.

Как это сказывается на практике? В прежнем законе у нас было написано, что выплаты опекунам идут до окончания ребенком 10 класса, в нынешнем – до 11 класса. Это сразу поменяло ситуацию. До завершения ребенком 11 класса опекуны, которые заботятся о нем, будут получать государственную помощь в полном объеме, и это позволит достойно завершить образование в средней школе. Такая серьёзная материальная поддержка детей-сирот.

- В чём заключаются эти изменения — изменился порядок и размер выплаты опекунам?

Размер сохранился тот же. Просто мы допустили, что даже 19-летние ребята-школьники смогут получать такую же помощь и поддержку. Потому что другого источника дохода в данной ситуации у ребенка нет.

-В последнее время остро стоит вопрос предоставления некачественного социального жилья детям-сиротам. Насколько он актуален в республике Башкортостан?

Действительно, в последнее время, особенно на канале Россия 24, активно демонстрируются такие печальные примеры. Есть они и в нашей республике, к сожалению. За последние несколько лет зарегистрировано 22 таких случая. Подобных тем вопиющим случаям, что произошли в Бурятии, у нас, правда, нет. Три года назад в Баймакском районе, в Белокатайском районе были такие случаи – некачественное жилье приобреталось доля детей-сирот, которое впоследствии признавалось непригодным для проживания. Были возбуждены уголовные дела в отношении должностных лиц и застройщиков. По некоторым еще уголовные дела продолжаются. В любом случае, такие деяния безнаказанными не останутся. Я думаю, что сегодня ни один муниципальный служащий не решится на такие шаги. Другой вопрос, что во многих муниципальных образованиях просто нет жилья, которое можно было бы приобрести для детей-сирот. Очень строгие требования –метраж, стоимость, качество. И зачастую бывает проблема в том, что его просто нет. Тут муниципалитетам нужно сотрудничать с застройщиками и с инвесторами, которые готовы вложиться и построить жильё, пригодное для проживания детей – сирот.

- Какие нормативные требования предъявляются к такому жилью?

Они касаются качества самого жилья, его размеров. Для каждого субъекта есть свои минимальные размеры. Для нас это не менее 33 квадратных метров, плюс соответствующие требования по санпину должны быть. Помимо этого, в нашей республике приняты дополнительные требования, они разработаны нашим госкомитетом по строительству, Правительством подержаны. Их мы сегодня стараемся выполнять — и застройщики, и муниципалитеты, и контролирующие органы.

-Сироте предоставили жилье в частном ветхом доме. Это законно?

Конечно, это незаконно. Сегодня созданы комиссии в муниципалитетах, куда входят все заинтересованные структуры —  это представители муниципалитета, прокуратуры, других надзорных органов, общественность. Они заблаговременно изучают то жилье, которое выставляется на конкурс, и если оно не соответствуют требованиям, то просто не будет участвовать в конкурсе, его не будут приобретать. Да, раньше сделки с ветхим жильем были. И, возможно даже, не из злого умысла. А просто потому, что нечего приобретать. Есть такие муниципалитеты, где мало строительства. И на рынке нет квартир, которые нужны для таких вот детей наших.

- Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для решения проблем в этой сфере?

Многие специалисты считают, что нужно, в первую очередь, значительно увеличить финансовые вливания в эту сферу. Но не все измеряется деньгами сегодня. На первом плане стоят организационные вопросы. Большое внимание к этому вопросу у Радия Хабирова, и мы участвовали во всех оперативных совещаниях, которые он проводил по вопросу обеспечения жильем детей-сирот. Жесткие требования к муниципалитетам, к нашим республиканским органам государственной власти, к министерствам семьи и образования, к госкомитету по строительству —  сегодня позволили проводить конкурсы уже в феврале месяце. То есть, с февраля до всех муниципалитетов доведены лимиты — средства, на которые они могут приобретать жильё для тех детей, что стоят у них в очереди. Если раньше, в прошедшие годы, средства доходили только в мае, то сейчас уже мы эту работу можем проводить вполне спокойно, не спеша найти то жилье, которое должно соответствовать всем требованиям.

Сейчас в республике 3700 детей-сирот, которые имеют право на жильё. Мы в год обеспечиваем 700-800 человек, то есть не так уж много. Деньги на это расходуются немалые. Если федеральный бюджет дает нам в год в среднем 700-800 млн рублей, не меньшая сумма выделяется из бюджета республики. Вот эти лимиты доводятся пропорционально тому, сколько детей — сирот зарегистрировано в том или ином муниципалитете.

Мы говорим о том, что это задача государства — обеспечить всех сирот, которые сегодня есть. Но самое главная задача государства, общества, семьи в том, чтобы у нас как можно меньше было детей – сирот. Вот над этим надо работать. Раньше многие суды и органы опеки относились к этому достаточно поверхностно. Например, предстали перед судом родители - ведут асоциальный образ жизни, не могут содержать ребенка. И суд с легкостью принимал решение, при поддержке местной власти, лишить этих родителей прав ребёнка. И не один даже ребенок, а несколько детей становились детьми-сиротами. И всю заботу о них брало государство. Сейчас задачи общества и государства — чтобы таких детей было меньше.

Органы опеки и суды стали очень внимательно вникать в каждый случай. И уже не с такой легкостью лишаются своих прав родители. Самое главное, чтобы ребенок жил в нормальной семье, трудился. Мы видим, что дети, живущие на селе, привыкшие к труду, более приспособлены к жизни. Для городских детей, к сожалению, условия несколько иные, и мы чаще видим, что это иждивенцы, которым трудно адаптироваться. Наша задача — консолидированно решать задачу, чтобы детей-сирот становился меньше и меньше. Это задача планомерно республикой выполняется, но искусственно ускорять решение тоже не нужно. Были примеры иных субъектов, где говорили – всё, у нас вот с этого года больше детей-сирот. Они совсем прекращали лишать родителей их прав, детей-сирот по документам больше не становилось. В реальности же они появлялись, и это приводило потом ко многим тяжелые последствиям. Поэтому в нашей республике проводится взвешенная большая работа, которую надо продолжать.

-Расскажите, кроме предоставления социального жилья детям-сиротам, какие ещё меры поддержки предусмотрены нашим законодательством?

Законодательством Российской Федерации и нашей республики предусмотрены достаточно серьезные меры поддержки. И, может быть, не все о них знают. Но они оговорены в наших законах и подзаконных актах. Их нужно просто знать. Они касаются всех сфер жизни ребёнка. То, что ребёнок в нормальной семье получает — то же самое он должен получать от государства. Это касается и финансового обеспечения, и возможности одеться достойно, приобрести учебники, заниматься спортом, получать медицинскую помощь и иную. И ребенок, вышедший из детского дома и обучающийся в колледже, к примеру, до достижения им 23 лет все эти льготы сохраняет. Ему показано отдыхать и лечиться в санатории, других лечебных и оздоровительных учреждениях, проезд туда и обратно — это всё осуществляется за счёт государства.

Образование — это целая отдельная тема. Средне-специальное образование наша категория детей получает абсолютно бесплатно, бесплатно и проживание в общежитии. Так же обеспечиваются питанием и учебными пособиями, одеждой и инвентарем. Что необходимо на период обучения — всё это предоставляется. Высшее образование уже предоставляется на общих основаниях.

- Если говорить о медицинском обслуживании детей-сирот. Путевки в санатории им предоставляются в обязательном порядке и периодически? Или нужно иметь медицинские показания?

Ребенок, находясь в детском доме или в семье опекунов, до 18 лет имеет возможность бесплатно отдыхать ежегодно в детских оздоровительных лагерях или других учреждениях. Что касается показаний от врача, если он делает заключение о том, что ребёнку показано то или иное дополнительное лечение или профилактика в санаторно-курортной системе — в этом случае путёвка предоставляется один раз в год. Есть органы опеки в муниципалитетах, которые ведут эту очередность —  туда и представляются соответствующие документы.