Аскар Абдразаков предложил создать Совет по культуре при Главе Башкортостана

Смотрите выпуск Аскар Абдразаков предложил создать Совет по культуре при Главе Башкортостана
Аскар Абдразаков предложил создать Совет по культуре при Главе Башкортостана

В конце марта стало известно о том, что звезда мировой оперной сцены, российский оперный певец, солист Мариинского театра России стал советником главы Башкортостана по вопросам культуры и искусства. Чтобы разобраться в тонких связях между культурой и политикой, мы пригласили Аскара Абдразакова на программу «Вести. Интервью»

Каковы основные задачи советника по вопросам культуры и искусства?

Назначение было совершенно недавно, поэтому пока поручений нет. Есть задачи, и есть о чем поговорить. Мне кажется, первые шаги – разобраться с проблемами внутри республики. Самая главная задача – обнаружить проблемные места. Нужно знать обо всем и докладывать первому лицу.

Будут решаться новые задачи, которые мы должны постепенно решить. Мне кажется, нужно начать внутри республики- с библиотек и музеев. Помимо театров, помимо музыкальных учреждений (оперных и драматических театров). Библиотеки и музеи проблемой не назовешь, но они должны привлекать, прежде всего, наше поколение. Поколение людей, которые ходят в музеи и библиотеки нужно привлечь, для того чтобы они больше познавали.

Насколько верно утверждение, что вам как человеку имеющему опыт административно-управленческой работы, и в то же время человеку творческому, будет легко справляться с теми обязанностями, которые на вас, как на советника, возложены?

Работа в министерстве мне известна, поэтому в этом отношении, конечно, легко. Но когда ты являешься советником главы, то ты непосредственно должен общаться с главой Башкортостана. Одновременно мы будем работать с министерством культуры Башкортостана, и даже с министерством культуры России. Давать новые предложения, давать новые решения главе для того, чтобы повысить общий уровень нашей республики, выходить на международный уровень. Конечно, он есть. Есть выступления, мероприятия, но именно международный уровень должен быть понятным, прозрачным. Республика и страна должна знать, куда мы идем, что мы хотим, для чего мы едем. Вот это важно.

Работа советника по культуре предполагает огромный объем работы. У вас есть помощники? Может быть, кто-то желает, на общественных началах, поработать помощником советника главы Башкортостана по культуре и искусству?

Безусловно, помощник есть. Более того, мы хотим открыть приемную для людей, которые приходили бы к нам с предложениями, жалобами. Это очень важно. Нужно знать, как и чем живет наш народ, понимать сущность проблемы. Мы должны доносить до главы проблемные места, чтобы на это обращать внимание.

Это будет некая связующая нить между «креативным классом» и главой Башкортостана.

Безусловно. Хотелось бы создать совет из наших великих маститых театральных исполнителей, музыкантов, актёров, музейных представителей и библиотекарей. Нужно охватить практически всю сферу культуры и искусства. Нужно понимать, что мы хотим, какая наша республика, какие края нашей республики отвечают тем требованиям, которые мы хотим от них услышать. Есть проблемы, может быть, с нехваткой работников. Это часто бывает и это нужно решать.

В Башкортостане богатая культура, но если мы выезжаем за границы республики, Уфу знают как родину Земфиры, Шевчука, Спивакова, братьев Абдразаковых, Мустая Карима. На этом список заканчивается, когда начинаешь спрашивать людей, живущих в других регионах нашей страны. Какой вы видите просветительскую миссию советника Башкортостана по вопросам культуры и искусства? Что вы будете нести в качестве символа-просвещения?

Я бы добавил к вашим именам Рудольфа Нуриева. Все-таки родился он в Уфе. Кстати, вышел неплохой фильм «Белый ворон».

В Москве на предпремьерном показе, этот фильм просто прогремел. Канал культура сделал замечательный сюжет, но в Уфе он прошел как-то незаметно. Может быть, что-то предполагается в ближайшее время.

Мы с супругой были на предпремьерном показе этого фильма. Режиссер Рэйф Файнс и актер этого фильма вышел и сказал на русском языке «До сих пор вопрос: либо это белый ворон, либо это белая ворона» .

Что касается первого вопроса. Тут нужно соблюсти все. Одновременно создавая хороший плацдарм, выезжать и показывать республику. Позиционировать ее с точки зрения профессионального искусства. Что касаемо гастролей. Это уже рабочая тема, которую нужно обговаривать. Сейчас самое время для того, чтобы представлять республику в лучшем и перспективном виде.

Может быть, интегрировать республику можно не большими коллективами. В свое время, вы и Ильдар Абдразаков представляли башкирское искусство и представляете его до сих пор на сцене Ла Скала, Метрополитен опера и других мировых театров. Это некая интеграция. Будут ли рассматриваться не большие коллективы, а персоналии (актеры, режиссеры, постановщики)?

Я считаю, что этому предшествует конкурс имени Федора Шаляпина. Балетный международный конкурс Рудольфа Нуриева. Где было жюри, представляющее не только нашу Россию, но и жюри из-за рубежа. Это дает определенные шаги в сторону развития, в сторону того, чтобы позиционировать в республику. Именно сейчас нужно обсуждать тему последующих годов, закладывать финансовую базу и понимать, что нам нужно.

Касаясь вопроса финансовой базы. Понятно, что планы грандиозные. Но как будет решаться финансовый вопрос? Это будет грантовая политика, какой-то единовременный транш или что-то другое, связанное с поддержкой интеграции башкирского искусства на российской и мировой сценах?

Это будет проявляться по-разному. Это может быть и гранд главы республики и финансовые вложения в министерство культуры, через которые средства будут оправляться в определенные , например, театры республики для решения вопросов культуры. Для того чтобы привлечь молодых артистов. Не секрет, что ежегодно наши студенты учатся и в ГИТИСе, московских и питерских консерваториях. Как-то я шел по Мариинскому театру, и группа молодых людей подходят ко мне и здороваются. Это ребята из Уфы. Это очень приятно, что именно там они постигают эту науку. Именно таких исполнителей нужно приглашать в Уфу, потому что они выросли здесь, это их родина. Им приятно, когда они бывают на гастролях Мариинского театра, но и когда они, в помощь нашему театру, будут выступать в коллективе — это главное.

На протяжении нескольких лет идет масштабный проект «Сердце Евразии», куда мы приглашаем всех выходцев из Башкортостана. В этом году будет более грандиозный концерт, посвященный 100-летию со дня основания республики Башкортостан. В этом концерте и вы будете принимать участие. Какие пожелания будут учитываться в проведении этого мероприятия?

Об этом мероприятий я знаю очень хорошо. Профессиональные певцы исполняют песни, которые знает публика, которые хотят слышать люди. Я считаю, что это — самое главное.

Еще одно грандиозное мероприятие ждет нас в 2020 году — всемирная фольклориада, которая пройдет в республике Башкортостан. Какие шаги вы, как советник, предпринимаете или планируете предпринять для проведения этого форума?

Я бы провел конкурс и отобрал лучшие коллективы республики. Именно это будет прекрасным букетом. И, конечно, башкирское гостеприимство: мед, чак-чак и все остальное.

Как вы будете планировать ближайшие мероприятия?

Пока есть вопросы. Некоторые я обговорил с театрами. Есть фестиваль тюрксоль. Исполнители едут в Турцию и выступают в городах. У меня возник вопрос. Почему тюрксоль должен проходить именно в Турции? Ведь в фестивале участвуют тюркско-язычные страны. Почему бы не проводить его в Узбекистане, Азербайджане или других тюркско-язычных странах? Такие обмены — самые продуктивные. Сибайские, Стерлитамакские, Туймазинские коллективы должны представлять республику в ближзаружежных странах.

Нагрузка на вас, как на советника, огромная. Творческие планы никто не отменял. Как оперный певец, солист вы будете продолжать работать, гастролировать и участвовать в спектаклях. Как вы будете находить время?

Как-то нахожу. Я дал согласие. Главное, что мне самому это интересно. Я могу помочь родному краю, поднять творчество на сильный уровень.