Элла Курильская: 3 июня 2019 года в Башкортостане будет отключено вещание аналогового телевидения. До перехода на цифровое вещание остаётся чуть больше тридцати пяти дней. О новой эре телевидения, о том, чего ждать телезрителям мы сегодня поговорим с руководителем Агентства по печати и средствам массовой информации республики Башкортостан — Борисом Николаевичем Мелкоедовым.
Элла Курильская: Здравствуйте, Борис Николаевич. Борис Николаевич, ну понятно, что совсем мало остается времени до отключения аналогового вещания. Хотелось бы узнать, готова ли наша республика к этому периоду и не получится ли так, что 3 июня многие жители включат свои телевизоры и окажутся перед черным экраном. Вообще существует ли такая вероятность, скажем так?
Борис Мелкоедов, Руководитель Агентства по печати и СМИ РБ:
Я думаю, что многие жители подготовились и уже, самое главное, смотрят 20 каналов бесплатно. Ну, и более. То есть, на самом деле 20 каналов бесплатно — это федеральная программа. В реальности большинство жителей республики давно уже смотрят гораздо больше, чем 20 каналов. Речь сейчас идет, в первую очередь о сельской местности. О труднодоступных селах, где нет кабеля, где нет у людей возможности купить спутниковые тарелки. Вот именно они усиленно готовятся сейчас. Мы видим, что часть людей покупает спутниковые тарелки, потому что понимает, что иначе они могут остаться без телевидения и часть людей обращается за помощью к государству
Элла Курильская: Если вот говорить, на самом деле откровенно. Понятно, что да, для сельчан наступает сложное такое время, но чтобы настроить свой старый телевизор на цифровое телевидение надо купить приставку. Я сейчас пока не беру во внимание спутниковые антенны. Или же вообще нужно купить новый телевизор. А что, если некоторым жителям, ну скажем так, и это не по карману. Мы прекрасно знаем, что такая категория людей существует. Я говорю сейчас не о тех группах населения и нашего региона, кому возмещается стоимость приставки. А, что делать тем, кто не в состоянии эту приставку купить. Той части нуждающихся, у которых свободных денег на покупку приставки нет, но они в группу, которой полагается эта льготная покупка приставки или возвращение денег, не попадают
Борис Мелкоедов: Ну, в данном случае вот, когда определялось, кому нужно помогать государству, это было определено таким образом: тем, кто получает меньше прожиточного минимума — им всем надо помогать. И именно таким образом построена помощь. То есть этой категории людей помогают
Элла Курильская: А можно еще раз вот проговорить, кому полагается эта помощь. То есть может быть есть еще люди, которые не слышали, не знают
Борис Мелкоедов: Я бы, наверное, вот проще сказал. Кто получает меньше 8 тысяч 600 рублей, ниже прожиточного минимума, всем помогаем, государство помогает. Там, где необходимо спутниковое оборудование, приезжаем и ставим; если у человека есть старый телевизор и ему необходима приставка до 1000 рублей. Сейчас такая возможность на всей территории республики приобрести за тысячу рублей есть. Соответственно, вот они могут претендовать. Надо просто купить эту приставку и потом уже государство компенсирует эту стоимость до 1000 рублей
Элла Курильская: То есть, никуда ходить, писать заявление не надо?
Борис Мелкоедов: Заявление писать надо, надо прийти с чеком, с заявлением, с паспортом в ближайший МФЦ. Этим ограничимся. Потом человеку перечислят деньги, которые соответственно он потратил на приставку
Элла Курильская: С какими возможными трудностями может столкнуться Башкортостан, когда перейдет на цифровое вещание? Вот на ваш взгляд, что это может быть или наоборот не будет трудностей?
Борис Мелкоедов: Ну, как всегда, на мой взгляд, мы, по поручению Радия Фаритовича, обращаем пристальное внимание на отдаленные села, деревни. Сейчас я благодарен администрациям районов, которые уже плотно работают с населением, волонтеры им помогают. Как показывает практика отключения в других регионах, немножко не в зоне внимания оказываются города. Между тем, у некоторых людей в пригородах, дачных поселках имеются вторые телевизоры. Например, семья: бабушка смотрит старый телевизор по привычке, молодые 100 каналов через кабельное телевидение. И вот, в одном и том же доме, может оказаться так, что у бабушки может перестать показывать телевизор, потому что даже у нас в Уфе мы привязаны к вышке, которая находится в Телецентре. Она, по сути, передатчик, который перестанет передавать сигнал, а местоположение вышки изменится. И как изменится топология приема, мы можем предполагать, но не быть уверенными. То есть, в закрытых кварталах, на нижних этажах часто телевизоры отказывают. И именно эти люди обращаются на телефонные горячие линии. Вот сейчас наша задача, в первую очередь, как мне кажется, работать с этими людьми и помочь им обеспечить прием, как внутри города, так и в пригородах. Пока в республике отключение запланировано на 3 июня. И соответственно, дачникам, которые время проводят в загородных домах или там у нас есть люди, которых, например, дети забирают на зиму в город, а потом они возвращаются в деревенские дома. Вот я вижу зону риска у этой категории людей. Мы слишком привыкли быть информированными, что это не может остаться незамеченным. То есть города, дачи, пригороды, также там, где кабельное телевидение в достаточной степени не развито, а приёмников много, вот там мы сейчас ведем основную работу. Стараемся предупредить людей, чтобы они сейчас протестировали телевизоры, пока есть такая возможность и соответственно настроили их на цифровое телевидение
Элла Курильская: Вот вы сейчас сказали о том, что обращаетесь к опыту тех регионов, которые уже перешли на цифровое вещание. Вы вообще со своими коллегами из этих регионов поддерживаете связь? Вот, что, кроме вышесказанного, они вам говорят об этом переходе?
Борис Мелкоедов: У нас есть, прежде всего, данные. Мой заместитель ездил в Удмуртию, смотрел, как там проходит отключение. До этого мы изучали опыт Псковской и Пензинской областей. Прежде всего, ориентировались на звонки, которые поступают на горячую линию в момент отключения. Мы видим, что это количество звонков возрастает в 3 раза. Это те люди, которые скажем так, ждали пока «гром не грянет» и вот когда он «грянул», естественно начали звонить. Основные и чаще всего звучащие просьбы — «помогите нам настроить телевидение». У многих в реальности нормальные телевизоры, они полностью приспособлены и получают сигнал просто у людей руки не доходят их настроить
Элла Курильская: Ну, многие же ведь просто не умеют
Борис Мелкоедов: Да, и в том числе не умеют. Не умеют, не хотят, боятся. Практически одно и то же. Сейчас мы работаем с волонтерами. В Республике Башкортостан насчитывается большое число волонтеров, и я благодарен тем людям, которые сейчас помогают пожилым или тем, кто не сильно любит технику. К нам звонят люди, мы направляем волонтеров. Они приходят и помогают настраивать
Элла Курильская: Вот здесь я уточню. Скажем, задам уточняющий вопрос, потому что мы, например, тоже общаемся со своими коллегами и с теми регионами, которые перешли на цифру. Они нам рассказывают о том, что по квартирам, домам, дачам, коттеджам ходят так называемые волонтеры, которые помогают настроить телевизор, но предлагают это сделать за плату. Наши волонтеры республиканские бесплатно это делают?
Борис Мелкоедов: Волонтеры — само по себе определение мне не сильно нравится. Наверное, правильно, все-таки, говорить добровольцы. То есть, они работают не за деньги и в этом их отличие от коммерческих, различных предприятий и мошенников. В данном случае, когда мы говорим о добровольцах, мы говорим о бесплатной безвозмездной помощи
Элла Курильская: То есть настройка или перенастройка телевизора осуществляется абсолютно бесплатно. Надо ли телезрителям платить за 20 цифровых федеральных каналов, которые как раз в цифре и будут показывать, если это спутниковое телевидение?
Борис Мелкоедов: Те, кто ранее приобрел спутниковое оборудование, и считают, что им будет достаточно 20 каналов, имеют возможность обратиться к тому оператору, с кем у них уже заключено соглашение. С заявлением о том, чтобы перейти на бесплатное телевидение. Эту услугу на данный момент все операторы предоставляют платно, и она начинается от двух тысяч до двух с половиной тысяч рублей. Происходит это таким образом: к ним приходят и ставят другую карту, после чего человек перестает платить, но при этом гарантировано получает 20 каналов бесплатно.
Элла Курильская: Куда нужно обращаться гражданам, у которых возникнут вопросы или уже возникают вопросы, касающиеся вот этого перехода с аналогового вещания на цифровое?
Борис Мелкоедов: Есть два телефона горячей линии, один федеральный, а другой региональный. Федеральный, прежде всего, отвечает за то, есть ли цифровой сигнал, помогает определить, какой тип оборудования необходим для приема этого сигнала. По вопросам государственной поддержки работают региональные линии. По волонтерам у нас в каждом районе дополнительно есть определенный ответственный человек. По каждому муниципальному образованию местному есть ответственный. Они уже ходили по дворам, уточняли и по идее люди их должны знать. Поэтому если поступает звонок к нам на горячую линию, мы спрашиваем «с какого вы населенного пункта?», «с какой проблемой вы столкнулись?» и чаще всего перераспределяем их на наших коллег, которые находятся там, в районах, городах, чтобы если есть необходимость оказания помощи волонтерами такую работу провести
Элла Курильская: Ну и, наверное, финальный вопрос. Вы в разговоре сейчас упомянули о том, что уфимская телевизионная вышка перестанет передавать сигнал и не превратится ли она в некую достопримечательность. Какова судьба самой главной, самой высокой вышки, которая стоит у здания Телецентра?
Борис Мелкоедов: Я давно мечтал на нее взобраться, но это очень сложно. Кучу разрешений надо собрать и так далее. Собственником этой вышки является федеральное предприятие. Я думаю, что оно в первую очередь будет принимать решение о том, что с этим объектом делать. Конечно я, когда ее отключат, с удовольствием бы поднялся и посмотрел на наш город с высоты. Если будет сохранена такая возможность для жителей, на мой взгляд, это было бы неплохо
Элла Курильская: Я думаю, что можно обратиться с предложением, сделать там обзорную площадку
Борис Мелкоедов: Да, я предлагаю, может быть начать этот диалог, потому что скоро это произойдет. Конечно, пользователями этой вышки являются не только федеральные каналы, ею пользуются и другие. Пока она будет востребована и так. В будущем ее можно будет заменить.
Элла Курильская: Спасибо большое, Борис Николаевич, что пришли к нам и ответили на наши вопросы, но и, прежде всего, на вопросы телезрителей, которых у них появилось много.
Нашим телезрителям, я напоминаю, что сегодня о переходе на цифровое телевидение мы разговаривали с руководителем Агентства по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан Борисом Николаевичем Мелкоедовым.