В России кардинально изменятся правила приема экзамена. Соответствующее постановление Правительства подписал Дмитрий Медведев. Ну, а сегодня разберёмся, что нужно будет сделать для того, чтобы получить заветное водительское удостоверение. И в этом нам поможет профессиональный юрист, член адвокатской палаты Республики Башкортостан Дмитрий Игошин.
- Наступил новый год, и очередная реформа. На этот раз она касается автошкол, в частности, как я уже в начале сказал, это получение водительского удостоверения. В чём именно состоит реформа?
- Действительно, в конце декабря 2019 года правительство приняло соответствующее постановление. И на сегодняшний день известно, что с 1 октября 2020 года как минимум изменится практическая часть сдачи экзамена на получение водительского удостоверения.
На сегодняшний день процесс сдачи на получение водительского удостоверения происходит в 3 этапа. Первый этап — это сдача теоретического экзамена по теории ПДД, второй этап — это сдача экзамена на автодроме и третий этап — это сдача экзамена в городе, то есть в условиях реального городского движения.
Сегодня теоретический экзамен что из себя представляет? Это тестирование, где курсанту необходимо ответить на 20 вопросов и допустить не более 2 ошибок. За каждую ошибку ему предоставляется дополнительно 5 вопросов. Если ошибки 2 – соответственно, ещё 10 вопросов. Но здесь есть нюансы, которые многие забывают. Вот эти 20 вопросов в билете условно разделены на блоки. В каждом блоке по 5 вопросов. И если курсант допускает ошибки в рамках одного блока, но, например, ошибка в 1 и 5 вопросах, или 6 и 10 — экзамен считается не сданным.
- Как будет сейчас?
- Что касается сдачи теоретического экзамена, пока никаких изменений нет. Они, конечно, будут, но какого плана и когда вступят в силу, ГИБДД пока сказать не может. То есть это всё находится на стадии проработки. Одно можно сказать — что планируется увеличение количества экзаменационных вопросов. Сейчас общее количество вопросов 800. Планируется их увеличение до нескольких тысяч.
- Куда больше?
- Ну, видимо ГИБДД полагает, что не все темы достаточно изучаются в рамках этих существующих 800 вопросов. И в каждом билете будет уже не 20 вопросов, а больше. Сколько именно — опять-таки пока неизвестно. Но называют цифру 40 или 50.
Кроме того, вполне возможно, что вот это право на 2 ошибки тоже уберут из правил задач экзаменов. И вполне возможно, что у курсанта вообще не будет права даже на одну ошибку. То есть билет будет состоять из 50 вопросов, например, при этом ошибаться нельзя в принципе. Это опять-таки только разговоры. Какие конкретные изменения будут, пока неизвестно.
- Но, тем не менее, теорию сдать будет значительно сложнее.
- Такова, по крайней мере, политика ГИБДД. Идёт именно на ужесточение правил сдачи экзаменов. Поэтому можно предположить, что и теорию ПДД будет сдать сложнее.
- Что касается практики?
- Она состоит на сегодняшний день из 2 этапов. Это этап по первоначальным навыкам управления транспортным средством, а проще говоря, автодром. То есть там, где курсант должен продемонстрировать технику вождения. И второй этап — это управление транспортным средством в условиях дорожного движения, это всегда город. На сегодняшний день, если курсант успешно сдал, например, теорию и успешно сдал этап «автодром», но не сдал, например, «город», то при пересдаче в последующем он будет пересдавать только этап «город».
Что же будет с 1 октября 2020 года? Во-первых, этап «площадка» или, по-другому, «автодром», и «город» - будут объединены в один этап. Этот экзамен просто будет носить лаконичное наименование «Практический экзамен». То есть и «автодром», и «город» станет одним этапом. Что это означает? Это означает, что, если, например, кандидат в водители успешно сдал экзамен на автодроме, но по каким-то причинам не сдал экзамен в городе, то при последующей пересдаче он будет пересдавать всё заново. То есть опять и автодром, и город. Это, конечно, несколько усложняет задачу курсанту.
Какие изменения ещё будут в плане практики? На сегодняшний день экзамен по практике, этап «автодром», может проводиться только на специализированной закрытой площадке. И, например, если в населенном пункте автодром отсутствует, либо он есть, но морально и физически устарел, то в таком населённом пункте в принципе прием экзаменов невозможен.
Так вот, с 1 октября приём экзамена будет возможен не только на автодроме, но также на участках дорог с малым интенсивным движением, а также на тупиковых участках дорог. То есть, есть некая альтернатива — не только автодром, но ещё и дороги общего пользования.
- Как в автошколах к этим введениям относятся?
- В автошколах к этим нововведением относится пока сдержанно. Лично моё мнение — большой разницы нет, где сдавать этап «площадка». Это будет автодром или город — в любом случае упражнения будут одни и те же. Поэтому принципиально, по крайней мере, в Уфе, я думаю, ничего не изменится.
Больший интерес вызывает этап «город». На сегодняшний день, когда сдается этап «город», то есть вождение по городу, курсант знает, что во время экзамена он поедет по одному из заранее утвержденных маршрутов. На сегодняшний день в Уфе есть порядка 9-10 утверждённых маршрутов для проведения экзаменов. Например, если курсант выезжает из затонского автодрома, то существует 4 утвержденных маршрута. Соответственно, экзаменатор в лице инспектора ГИБДД определяет, по какому именно маршруту поедет курсант.
С 1 же октября 2020 года будет утвержден только перечень улиц и территорий, где возможно проведение экзамена. Поэтому окончательный выбор маршрута остаётся полностью в компетенции экзаменатора. То есть, зная перечень улиц, где можно поехать с курсантом во время сдачи экзамена, экзаменатор уже будет сам определять направление движения.
- Это важно на самом деле…
- Это на самом деле важно, потому что одно дело, когда курсант знает все маршруты, где будут проходить экзамены, то есть он знает и понимает все подводные камни, все трудные участки дорог, по которым он будет проезжать, то теперь курсант, вполне возможно, во время экзамена поедет по той дороге, где он никогда не ездит. То есть для того, чтобы успешно сдать такой экзамен, необходимо обладать уверенными знаниями и умениями, навыками вождения.
- Как вы думаете, вот эти нововведения не оттолкнут поток курсантов в автошколы?
- На данный момент, наоборот, желающих учиться в автошколе, на мой взгляд, стала больше. Все хотят успеть до нововведений. Потому что те курсанты, которые обучаются сейчас и будут обучаться в ближайшее время, будут сдавать ещё по старым правилам.
Опять-таки, многие боятся изменений именно в теоретической части, потому что пока непонятно, когда эти изменения будут. Вполне возможно, что с 1 марта или с 1 апреля. Вполне возможно, что и не в этом году даже. И вот эта неопределенность, она, конечно, подталкивает людей к тому, чтобы поскорее отучиться и сдать на права.
- В методах преподавания в автошколах что-то изменится?
- В плане программ обучения на данный момент ничего не меняется. Единственное, что инструкторы по вождению, то есть сотрудники автошколы, должны будут готовить курсантов уже не только по каким-то определённым маршрутам, но готовить их в принципе к вождению автомобиля. То есть курсант, попадая на даже незнакомую дорогу, должен проявить свои уверенные навыки вождения.
- Насколько мне известно, раньше было достаточно много нареканий к автошколам. К тому, что они не так готовят курсантов, и это отражается на безопасности дорожного движения.
-Да, верно, в последнее время многие критиковали автошколы за то, что якобы в школах обучают недостаточно, что обучение у них носит формальный характер – и поэтому культура вождения на дорогах России такая низкая, водители плохо обучены, и так далее.
Но, послушайте, автошкола занимается только обучением. После обучения курсант идет сдавать экзамены куда? В ГИБДД. Водительское удостоверение выдает курсанту кто? ГИБДД. Поэтому тут возникает логичный вопрос. А какие претензии тогда к автошколам? Если в автошколе курсанты плохо обучены, каким же образом эти самые плохо обученные курсанты идут в ГАИ, успешно сдают там экзамен, получают водительское удостоверение и затем оказываются на дорогах общего пользования?
И, видимо, поняв ошибочность последних решений, государство решило зайти с другой стороны. Попробовать ужесточить правила сдачи экзамена. Но какие будут результаты в итоге, конечно, пока трудно сказать. Но идёт политика на то, чтобы, во-первых, снизить количество ДТП в России и количество погибших в ДТП. Потому что в России за прошлый год в ДТП погибло более 15000 человек.
Если сравнивать эту цифру, например, с Европой, там и в этом плане отстаём просто в разы. В Европе принято считать количество погибших из расчёта на миллион населения. И вот если, например, в ведущих европейских странах, таких как Великобритания, Швеция, Швейцария количество погибших на миллион населения составляет около 30 человек, то в России это больше 100 человек. То есть в 3 раза ситуация в России хуже. Видимо, именно в связи с этим государство предпринимает меры к тому, чтобы ужесточить правила получения водительского удостоверения.