Рустем Латыпов: как поправки в Конституцию повлияют на муниципальную власть

Смотрите выпуск Рустем Латыпов: как поправки в Конституцию повлияют на муниципальную власть
Рустем Латыпов: как поправки в Конституцию повлияют на муниципальную власть

Поправки в российскую Конституцию предполагают, что муниципалитеты войдут в единую вертикаль власти страны. Сегодня, как это ни парадоксально, муниципальная власть властью не являются. Какие еще изменения произойдут на политическом поле России расскажет доктор политических наук Рустем Латыпов.

- Рустем Фаридович, это действительно очень интересная тема. Главы городов и районов работают, но при этом их не причисляли к исполнительной власти, а считали местным самоуправлением. Но нас самом деле это была формальность, да? Так и не получилось у нас местного самоуправления.

- Во всем мире муниципальная власть относится к гражданскому обществу. Но в наших российских условиях, и прежде всего, экономических, в полной мере реализоваться такую западную модель не удалось. И прежде всего в силу разнородности социально-экономического развития, неравных возможностей между муниципалитетами.

Большинство муниципальных образовании и даже городских поселений и округов не в состоянии экономически и финансово быть автономными от государства. И долгое время мы обманывались. Официально это провозглашалось, а де-факто бюджет всегда кормился из других уровней. У нас в Башкирии только Уфа самодостаточна.

И это изменение – это признание, констатация давно существующего факта. У нас в советское время была система местного государственного управления. Эта система, за исключением некоторых моментов, сохраняется и в Белоруссии, и в Казахстане в настоящее время. И то, что на уровне Конституции муниципальную власть признали видом публичной власти и нашли ей место в структуре вертикали власти - это по крайней мере честно.

- Да, ведь того, что ожидали в любом случае не получилось.

- Тут не просто дело в названиях. Эффективность управления от этого страдала и в конечном счете сами граждане. Поэтому данный момент нужно воспринимать скорее позитивно.

- Обратила внимание на такую поправку в Конституцию. Там обозначается такой термин как «публичная власть». Раньше такого ведь не было. Что это такое?

- Это властная вертикаль, включающая 3 уровня власти – федеральная, на уровне субъекта РФ и муниципальная.

-То есть юридически правильно выстроенная вертикаль.

- Да, потому что СМИ у нас тоже пятая власть, но не публичная.

- СМИ — это четвертая власть. Но и пятая власть существует. Это судебная, в которую тоже, кстати, могут внести изменения. Исполнительная, в которую войдут муниципалитеты. И законодательная, полномочия которой существенно расширяются.

- Муниципалитеты всегда были властью. Другое дело, к какой группе они относились – к гражданскому обществу или все — таки к властной вертикали. И Конституция отвечает на этот вопрос однозначно теперь.

- Если говорить еще о поправках, которые вносятся в российскую Конституцию. Там речь идет об ограничениях для государственных чиновников., для работы правительства, для губернаторов и глав регионов. Конкретно эти ограничения с чем связаны? Почему они понадобились?

- Там есть очень хорошие позитивные моменты. Это прежде всего меры, принятые в целях обеспечения государственной безопасности и суверенитета Российской Федерации. В частности, это касается введения новых требований к лицам, которые замещают государственные должности и должность главы государства.

Сейчас, например, президентом РФ может быть не просто человек, который не имеет двойного гражданства или вида на жительство, но и когда –либо имевший таковое. Здесь мы приближаемся к США, в которых президентом может быть только гражданин США, родившийся в США.

И мы тем самым уходим от тех положений, которые есть в странах третьего мира, где есть внешнее управление. Когда, допустим, глав государств в странах Балтии присылают из Канады, из Соединённых Штатов, которые говорят с трудом.

Также в Конституции прописано ограничение такое. Высшие должностные лица будут ограничены в правах на ведение финансовой деятельности за рубежом, открытие счетов и иных активов.

- То есть закрывается такое окно, через которое могли оказаться в российском правительстве или на руководящих постах люди, которые преследовали бы интересы не нашей страны…

- Человек де – факто гражданин того государства, где он хранит деньги. В нашем глобальном финансовом мире это аксиома.

-Как, интересно, депутаты проголосовали за эту поправку? Мне кажется, у многих российских чиновников, и об этом говорится везде, есть и счета за границей, и недвижимость. Если эти поправки будут приняты, для чиновников достаточно жесткие условия возникнут.

- Безусловно. Ну, что ж, ничего страшного. Любой гражданин может баллотироваться, а может отказаться от участия в выборах. И доверить представление своих интересов другим лицам.

- Еще там указано, что президентом страны может быть человек из государства, которое вошло в состав России. Вероятно, имеется в виду Крым. То есть президент может родиться в Крыму.

- Да, там открываются возможности правовые для тех граждан Российской Федерации, которые родились на территориях, вошедших в состав РФ позднее даты их рождения.

- А что Вы скажете о создании такой структуры, как Госсовет? Это же тоже изменение политического поля.

- Учитывая общий вектор эволюции политических систем ряда государств постсоветского пространства, то такие структуры как Госсовет, Совет безопасности будут усиливаться и повышать свой статус.

- То есть мы возвращаемся к каким-то советским временам? Или нет? Потому что в Конституции написано, что Россия правопреемница СССР. Возможно, что-то хорошее из СССР вошло войти в новую Конституцию...

- РФ всегда была правопреемницей СССР. То, что это прописано, принципиально ничего не меняет. Тем не менее, это определенным образом констатирует и подчеркивает этот факт, которого стыдиться не надо. Потому что СССР для своего времени очень передовое государство.

- А как Вы относитесь к тому, что теперь международное право в нашей стране не будет в приоритете? Будем собственными законами руководствоваться.

- Это едва ли не самый позитивный момент в этом законопроекте. Ни в Конституции США, ни в Конституции Франции, Германии нет принципа приоритета международного права национальному. Такие принципы заложены в Конституции стран третьего мира, начиная от Африки и заканчивая Украиной.

- То есть те страны, которые считают себя лидерами, не позволяют вмешиваться. А мы позволяли до этого? Почему так случилось? Это было намеренное упущение в российской Конституции, которое надо исправлять? И

- Конституцию писали в очень ускоренном темпе. 1993 год. Вы помните, конечно, политический контекст. И ходили слухи. Сошлюсь на монографию профессора Жиганова, завкафедрой политологии МГИМО, где он утверждает, что Конституцию Российской Федерации помогали писать и готовить те же советники американские, которые помогали писать Конституцию Нигерии. Она очень похожей была. Были определенные заготовки домашние. От этого нужно потихоньку уходить.

- Надо было уходить дано, раз международные суды нам диктую свои правила.

- Ну, у нас резких шагов, как правило, не предпринимается. Но эволюционный вектор развития верный.

- Но, в любом случае, те поправки, которые мы с Вами сегодня обсудили, за эти 20 с хвостиком лет давно назрели.

- Я бы даже сказал, что во многом половинчатое, во многом недостаточное – но в целом движение верное. Конституцию не нужно менять, но ее нужно несколько модернизировать, трансформировать, чтобы она защищала, действительно, суверенитет Российской Федерации и безопасность и социально-экономическое благополучие наших граждан.

- Ну, мы не меняем Конституцию, а вносим поправки, необходимые в сегодняшних условиях. И, кстати, в случае социально-экономического кризиса нам нужно иметь свои приоритеты, а не международные.