Насколько жизнеспособна идея «большого университета» для Башкирии?

Смотрите выпуск Насколько жизнеспособна идея «большого университета» для Башкирии?
  • Насколько жизнеспособна идея «большого университета» для Башкирии? | 0
  • Насколько жизнеспособна идея «большого университета» для Башкирии? | 1
  • Насколько жизнеспособна идея «большого университета» для Башкирии?

Наука и образование в перспективе — главные драйверы развития страны. Действует Национальный проект «Наука и университеты», инициированный Владимиром Путиным. На подходе — запуск новой образовательной программы «Приоритет -2030».

В чем главная цель этой программы, как изменится сфера образования в долгосрочной перспективе и насколько жизнеспособна идея «большого университета»? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили заместителя министра науки и образования Российской Федерации Дмитрия Афанасьева.

Наука и образование в перспективе — главные драйверы развития страны. Действует Национальный проект "Наука и университеты", инициированный Владимиром Путиным. На подходе — запуск новой образовательной программы "Приоритет -2030". В чем главная цель этой программы, как изменится сфера образования в долгосрочной перспективе и насколько жизнеспособна идея "большого университета"? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили заместителя министра науки и образования Российской Федерации Дмитрия Афанасьева.
- Башкортостан в последние месяцы часто посещают федеральные гости. С одной стороны, такой интерес радует, с другой, — вызывает вопросы. И один из них – почему такое пристальное внимание к региону? В частности, в сфере образования и науки, например? Объединение двух вузов? Создание Евразийского НОЦ?
- На самом деле все эти вопросы – они в повестке моих встреч, но конечно главный повод – это близящийся запуск новой программы, программы поддержки развития университетов, которая называется «Приоритет-2030», совершенно верно. И, естественно, что Башкортостан как очень студенческий регион рассматривается нами как один из возможных участников этого проекта в который будет отобрано 100 вузов страны.
- В стране, да и в целом в мире, тенденция укрупнения университетов продолжается уже не одно десятилетие. Например, в Германии консорциумный формат интеграции, во Франции – физическое укрупнение университетов. С вашей точки зрения – насколько жизнеспособна и конкурентоспособна идея «большого университета»? Такие вузы действительно становятся заметны в мире, и в чем эта «заметность» проявляется?
- Вы знаете, целью является не механическое объединение вузов, не механическое укрупнение. Целью является выработка такой программы развития университета, который обеспечит развитие региона, отраслей, изменение структуры экономики, обеспечение всей региональной жизни теми кадрами, которые востребованы сейчас и еще больше в будущем.
Поэтому первым то, что мы обсуждали сегодня — а для чего необходима система образования? Об этом мы говорили с главой региона, потом мы говорили с ректорами вузов и с коллективами с которыми встречались. И лишь затем, если коллективы принимают, что их объединение дает более существенные плоды и результаты, тогда требуется объединение. Собственно об этом и была речь сегодня.
- У вас за плечами 10 летний опыт ректорской работы. За это время Череповецкий госуниверситет получил статус опорного вуза, стал центром образования в своем регионе. Как на практике проходил этот процесс? Как вы искали сторонников и убеждали противников, ведь трансформация университета – дело сложное? Достигнуты ли поставленные цели?
- Я принял Череповецкий госуниверситет у прежнего ректора после того, как процесс его интеграции был уже завершен. Он тоже возник как результат объединения индустриального вуза и вуза педагогического с разнородными культурами, с длинной 80-летней традицией в случае одного вуза, ну меньшей другого.
И этот процесс, конечно, шел также не просто. Но результатом, и это мы видим на примере очень многих университетов удачного объединения, является синергия. То есть то, что по отдельности каждый из объединяющихся вузов не мог организовать, но в единстве смог сделать: развитие междисциплинарных исследований, развитие новых перспективных направлений, которые сегодня на стыке. Ну и мы все знаем, что и научные открытия все чаще и чаще делаются на стыках научных областей.
Поэтому — это трудный процесс. Это не простой путь, это иногда болезненный путь, но ради общего результата для благо республики, самое главное для благо студентов, молодежи, мне кажется стоит серьезно задуматься об этом. И написать такую программу развития, которая будет принята и властью, и работодателями и коллективами и самое главное студентами естественно.
- Ну, вот в Уфе сейчас идет объединение технического вуза и классического университета.
- Можно я внесу поправку? Объединение не идет. Идет обсуждение этого процесса. Чтобы объединение пошло оба вуза должны принять такое решение. Никто не имеет права за вузы такое решение принять.
- Хорошо, я перефразирую. В Уфе сегодня идёт процесс объединения технического и классического университетов. Основные опасения – один вуз растворится в другом, студенты не пойдут учиться в неизвестный вуз, педагогическая планка высшей школы снизится. Такой скепсис пор отношению к реформам, изменениям – нормальная практика или существуют примеры положительные, когда все были «за»?
- Я воспринимаю это как совершенно естественный процесс. Вы знаете китайскую пословицу «Не дай вам бог жить в эпоху перемен». Любая перемена связана с неопределенностью, и неопределенность пугает. Поэтому от тщательности проработки вот этого процесса, программы будущего развития. От прояснения смутных, не ясных вопросов зависит качество объединения. И чем больше такого диалога, который был у меня сегодня с коллективами, с ректорами будет проводиться, чем больше людей будут принимать решения с пониманием, тем меньше они будут бояться последствий.
Если они увидят себя в этом будущем, а я уверен, что подавляющее число коллективов имеют шанс в этом будущем себя не только найти, но и получить новые возможности, тем проще будет объединение.
И второй фактор, который влияет на успех объединения – это внешняя позиция.
В Башкирии удивительная, уникальная ситуация, я бы сказал, заинтересованность местной власти, крупнейших работодателей. И министерство также готово поддержать, если будет принято коллективами такое решение. Это существенно повышает шансы на успех этого мероприятия
- Вы сегодня встретились с коллективами обоих вузов. Некорректно у вас, у представителя министерства как основного организатора конкурса, спрашивать о перспективах совместной заявки БГУ и УГАТУ в программе «Приоритет —2030». Но все же, что нужно сделать командам обоих университетов, чтобы успешной войти в программу, получить необходимые ресурсы и возможности для нового развития, стать одними из лидеров в системе высшего образования страны. Что делать, к чему стремиться, с кем конкурировать?
- Ну, итоговая оценка и получение ресурса складывается из трех вещей. Первое – это тот накопленный потенциал, те достижения, те успехи, которые были достигнуты к настоящему моменту — это история. Второе – это качественная программа развития. И третье – это умело доказать перед лицом совета программы то, что все это может быть реализовано.
Сейчас мы понимаем первую часть – потенциал. И по нашей экспертной оценке он, как минимум не хуже претендентов и открывает вузу шанс на участие в программе. Теперь важно принять решение и сосредоточиться на второй части. То есть разработать совместную, если будет такое решение, качественную заявку. Качественную программу развития. Вот это самое сложное, потому что времени осталось не много и его нельзя терять.
- В ходе парламентских слушаний в Совете Федерации, министр Валерий Фальков отметил, что в новой программе «Приоритет 2030» основной упор будет сделан на поддержку региональных вузов, в том числе для того, чтобы поднять уровень и качество образования и исследований в них. Помимо истории с УГАТУ и БГУ, в республике есть и опорный университет (УГНТУ), медицинский университет, а также педагогический и аграрный вузы. На что в программе «Приоритет 2030» может рассчитывать наш нефтяной университет, а также какие перспективы в этой связи у отраслевых вузов, подведов других федеральных министерств и ведомств?
- Перспективы конечно лучше спросить у руководства и коллектива самих вузов – на что они замахиваются. Я лишь могу обозначить тот период в который мы входим. Нам нужно за 10 лет совершить то, что обеспечит место России в числе ведущих научных держав и обеспечит технологический суверенитет, а также пространственное развитие регионов. В общем три не маленькие. Я думаю, что в любой из этих задачи и нефтяной и другие вузы могут найти свое место. Я уверен, что это место им обеспечено. Другой опрос, что нужно уже сейчас об этом думать и не только думать, но и начинать реализацию.
- «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере двое быстрее!» — фразу Чёрной королевы из Алисы в стране чудес сегодня можно смело отнести к сферам технологий и образования. В чем главная цель программы «Приоритет -2030»? «Подружить» образование, науку и производство? Если кратко, в чем основные ставки Министерства, что изменится в науке, образовании страны в результате национального проекта «Наука и университеты»?
- Ну, видите… Первое – Россия остается слава богу общими нашими усилиями в числе ведущих научно-технологических держав мира, но изменения происходят настолько быстро и касаются такого количества сфер.
Смотрите – жизнь, здоровье, технологии, коммуникации, личные, общественные отношения – все меняется. То, что казалось незыблемым подвергается сомнению, появляются новые формы. Если образование и естественно научный институт займут такую консервативную позицию, то они неминуемо и неизбежно отстанут. Но мы же должны наоборот – перевернуть это соотношение – наука и образование должны быть двигателем развития. И в частности – двигателем развития регионов.
Поэтому одни участники программы сосредоточатся на глубоких фундаментальных научных исследованиях и будут двигать научную повестку на самых передовых рубежах, на фронтирах.
Другие участники программы пойдут по треку инновационного развития и помогут своим регионам, своим отраслям в инновационной трансформации. В этом сверхидея программы. То есть разные вузы могут выбрать внутри программы разные траектории, и она достаточно гибко это позволяет сделать. И тут все зависит и от потенциала и от амбиций - на что нацелены и на что рассчитывают участники программы.
И об этом мы сегодня, кстати, тоже обсуждали с ректорами. И, конечно, вот эта связка с регионами является принципиальным фактором успеха.
- Каковы критерии отбора вузов в программу «Приоритет 2030»?
- Есть несколько критериев. Часть критериев носит исторический характер, а часть носит чисто статистический – вузы должны быть достаточно велики. Они должны иметь, например, не менее 4 тыс. очного контингента студентов, должны иметь бюджет не менее миллиарда рублей, должны иметь долю доходов от науки.. Это показывает некие заделы. Все-таки ресурсы в вузе маленьком они ограничены, не достаточны для рывка, а мы хотим все-таки обеспечить рывок.
Но эти ворота очень широкие, в них заходит по нашим оценкам не меньше 250-260 вузов, а дальше уже пошла конкуренция самих программ
- Вам принадлежит фраза — «То, что решалось годами, сегодня мы делаем за считанные часы». Речь о тотальной цифровизации, напрямую связанной с цифровой экономкой? Как «цифра» изменила подходы в высшем образовании и науке?
- Эта фраза относится не только к коммуникации, которую цифра не только облегчила, но и затруднила тоже. Она относится к скорости принятия решений. У нас нет времени на раскачку. Мы должны очень быстро двигаться, но при этом не потерять голову и делать свои действия осмысленно. 90% проектов терпят поражение, потому что они плохо спроектированы. Почему я еще раз адресуюсь к разработке программы – качественной, осмысленной, перспективной.
И второе – надо очень быстро принимать решения. Окно возможностей открывается вот как с этой программой и закрывается. Конечно, можно будет попытаться, не успев с первого раза, надеяться, поскольку у нас будет ротация и неудачники, лузеры покинут программу, прийти на их место в следующие годы. Но все-таки сейчас окно возможностей для 100 вузов. И, мне кажется, но, во всяком случае, я рекомендую университетам воспользоваться этим окном которое потом закроется.
Вот почему нужно быстро принимать решение, а не забалтывать задачу.
- Главное – это действие?
- Осмысленное действие