Владимир Севастьянов о дорожной ситуации в Башкортостане: «Абсолютно бескультурное вождение»

Главный Госавтоинспектор Башкортостана назвал превышение скорости - основной причиной всех ДТП
  • Владимир Севастьянов о дорожной ситуации в Башкортостане: «Абсолютно бескультурное вождение»

В Башкортостане с начала года в ДТП погибли 340 человек, 16 из них дети. Что происходит на дорогах? Почему аварий стало меньше, но смертность в них выше? Есть ли возможность избежать трагедии в дальнейшем? Об этом сегодня поговорим с начальником Госавтоинспекции МВД по Республике Башкортостан, полковником полиции Владимиром Севастьянова.

- Владимир Александрович, здравствуйте! Итак, статистика, которую приводит научный центр безопасности дорожного движения МВД, говорит о снижении числа ДТП на 2,4%.

Погибших и раненых тоже стало меньше. Однако касается это не всех регионов страны. Какова ситуация в республике и что говорят нам цифры?

Действительно, из года в год на территории Российской Федерации наблюдается снижение погибших в дорожно-транспортных происшествиях и раненых в них людей. За 10 месяцев текущего года в Республике Башкортостан на фоне общего снижения дорожно-транспортных происшествий, я имею в виду те ДТП, которые зарегистрированы (и раненых в них людей) действительно наблюдается снижение. Но, по крайней мере на сегодняшний день за 10 месяцев, рост погибших имеется, но небольшой.

Поэтому в этом плане мы продолжаем свою работу - обеспечивать безопасность дорожного движения. Все-таки есть надежда на то, что мы по итогам конца года выйдем как и вся страна на снижение.

Ну, о причинах этого мы поговорим как раз сегодня в нашем интервью. Хочу спросить следующее: наступило самое опасное время года - межсезонье. Темнеть стало быстро. Водители почему-то перестали замечать пешеходов, причем именно на пешеходных переходах. Есть ли этому объяснение? Что делать с таким отношением? И как профилактика может повлиять на подобную ситуацию?

Сложная пора в межсезонье всегда. Ежегодно из года в год мы действительно констатируем эту проблему. В разы увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий и смертей в этих авариях с наездами на пешеходов. Причины банальные: сырая проезжая часть, блики, отражения. Водитель не видит пешехода, который пересекает дорогу, либо передвигается по проезжей части. Соответственно, происходит ДТП.

Мы ждем этого в межсезонье всегда. И в этом плане бросаем практически все силы для того, чтобы обеспечивать безопасность наших граждан на наших дорогах. Мероприятия, рейды, приближение постов к местам возможного появления людей —  школы, общественные места определенные. То есть там, где действительно наша помощь и наша профилактика необходима.

А что показывает статистика? Кто чаще виноват в ДТП с пешими участниками дорожного движения? Сами пешеходы или водители?

Как правило? Если опять же брать статистику, в основном, конечно же, это водители. И профилактику мы организуем, конечно, больше с водительским составом, потому что это та категория, которая управляет транспортным средством как источником повышенной опасности. С пешеходами в этом плане работать сложнее, потому что пешеход отвечает только сам за себя в этом плане. И поэтому он может и допускать нарушения правил дорожного движения, и в рамках пропагандистских моментов тяжелее достучаться до пешехода.

Поэтому большие ставки мы, конечно же, делаем на профилактику нарушений со стороны водительского состава. Если брать статистику, то на регулируемых пешеходных переходах погибли 2 участников дорожного движения — пешеходов. На не регулируемых пешеходных переходах у нас погибли 8 человек. Поэтому работу продолжаем. Максимально, конечно же, еще раз повторюсь, стараемся работать с водителями.

Ну, все-таки, пешеход же не в пустыне переходит, он все равно какие-то элементарные правила дорожного движения должен знать. Вот давайте мы сейчас проговорим, какие правила и знаки все-таки должен знать пешеход?

Первое, что я хочу сказать, что у тех, и других участников дорожного движения должно быть, по крайней мере, какое-то взаимопонимание. То есть пешеход, даже несмотря на то, что он имеет преимущество при переходе проезжей части, должен убедиться в том, что его видит водитель, только тогда начать переходить проезжую часть. Зачастую у нас получается так, что пешеход, зная, что он имеет преимущество, просто-напросто идет спокойно и попадает под колеса. Да, нарушение со стороны водителя, потому что он должен уступить. Но не всегда всё так просто, как, казалось бы, да. Здесь, и погодные условия как раз таки то, о чем мы сейчас выше говорили.

Еще капюшон.

А еще наушники, отвлечение, может быть определенное состояние, либо нетрезвые. Поэтому, что касается водителей, еще раз скажу — самое главное не превышать скорость при управлении своим транспортным средством, чтобы максимально, повторяю, максимально контролировать свое транспортное средство, чтобы вовремя успеть остановиться, вплоть до полной остановки. Поэтому здесь вопрос такой - профилактика, профилактика, еще раз профилактика.

Тут стоит добавить, что перед регулируемым или перед не регулируемым пешеходным переходом водители обязаны снижать скорость в обязательном порядке. Но, тем не менее, все равно пешеход, который ступил на проезжую часть, становится участником дорожного движения. И хоть минимальные правила, но знать он должен.

Я еще добавлю с вашего разрешения. Все, кто имеет транспортное средство и управляет им, даже, будучи пешеходами, совсем по другому себя ведут на проезжей части. Что хочу сказать? Эта категория наиболее подготовленная и здравомыслящая в этом плане. Все-таки даже пешеход, переходящий дорогу, имеющий в собственности либо в управлении транспортное средство, намного лучше понимает водителя, который ему уступает, либо не уступает.

Гладя на статистику, основная категория погибших на пешеходных переходах, да и в целом – это взрослые пенсионеры, либо дети. А вот та категория, которая осталась и которая могла бы управлять транспортным средством, имея в собственности транспорт, тут — минимальное количество погибших. То есть —  возрастной ценз.

Опять таки знание правил дорожного движения.

Добавлю, что как бы то ни было, но в помощь  —  камеры фотовидеофиксации. На тех перекрестках, пешеходных переходах, где камеры, фото видеофиксации работают, там наездов на пешеходов нет. Поэтому водитель, зная, что его видит камера, конечно же совсем по другому себя ведет на проезжей части.

Еще одна тема, которая интересует многих. Все лето в регионе проходила акция «Не рули малай!» Каковы ее итоги и насколько, на ваш взгляд, она показала свою эффективность?

Начну с того, что мы предвидели ситуацию по летнему сезону и по развитию событий, по ДТП, связанными с наездами на пешеходов, с участием детей в управление различными видами техники, с несовершеннолетними. Это была наша инициатива провести такое мероприятие, которое длилось с мая месяца до 31 октября. Что удалось нам или не удалось и какие результаты?

Ну, цифры называть можно разные. Но 16 детей погибли, из них девять детишек находились в салоне транспортного средства, имеется в виду транспорта, когда передвигались с родителями. И семь детей погибли, будучи за рулем того или иного транспортного средства. Это либо байк, либо велосипед, либо самокат.

Анализ показывает, что в этом году в сезон продажа байков, двух колесных транспортных средств возросла в 11-12 раз. Это огромный рост продаж, и мы все прекрасно понимаем, что эта техника, вся выехала на дороги республики. И, соответственно, вот такие вот у нас по окончанию этого мероприятия цифры по погибшим детям. Это даже цифрами тяжело назвать. Это горе. Я боюсь предположить, чем бы все закончилось, если бы мы не проводили данное мероприятие. На самом деле сохранение хотя бы одной жизни это уже победа. Но вот что получилось, то получилось. Поэтому мы работу над ошибками будем проводить. Наверное, более настойчиво привлекать те или иные организации и ведомства в такие мероприятия в будущем.

Думаю, что результаты работы с нашей стороны будут, не говоря уже о том, сколько мы в этом году оформили родителей по статье «за неисполнение обязанностей». Сколько мы детей оформили за управление транспортным средством без водительских удостоверений. Сколько мы поместили на специализированную стоянку транспорта? Цифры заходят далеко за 1000. Сколько жалоб поступало, в том числе и лично на мое имя, максимально старались реагировать на все эти вещи. Такие вот результаты работы.

Еще раз скажу, что могло бы получиться, если бы мы ничего не делали. Наверное, было бы все намного хуже. Поэтому здесь говорить, что выиграли — не выиграли.. Мы эту, скажем так, войну, наверное, выиграли.

Внимание на проблеме заострили. Правительство России поддержало введение в правила дорожного движения, новеллы о запрете байков детям и о наказании взрослых за передачу байков несовершеннолетним. Наверное, пока еще рано говорить о том, что ждет несознательных взрослых. Но, тем не менее, вы уже частично ответили на этот вопрос, сказав о штрафах для родителей. Но у меня вопрос другого плана, о котором вы тоже уже не раз во многих интервью, и нам в том числе, говорили —  почему дети оказываются за рулем транспортных средств? Тут и байки и машины, которые родители оставляют, а дети забирают ключи. Какова основная причина?

Основная проблема — это воспитание и роль родителей в воспитании наших детей. В погоне за тем, чтобы угодить своему ребенку, родители зачастую просто не понимают, какие могут наступить последствия. Поэтому нужно помнить, что в салоне автомобиля пассажир, ребенок. Отец или мама, управляя транспортным средством, превышают скорость, не пристегивают детей, не заставляют, не настаивают на том, чтобы ребенок был пристегнут, нарушают правила дорожного движения. И покупка вот этой дорогой игрушки - транспортного средства, байка в том числе — везде участие родителей. Хочу призвать родителей и попросить, чтобы более взвешенно и трезво подходили к тому, как дети проводят летний отдых и на чем они передвигаются, и — где самое главное.

И, продолжая разговор на эту тему — это пресловутое отсутствие границ, когда родители считают, что если они что-то не сделали для ребенка, то они тем самым ограничили его права.

Абсолютно правильно.

Но в некоторых ситуациях дети пассивные участники ДТП. И каковы причины этого? То есть здесь вина, скажем, грубо — детей или все-таки взрослых, когда дети, находясь в транспортном средстве, в качестве пассажира, все-таки попадают в трагические ситуации?

Мы часть вопроса этого затрагивали в нашем диалоге. Для некоторых родителей наличие ребенка в машине абсолютно ни о чем не говорит. То есть, если отец или мама управляли транспортом в рабочем режиме, превышая или нарушая правила дорожного движения, то наличие ребенка их абсолютно не одергивает и не заставляет как-то более аккуратно вести машину. Вообще родители должны понимать, что в салоне находится ребенок, и он может пострадать, начиная с физических возможностей ребенка. При столкновении, где, допустим, взрослый человек абсолютно не получит никаких увечий, то у ребенка от удара может, допустим, сломаться позвоночник, либо сотрясение головного мозга произойти.

Вы как-то упоминали о низкой водительской дисциплине в республике. Что скрывается за этим красивым термином?

Все мы, управляя транспортным средством, едем либо с работы, либо на работу, либо на выходные дни, видим, как и что вокруг происходит, как некоторые водители управляют своим транспортным средством. Абсолютно бескультурное вождение. Я раньше боялся выражаться такими терминами, но и цифры показывают по погибшим и ДТП, которые мы каждый разбираем и видим, в каком состоянии находился водитель.

Я имею про состояние алкогольного опьянения, как беспечно выезжают на полосу встречного движения. Вообще в каждом дорожно-транспортном происшествии на 100% усматривается превышение скоростного режима. Во всех ДТП просматривается превышение. Будь то наезд на пешехода, будь то столкновение, наезд на препятствие — везде превышение скорости. При соблюдении правил дорожного движения невозможно погибнуть в транспортном происшествии.

Пьяные за рулем: меньше их не становится, несмотря на рейды. Хотя, может быть, сейчас вы опровергните мои слова. Но какова ситуация с этой категорией, я прямо акцентирую — бессознательных граждан? Может быть, у вас есть среднестатистический портрет человека, который садится за руль, будучи в состоянии алкогольного опьянения?

Среднестатистический портрет? Будем считать, что от 25 до 50 лет. Хотя есть даже и пенсионеры 65-69 лет, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии. Цифру одну назову – 13 тысяч 800 водителей в этом году уже задержаны в нетрезвом состоянии. На сегодняшний день 22 000 водителей продолжают передвигаться за рулем, будучи лишенными права управления транспортными средствами. Какие цифры? И это все, что происходит на сегодняшний день на дорогах нашей республики, нашей страны. Кого-то остановило оформление кого -то нет. Даже то, что следующее управление транспортным средством в нетрезвом состоянии уже будет оформляться по будет уголовной статье 261. У нас порядка 1800 в этом году составленных, скажем так, административных материалов и переданных далее для возбуждения уголовных дел в суд.

То есть профилактика, она есть, и она находится на жесточайшем и особом контроле в этом плане. Я лично требую со своих сотрудников, которые находятся в подчинении, просто- напросто — нетерпимость к этой категории. И максимальная внимательность, и несение службы в этом плане, потому что — это потенциальные преступники за рулем, потому что гибнет же большое количество. В одном ДТП могут до четырех человек погибнуть и во всем виновато косвенно или в прямом отношении- нахождение водителя за рулем в том или ином состоянии.

Давайте еще раз напомним, какие кары ждут людей, которые садятся за руль, будучи пьяными.

С недавнего времени у нас увеличился штраф за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения до 45 000 рублей. Лишение прав до двух лет предусмотрено в зависимости отрешения суда. Обязательное постановка машины на стоянку и все, что с этим связано.

Следующий момент, если это повторное управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, это статья 204 прим. один. Как я уже до этого говорил, это уголовная статья, там тоже есть определенные санкции, вплоть до лишения свободы, либо лишение управлять транспортным средством на более долгий срок. А самое интересное! И у нас на сегодняшний день практически 100%-й вариант по 206-й статье —  это лишение транспортного средства и передача его в пользу государства. То есть данный водитель уже эту машину больше у себя не увидит. По решению суда транспорт уходит в пользу государства.

А сколько машин у нас есть, которые арестованы?

Подсчитывал за восемь месяцев. 81 машина ушла уже в пользу государства.

То есть 81 человек?

Пьяный водитель больше эту машину у себя уже в собственности не увидит. Поэтому, меры те, которые на сегодняшний день работают в рамках Кодекса административного, уголовного, я считаю, они достойны. Вопрос ведь не наказать и не привлечь. В целом люди должны просто понимать, что этого делать нельзя. Одно дело, лишенным походить пешком, другое дело в тюрьме отсидеть за то, что ДТП совершил и в результате погибли люди.

Ну, эту психологию, я думаю, что мы никогда не поймем. Наверное, наступит такое время, когда не будут таких правонарушителей. Еще один вопрос —  что означает «принцип массовых проверок»? И какой результат дает такой алгоритм?

Да, есть такое понятие «массовые проверки» на предмет выявления тех или иных административных нарушений. Если мы понимаем, что у нас в том или ином месте на федеральной дороге, региональной дороге, происходит часто дорожно-транспортные происшествия либо по каким-то отдельным нарушениям, допустим, грузовыми транспортными средствами. Мы прекрасно понимаем, что с этой категории водителей мы недорабатываем. Соответственно, организовываем массовые проверки, когда выставляются по несколько экипажей на тех или иных участках, отрезках и организовывается работа конкретно по этим машинам, например, по грузовым либо по выявлению пьяных водителей. То есть мы заранее сообщаем средствам массовой информации, в паблик их публикуем, что будут проходить массовые проверки и личный состав работает сугубо на признаки алкогольного опьянения, то есть сильно не всматриваясь, пристегнут ремнем безопасности или не пристегнут. Документы даже иногда не смотрим. Просто состояние водителя. Эта работа показала свой результат. То есть вообще, на самом деле результат —  это ноль должен быть. Значит, и средства массовой информации, которым мы информацию дали, отработали и водители, которые, допустим, хотели поехать в каком- то определенном состоянии не поехали. Вообще задача, чтобы результат был ноль, как бы это ни звучало.

Бывает такое хотя бы раз?

Бывает, но не в выходные дни. В выходные дни у нас цифры и результаты по выявлению водителей в нетрезвом состоянии, конечно, зашкаливает. По сравнению с буднями. Поэтому в этом плане работа организована, самое главное законодательно закреплена. То есть иногда некоторые вопросы задают в жалобах в заявлениях, почему много экипажей работает в том или ином месте? Вот это и есть массовые проверки. Буквально несколько секунд на проверку: посмотрели — поехал дальше, посмотрели – поехал дальше. Если вопрос по состоянию то прижмитесь к обочине и дальше мы занимаемся и разбираемся.

То есть можно сказать, что вот эти еженедельные рейды, я говорю не про ежедневные, а про еженедельные, себя оправдывают абсолютно?

Абсолютно. Но граждане должны понимать, что в выходные дни, опять же для их же безопасности выходит максимальное количество личного состава Госавтоинспекции. Да и не только Госавтоинспекции, и других служб, потому что с недавнего времени организована практика смешанных нарядов. То есть сотрудник Госавтоинспекции, участковый, сотрудники Госавтоинспекции, сотрудник патрульно-постовой службы — максимальное количество личного состава выходит на дороги, дабы по возможности постараться проконтролировать все направления.

На прямой линии Радий Хабиров назвал грузовой транспорт, раз уж мы про него тут в контексте заговорили, главной причиной разбитых дорог в республике. А вы в телеграм канале объявили о старте спецоперации «Грузовой автомобиль». Каковы цели задачи? Какие результаты ждете от этого всего?

По разбитым дорогам и всем, что связано с грузовым транспортом, немножко не по направлению Госавтоинспекции. Здесь мероприятия были нацелены и организованы для того, чтобы, не побоюсь этого слова, приструнить водителей грузовых транспортных средств. Потому что как раз-таки на тот момент мы понимали, что данная категория водителей у нас находится без контроля в плане соблюдения правил дорожного движения.

Это отсутствие документов, лишённые водители, не имеющие категорий перевозки грузов, не закрытых бортов, не читаемый госномер, внешность, бытовые приборы, отсутствие техосмотра, отсутствие тахографа. До сих пор эта операция продолжается. Мы стараемся как-то достучаться до этой категории водителей грузового транспортного средства в рамках профилактики и требований определенных по кодексу. Поэтому было, было принято решение организовать данное мероприятие.

Ну и плюс резонансное дорожно-транспортное происшествие в Уфе. Все мы о нем знаем. Оно показало нам, что мы с этой категории просто недорабатываем. Отсутствие техосмотра, отсутствие тахографа, отсутствие страховки, отсутствие у водителя категории, вообще не имеющих право управления таким видом транспорта. Ну и само техническое состояние транспортного средства. Поэтому мы стараемся охватить профилактикой всех участников дорожного движения данного направления.

Еще несколько вопросов у меня есть. Первый — правда ли, что камеры фото видеофиксации стали фиксировать не застрахованные по ОСАГО машины? Если нет, то когда эта новелла вступит в силу и как будет действовать новый закон?

Действительно, есть такая информация, она обсуждается. Было дано поручение разработать данное направление в плане выявления административных нарушений. На сегодняшний день, пока эта мера не работает, но камеры имеют техническую возможность эти моменты с номерами включать. Но, пока эта мера находится в разработке, и пока она не работает.

А меры, касающиеся не пристегнутого ремня и мобильного телефона, работают?

Это все работает. И есть определенные результаты работы: и разговор по сотовому телефону и ремень безопасности - уже выявляется и штрафы приходят к владельцам транспортных средств, к водителям.

Глава республики на последнем оперативном совещании поручил усилить меры безопасности в преддверии зимы. Какие именно шаги будут предприняты?

Каждый год в преддверии зимы мы организовываем работу в плане совместных мероприятий с содержателями дорог, с Министерством транспорта. Есть у нас проблемные участки, где заносит снегом проезжую часть. Все мы о них знаем прекрасно. Перечислять их не будем, там их порядка 12 мы насчитали, и, соответственно, в этом плане мы действительно работаем. Плюс у нас на протяжении двух лет в зимний период имеется практика ограничения движения на тех или иных участках дорог нашей республики. Сразу говорю, чтобы все относились к этому с пониманием, потому что иногда можно не предпринимать каких-то срочных мер по перекрытию тех или иных направлений, получить резонанс и другие транспортные происшествия, связанные с перевозкой пассажиров, автобусов, с грузовым транспортом, фурами и так далее. Поэтому, еще раз скажу, мы второй год подряд просто-напросто закрываем вместе с подрядными организациями

определенные участки дорог и занимаемся в этот момент очисткой их от снега. Потом уже спокойно открываем, и наши граждане спокойно могут передвигаться в тех направлениях, в которых собирались ехать. По-другому правильно и быстро почистить проезжую часть не получается. Техника работает, снег летит, начинают обгонять и получается так, что происходит ДТП. Поэтому каждый год готовимся, руку держим на пульсе в этом плане и, та практика, которая складывается, она работает.

Еще одна мера. Ну, мне как водителю, по крайней мере в Уфе, знакома — снижение разрешенной скорости движения. Она тоже будет применяться так же, как и в предыдущие годы на проспекте Салавата Юлаева, на трассе Р240?

Это точечно. Мы в этом плане будем, конечно же, какие-то решения принимать, но не на постоянной основе. И не каждый год в одних и тех же местах, Будем смотреть по анализу аварийности, еще на мостах и мостовых сооружениях. Где-то у нас осталась в этом году колея определенная, там тоже будем снижать скорость. Поэтому сразу еще раз говорю, прошу к этим нашим, скажем так, инициативам относиться с пониманием. Это все делается для того, чтобы сохранить жизни, снизить скорость, оградить людей от последствия ДТП, которые могут случиться на этих участках.

Раз уж мы говорим о межсезонье и о преддверии зимы задам вопрос про водителей. Одни уже в зимнюю резину переобулись, другие еще ездят на летней. Все-таки, когда нужно менять резину и на что в нынешней дорожной ситуации обратить внимание?

Вообще законодательно установлено, что отсутствие в зимний период зимних колес является административным нарушением и с 1 декабря водители, которые эксплуатируют свои транспортные средства, обязаны поменять летнюю резину на зимнюю. Еще раз скажу, после 1 декабря — это уже будет являться административном правонарушением. За это предусмотрены определенные штрафные санкции. Вообще то те, кто немножко переживает за себя и за других участников дорожного движения, уже давно это все уже сделали и спокойно ездят. И каждое утро не думают, как они будут добираться от точки А до точки Б потому что все готово. Машина готова к зиме, к эксплуатации, наверное, проведено ТО определенное. Самое главное — летнюю резину поменяли на зимнюю резину.

А пожелания? В зимний период совсем должен быть другой стиль вождения: холодное полотно проезжей части, снежный накат, где то гололедица.. Все, что было летом зимой, не работает. Транспорт должен двигаться медленнее. Скоростной режим должен быть сдержанный. Ну и, соответственно, конечно же, максимальное соблюдение правил дорожного движения и самое главное —  скоростного режима.

Спасибо большое, Владимир Александрович. За то, что выбрали время, пришли к нам в студию, ответили на все к нынешнему моменту вопросы. Надеемся еще раз встретиться и поговорить о профилактики дорожно-транспортных происшествий и вообще о дорожной ситуации в республике.

Спасибо вам.

Нашим телезрителям, напоминаю о ситуации на дорогах Башкортостана и о мерах профилактики ДТП. Мы сегодня беседовали с главным Госавтоинспектором Республики Башкортостан Владимиром Севастьянова.