Топ-3 России: как Башкортостан стал одним из самых креативных регионов страны

Недавно Башкортостан вошел в топ-3 финалистов Национальной премии в номинации «Креативный регион»
  • Топ-3 России: как Башкортостан стал одним из самых креативных регионов страны

В Уфе впервые вручили республиканскую премию «Создатели», учрежденную по инициативе Главы Башкортостана Радия Хабирова. Но за красивой церемонией стоит серьезная экономическая стратегия. Как «мягкий» творческий ресурс превращается в «твердые» проценты ВВП? Что общего у музыканта, IT-специалиста и дизайнера в современной экономике? И как традиционные ремесла встраиваются в новые тренды? В программе «Вести. Интервью» на телеканале «Россия 24 Башкортостан» на эти вопросы ответила руководитель Дирекции креативных индустрий РБ Мария Орешникова.

Креативные индустрии — это не просто про творчество. Это 16 конкретных направлений экономики, закрепленных в федеральном законе. Эксперт отметила важную грань: «Хобби – это когда вы любите что-то создавать. Безусловно, вы креативный человек, но не являетесь частью креативной экономики. Креативные предприниматели — те, кто зарабатывает на креативных продуктах».

Глава республики назвал творцов «основами эмоционального состояния общества». Не страшно ли брать на себя такую ответственность — быть «инженерами душ» и при этом отчитываться по вкладу в ВВП? По словам Марии Орешниковой, страх и ответственность несовместимы. «Задача сложная: сложно противопоставлять экономические показатели душе. Но мы должны перейти от мысли, что художник должен быть голодным, к мысли, что художник может быть богатым. Если через свои продукты ты можешь транслировать ценности — ты можешь на этом и заработать», — подчеркнула она.

Премия «Создатели» — не старт, а логичное продолжение системной работы. Важной особенностью стали кросс-индустриальные номинации. «Мы не выделяли лучших музыкантов или айтишников. Мы выделяли лучших предпринимателей, события, наставников. Такой подход позволяет понять, что мы конкурируем на одном экономическом рынке, используя разные инструменты — музыку, текст, код — для трансляции смыслов», — рассказала руководитель дирекции.

Недавно Башкортостан вошел в топ-3 финалистов Национальной премии в номинации «Креативный регион». Эксперт призналась, что это большая победа и знак верного курса. «Мы стали заметными на федеральном уровне. Коллеги из других регионов отмечают, что у нас есть все шансы в следующем году стать не только финалистом, но и победителем. К чему наша большая команда и стремится», — заявила она.

На первом этапе грантовой поддержки творческих проектов было заложено 25 миллионов рублей. Эти средства — не просто финансовая инъекция, а инвестиция в бизнес-модели. «Чтобы получить средства, нужно показать бизнес-модель и софинансирование не менее 50%. Мы не делим на крупных и мелких — важнее решимость стать партнером государства», — пояснила Мария Орешникова. Особенно ценно, что средства можно направить на маркетинг и продвижение — один из самых частых запросов креативщиков.

Гранты — это всегда документы и отчетность, что может пугать творческих людей. Как минимизировать бюрократическую нагрузку? Эксперт рассказала, что в республике создана целая система помощи: «У нас есть подробные инструкции, чат-бот, горячая линия «Моего креативного бизнеса». Формы максимально упрощены. Но это и точка роста для предпринимателей — принятие бизнес-стандартов, включая документооборот».

А что делать тем, кто далек от трендов, например, мастеру народных промыслов 50+? Как вписать традицию в инновацию? По словам Марии Орешниковой, «серебряная экономика» — одно из перспективных направлений. «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу. Можно сохранять ремесло, но открывать его миру. Если человек хочет стать частью экономики, важно научиться слышать рынок: понять, как и где продать свой традиционный ковер, как оценить его стоимость», — считает она.

Кадры для креативной индустрии в Башкортостане растят «с младых ногтей». Как рассказала Мария Орешникова, помимо ссузов, вузов и допобразования, в этом году стартовал уникальный школьный проект: «Мы запустили классы креативных индустрий в четырех школах Уфы и Березовки. Дети уже в средней школе получают азы креативного предпринимательства». Но, по словам эксперта, одной системы образования мало — огромную ценность имеет живое наставничество от практиков внутри самого креативного сообщества.

Федеральный закон о креативных индустриях дает регионам большую свободу, что, по мнению эксперта, является большим плюсом. «Регион сам решает, какие меры поддержки создавать с учетом своей специфики. Эта возможность — очень важная составляющая для эффективного развития», — заявила руководитель дирекции.

В завершение эксперт призналась, что вся работа ведется большой командой во главе с Главой республики. «Мы делаем все, чтобы креативные индустрии в Башкортостане развивались. Наш успех на федеральном уровне — лучшее тому подтверждение», — резюмировала она.