Сегодня интервью- прямо на сцене государственного академического русского драматического театра. Наш собеседник- художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России и Республики Башкортостан Михаил Рабинович.
Вы сейчас видите декорации спектакля, над которым мы работаем. Спектакль «Крепостные» по произведению Николая Лескова, режиссер Ильдар Гилязев. И показывать мы будем в новом сезоне этот спектакль. Но открывать сезон мы будем спектаклем, которого очень просит зритель- «Голубой камеей». Хотя мы и сыграли его уже много-много-много раз, тем не менее, зритель просит открыть театральный сезон именно «Голубой камеей».
К сожалению, мне некогда ходить вечерами в другие театры. Я думаю, другим театрам тоже. Мы вечерами смотрим свои спектакли, мы не оставляем их без присмотра. Потому что сегодня очень важна проблема качества спектакля. Поэтому мы осматриваем все спектакли. А сейчас будем открывать сезон, будем репетировать все спектакли, потому что нужно их «вычищать», нужно, чтобы они сегодня жили. Время идет вперед и мы должны соответствовать этому времени. Поэтому идут работы и над идущими спектаклями, и над новыми спектаклями, которые появятся в новом сезоне. Но музыкальных пока мы не намечаем. Надо остановиться, иначе мы превратимся в другой театр.
Этот сезон будет непростой. В 2019 году 100-летие республики Башкортостан, также 100-летний юбилей замечательного поэта, драматурга и писателя, замечательного человека Мустая Карима. Конечно, мы не можем это пропустить. Конечно, мы готовимся. Во-первых, будут премьеры, которые должны соответствовать праздничному настроению республики. Мы сейчас восстанавливаем и хотим дать новое дыхание спектаклю «Луна и листопад» по произведению Мустая Карима «Помилование». Для этого спектакля мы взяли молодых артистов из Красноярска, которые будут исполнять главные роли. Они уже вошли в нашу труппу. Если в этом спектакле играют совсем молодые артисты, то сам материал становится очень трогательным и очень мощным. Потому что произведение Мустая Карима «Помилование» совершенно гениальное. И нам хотелось бы, чтобы в новом сезоне этот спектакль снова ожил.
Ребята-выпускники приходят в театр разные. Школы-то разные. Какие удачные, а какие не очень. Где-то ребята чему-то научились. А где-то ещё не успели, потому что это совсем-совсем дети. В театре — вот там начинается учеба самая настоящая. Когда я оканчивал Щукинское училище, наш педагог-ректор Борис Захава говорил нам так: «А теперь забудьте всё, чему вас учили». Значение этих слов я понял не сразу. Потому что нужно работать в театре по-новому, по-другому. И от каждого режиссера очень многое зависит. И нужно сохранить себя, и нужно сопротивляться, может быть. А может быть, от чего-то отказаться.
Да, 35 лет прошло, как я пришел в этот театр в качестве главного режиссера. Почти 50 спектаклей на родной сцене. Любимчики? Есть. Ну, это самые первые спектакли –«Эшелон», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Касатка». Я к своим спектаклям отношусь очень серьезно. Редко когда мне какие спектакли нравятся. И даже не нужно, чтобы кто-то ругал. Я сам ругаю себя сильнее всех.
Какие планы? Я очень надеюсь на этот сезон. Мне хочется, чтобы он получился. Сегодня очень трудно работать. Театр очень сильно зависит от времени, в котором мы живем. Найти режиссера сегодня для постановки в театрах очень сложно, найти хорошего режиссера практически невозможно. Иногда мы ошибаемся. Иногда я понимаю, что это не то, чего бы хотелось. У меня появилась пьеса, которая, как мне кажется, сегодня нужна. Пока не буду говорить какая, ладно?
Я несколько лет не ставил спектакли. Получалось так, что режиссер делает спектакль, а мы с артистами его заканчиваем, или переделываем. Потому что мы знаем, что сегодня понравится нашим зрителям. За 35 лет, поверьте, я знаю, на что зритель пойдёт и на что не пойдет, что ему понравится и что ему не понравится. Поэтому мы стараемся ликвидировать те погрешности, которые появляются при постановке режиссеров со стороны. Надо же соответствовать! Надо соответствовать театру, республике и нашим зрителям, конечно.