"Это большая для нас проблема, поскольку сама маркировка "халяль" никак не защищена, то есть ее может наносить любой человек, любой производитель. Но это вопрос репутации. Здравомыслящий бизнесмен понимает, что это – рынок серьезный. Мы отвечаем только за своих производителей", – рассказал во вторник, 5 июля 2022 года, в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" директор Департамента ТПП РБ по сертификации "Халяль", эксперт-аудитор стандарта "Халяль" ДУМ РБ Ильнур Мухаметзянов.
"Халяль – это не только о продуктах питания. Это и финансы, взаимоотношения, услуги, скажем, туристические услуги, фармацевтика. Важно понимать, что "халяль" - это арабский термин, означает "разрешенный", "дозволенный". "Харам" – это "запрещенный".
Запрещено: свинина, кровь, мертвечина, и все, что заколото без упоминания имени Всевышнего. Чтобы мясо стало халяль, животное должно кормиться экологически чистыми кормами, то есть должна отсутствовать мясокостная мука. Должно быть хорошее отношение к животному. Питье. И сам процесс убоя должен быть безболезненным максимально, насколько это возможно. Не травмировать, не пугать животное, поскольку выходит адреналин, мясо теряет вкусовые качества. Нельзя точить при животном ножи, нельзя, чтобы оно видело, как висят туши других животных. Поэтому делаем шторки в убойных цехах. Длинным ножом быстро перерезаются все четыре канала с молитвой на арабском языке, что по-русски значит “Во имя Господа”. Важно, чтобы человек был верующий, соблюдал каноны ислама. В этом случае мясо становится для нас халяль, то есть дозволенным”.
Когда продавец мяса говорит, что не продает свинину, это еще не значит, что на его прилавке – халяль.
"Свинина – как ни молись, как ни перерезай, мусульманин ни мусульманин – останется харамом, то есть запрещенной. Всевышний запретил – мы к ней не прикасаемся. И запретил то, что заколото без упоминания Всевышнего, то есть пусть это будет конина, баранина, говядина, мясо кролика, птицы, – если не упомянуть эти слова ("Во имя Господа" – ред.), и будет зарезано неверующим человеком, то это мясо будет харам, то есть запрещенное для нас", – пояснил в эфире Ильнур хазрат.
Также в интервью:
алкоголь, опьяняющие, ядовитые вещества, то есть то, что вредит здоровью человека, – харам;
кумыс – лечебный напиток, но его можно пить только свежим;
если в молоке отсутствуют запрещенные компоненты, то оно – халяль;
если присутствуют в составе продукции ингредиенты животного происхождения (глицерин, например, в составе мыла), то компания должна запросить у поставщика сертификат о том, что это – жиры из халяльных животных;
синтетика считается неэкологичным продуктом, но это и не хара;
когда пишут "халяль" о продукции растительного происхождения, это больше касается маркетинговых приемов.
"Когда пишут, что яйцо – халяль. – это маркетинговая часть, но она не противоречит сути халяля и ислама. И, во-вторых, это значит, что куриц-несушек кормят экологически чистыми кормами без мясокостной муки. При этом мы не говорим, что яйцо без маркировки "халяль" является для нас харамом. Тут выбор потребителя.
Я как мусульманин захожу в магазин, вижу маркировку халяль. Пусть это будет чай. Чай – трава, в этом продукте нет запрещенных ингредиентов, запрещенной травы, которая будет вызывать одурманивающий эффект, что вред принесет здоровью. Соответственно, это – халяль, то есть дозволенное, поэтому может маркироваться знаком "халял".
Очень часто производители обращаются за сертификацией меда.
Если говорить про экспорт в исламские страны нашего меда, там нет потребности, чтобы маркировать как халяль. Но это и не помешает. Потому что халяль – на устах наших потребителей, это равно качеству продукции. Халяль должен быть качественным продуктом”, – подчеркнул Ильнур хазрат.
Статистика показывает, что порядка 80% потребителей продукции халяль не мусульмане, а представители других конфессий.
На первом месте всегда – санитарные нормы и качество.
Производитель халяль отвечает за качество собственной репутацией.
"Мы как раз с "Продуктом Башкортостана" работаем в этом направлении. И с ГКО "Испытательный центр". То есть прежде чем выдать сертификат производителю, требуем лабораторные анализы на продукцию.
Что касается производителей, совесть – очень важный аспект. Прежде чем выдавать сертификат, мы общаемся с собственником предприятия, то есть нужно понять, насколько он понимает, что это такое. Мы объясняем важность того, на какой путь он встает. Потому что поставить логотип, этикетку "халяль"…на этом работа не заканчивается. Это репутация на долгие годы. Производитель, собственник должен понимать, на какой шаг идет".
"В исламе разрешено все, кроме того, что запрещено".
Халяль – это новые возможности, новые рынки сбыта.
Туристические маршруты и туры тоже могут быть халяль.
"Что значит халяльный туризм? Начиная от гостиниц: это халяль-питание, меню; это коврики для намаза и направление, в котором совершается молитва; это туристическое направление, маршрут по городу, посещение мусульманских центров; это придорожные кафе, молельные комнаты – полностью до конечного пункта. Должны быть условия для мусульман, чтобы они комфортно весь маршрут прошли. Это не только для мусульман, это для всех, кто предпочитает такой образ жизни, где отсутствует алкоголь, какой-то шум и т.д.
На сайте ДУМ РБ можно найти мобильное приложение, которое можно скачать. Там указаны пункты общественного питания халяль, и места, где путник может остановиться и совершить молитву. Время молитвы указано и т.д. Очень удобное приложение. Могут воспользоваться и гости республики", – пояснил Ильнур хазрат.
Звонок: "Я из Стерлитамака звоню. Мы берем халяль. Во всех магазинах есть турбаслинские куры (и голень, бедра) халяль. Так продавцы говорят, что халяль. А они халяль или нет?"
Ответ: "Спасибо за вопрос. Это топовый вопрос, самый важный: халяль или не халяль? Это большая для нас проблема, поскольку сама маркировка "халяль" никак не защищена, то есть ее может наносить любой человек, любой производитель. Но это вопрос репутации.
Есть юридический подход к этому вопросу. Мы его сейчас разрабатываем, чтобы можно было пользоваться на юридическом поле.
"С точки зрения шариата, если написано "халяль", производитель взял ответственность на себя перед Всевышним".
"Если он обманул, на нас грех не ложится. Производитель будет в ответе, как говорится, либо в этой жизни, либо в той жизни. Бумеранг прилетит, это сто процентов.
Здравомыслящий бизнесмен понимает, что это – рынок серьезный. Вопрос репутации, совести, доверия – да.
Здесь у нас ситуация какая. В Башкирии работает около восьми органов сертификации халяль, которые выдают бумагу на три года на основании справки муллы, имама, который один раз пришел, посмотрел, сказал, что соответствует канонам ислама, и на основании этой справки выдают сертификат на три года. А мулла ушел дальше заниматься своей деятельностью. Вопрос контроля, вопрос полного цикла – кто за этим следит? Кто будет отвечать?
Отвечает ДУМ РБ, нам поступает огромное количество звонков по той или иной продукции из разных регионов.
"За весь халяль спрашивают у нас, просят дать оценку, подтвердить. Мы отвечаем только за своих производителей".
"Как проходит процедура сертификации халяль? Запрашиваем сначала список продукции, наименования товара. Состав, что входит. Если видим в составе запрещенные продукты, просим их заменить. Их заменяют.
Смотрим всю документацию. Выезжаем на аудит предприятия. Проводим аудит в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, СанПина. Проверяем склады, помещения, морозильники.
Проводим обучение сотрудников по теме халяль и харам. И проводим письменную аттестацию, по баллам оцениваем, и каждому сотруднику даем документ о том, что он является консультантом по стандартам халяль, так как он прошел обучение. И даем основной сертификат на все производство.
И встает вопрос, кто это будет контролировать. То есть мы приехали, перед нами все красиво сделали, все правильно. Мы уехали, а что дальше они делают? Поэтому мы закрепляем за этим предприятием аудитора-эксперта, который работает у них в штате, и будет следить за всем циклом производства, начиная от входящего сырья, до полок магазина. Без него мы не выдаем сертификат халяль ни в коем случае.
Независимые эксперты-аудиторы, прошедшие обучение, будут курировать это направление в районах республики.
"Там, где недобросовестные производители будут ставить знак "халяль", эксперты будут выезжать, разъяснять, вести просветительскую работу. Если будет игнорироваться, будем юридически подходить к вопросу. И через соцсети распространяем информацию, что в связи с утратой доверия, нарушения договора, данное предприятие не соответствует халяль, мы отзываем сертификат.
Мы выдаем сертификат на один год, потому что меняются сотрудники, понимание вопроса. Многие потребители не смотрят на сроки. Многие сертификаты просроченные”.
Потребители должны научиться требовать сертификат халяль. Это позволит очистить рынок халяль-продукции от фальсификаций.
Надпись "мусульманский" на упаковке продукта не означает, что это халяль.
"Мы видим, например, "мусульманские" пельмени. Хотя слово "мусульманин" переводится с арабского языка как "покорный Всевышнему", там может быть дизайн – картинка с мечетью, что-то на арабском пишут, но это не халяль. Только если есть знак “халяль”, есть сертификат", – подчеркнул директор Департамента ТПП РБ по сертификации "Халяль", эксперт-аудитор стандарта «Халяль» ДУМ РБ Ильнур Мухаметзянов.
Звонок: "Я покупаю продукты в магазине халяль. Я привыкла, и обслуживание хорошее, и девушки вежливые, но там продают колбасы, производитель г. Самара. И там написано в составе – свинина. Это допустимо или нет? Мнение хазрата хотелось бы услышать".
Ответ: "На самом деле, это рынок, коммерческий отдел, где и алкоголь может продаваться. Там, где совместно продается халяль и харам, они должны быть в отдельных камерах, витринах, как минимум, перегородка, прозрачное оргстекло между ними ставится. Халяль – отдельно, харам – отдельно. Как минимум. На сегодняшний день рынок не может, не все могут позволить себе иметь чисто халяль-магазин.
Когда мы приходим на рынок мясной, там продают конину, говядину, баранину, и пишут "халяль ит" – "халяль мясо". И когда ты с бородкой проходишь, говорят, сынок, покупай мясо, у нас халяль. А кто поставщик? “Мусульманин вооот с такой длинной бородой”. Как будто это показатель. На самом деле, много кто носит бороду в наше время.
Дальше вопрос. Посмотрим цепочку. Поставщик-мусульманин, соблюдающий, привез халяль-мясо, он завозит его на рынок. То есть это должно пройти через руки грузчика, который также прикасался с утра и к свинине, и к не-халяль. Затем это – в тележку, к ветеринарному врачу на стол. То есть там должна быть отдельная пленка чистая. Отдельные ножи. Инструменты.
"Ветеринарная служба к нам относится положительно, с пониманием, идет навстречу".
Общие инструменты, общий пенек для рубки – все это соприкосновение с не-халяль, с не-чистым, превращает халяль-мясо в харам. Вроде поставщик халяль привез, а на витрине – харам. И пока нет человека, который бы проконтролировал всю эту цепочку, мы сомневаемся в этой продукции. А если мы сомневаемся, то мы от этого отходим”, – рассказал Ильнур хазрат.
Халяль-индустрия развивается. Есть специализированные халяль-магазины.
"Дополняется дорожная карта по развитию индустрии халяль на внутренние и внешние рынки, поскольку это потенциал и перспективы не только нашей республики, но и России. Задача и президентом РФ поставлена работать в этой отрасли. Учитывая нынешнюю ситуацию, для нас открывается исламский мир, куда нужны наши продукты питания халяль. И это должно подтверждаться сертификацией.
На днях провели круглый стол на площадке Института экономики БГУ, наметили планы, будем развивать по всем сферам. Это и исламские финансы. Для нас это актуально, и для многих это что-то новое, поскольку многие знают, что мусульманам непозволительно брать кредиты, проценты, поэтому исламский банкинг, финансы имеют место быть для развития халяль-индустрии в чистом виде.
Халяль-индустрия – это и экономика, и экспорт, и бизнес, и финансы. Но для мусульман, это, прежде всего, – религиозная составляющая.
“Если мусульманин съест харам, у него 40 дней не будет приниматься мольба. Поэтому мы к этому так щепетильно относимся.
Мы готовимся также к школьному сезону. У нас девять районов республики переведены на халяль-питание. И здесь мы проблем со стороны родителей не видим. Мы никого не заставляем, есть выбор. Те комбинаты питания, которые видят необходимость в этом, сами к нам обращаются. Есть дети, которые не кушают в школах, у них появится возможность”.
Директор Департамента ТПП РБ по сертификации "Халяль", эксперт-аудитор стандарта "Халяль" ДУМ РБ Ильнур Мухаметзянов рассказал также, как будет праздноваться в июле Курбан-байрам.
"Это месяц жертвоприношения, приближения к Всевышнему. Совершаются благие дела. ДУМ РБ выдали квоты, и первые паломники сейчас совершают хадж.
В этом году, как и в прошлых годах, на двух площадках будут проходить жертвоприношения: это Северный автовокзал и в поселке Зинино торговый дом «Караван», люди могут туда обратиться и выбрать барашка”.
Ильнур хазрат напомнил, что одна треть жертвенного животного раздается нуждающимся, одна треть остается себе, одна треть – родственникам, близким.
Курбан-байрам продлится с 9 по 11 июля.