Эксперт: "Задача такая, чтобы человек проводил отпуск в Башкирии, и не только летом"

Гость программы - эксперт по вопросам развития внутреннего туризма, член СПЧ при Главе РБ, автор туристического проекта "Дом 61" Рина Гринберг.
Эксперт: "Задача такая, чтобы человек проводил отпуск в Башкирии, и не только летом"

"Мы, с точки зрения развития туризма, природного туризма, с остальным миром идем с отставанием в несколько десятилетий. Ну, так давайте мы используем все их ошибки, посмотрим на цифры, статистику. Включим голову", – призвала 26 июля 2022 года в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" эксперт по вопросам развития внутреннего туризма, член СПЧ при Главе РБ, автор туристического проекта "Дом 61" Рина Гринберг.

"Первое: государство должно сделать дороги к туристически привлекательным местам. У нас часто потоки, которые в сезон идут, упираются в плохие дороги. Бизнес туда не заходит, потому что отсутствуют и дороги, и электричество, и мобильная связь. Когда государство сделает обеспечивающую инфраструктуру и будет ее поддерживать, территории начнут развиваться уже практически сами.

Разумеется, нужна поддержка от государства с точки зрения прямых финансовых вливаний.

Существующие меры поддержки – кредиты, льготные кредиты и т.д. – в моем понимании, недостаточно эффективны для микро- и нанобизнеса, который работает “в поле” и создает историю туризма природного в Башкирии.

У нас огромное количество туризма “полевого” – в серой зоне, неофициально работает. Снизьте УСН, упростите правила игры – вы получите от этого гораздо больше, чем потеряете мифическими выпадающими доходами.

Я поднимала данные, когда у нас была льгота УСН, когда были ковид-ограничения, снижения по сбору налогов не произошло, даже выросло, потому что проще платить 1% и ни о чем не думать. Мы вышли с этой инициативой, пока ее не воспринимают.

Не нужно ничего придумывать! Есть наука, экономика, мировой опыт, статистика. Просто возьмите и делайте, что работает, что уже доказало свою эффективность.

  • Нужны субсидии, нужны гранты.

Я человек, который "в поле" работает, мы сами построили гостевые дома с использованием грантовых средств, могу точно сказать, что это – хорошая эффективная история, потому что деньги доводятся напрямую непосредственно полевому игроку.

В прошлом году был объявлен конкурс, около 200 предпринимателей подали заявки, но, к сожалению, конкурс – не знаю по каким причинам – не был доведен до результата. Мне бы очень хотелось, чтобы рассматривали комплексно все: существует ли поток в этой локации, существуют ли перспективы дальнейшего развития. Бывает так, что грант получает какой-то предприниматель, и на реализации его проекта вся история заканчивается. А надо смотреть, что дальше будет происходить. С получением субсидии или гранта все должно только начинаться, а не заканчиваться".

Туристическая отрасль Башкирии получит господдержку в 31,5 млн рублей. Средства направят, в частности, на строительство трех многофункциональных визит-центров в Уфе. По мнению эксперта, визит-центры необходимы, но в них должны работать суперпрофессионалы.

"Визит-центр – это место, куда приходит человек, чтобы получить информацию о территории и локации.

Прямой контакт с человеком, объяснение, уточняющие вопросы. Он может узнать, где ему остановиться, где покушать. В визит-центре он должен иметь возможность купить сувенирную продукцию, в том числе.

Визит-центр, по сути, – тактическая точка входа в территорию.

Визит-центр очень нужен. Он должен быть профессиональный. Люди должны гореть, обожать этот город, знать республику, потому что трудно продать то, во что ты не веришь, что ты не любишь. То есть кадры должны быть очень крутые.

  • Сервис у соседей – лучше.

Соседние области я проехала. Не хочу выглядеть грубой, но с точки зрения работы с клиентами, они лучше умеют работать с людьми. От них я получу концентрированный ответ гораздо быстрее и более понятный, с желанием, чтобы мне было хорошо, в первую очередь, а во вторую очередь – желание заработать на мне. У нас коммуникация сложновата в этом плане".

Рина Гринберг – автор проекта гостевых домов "Дом 61" в д. Николаевка Белорецкого района.

"Смотрю по Белорецкому району, у нас в летний период больше половины гостей – соседние регионы: Челябинская область, Пермский край, Свердловская область и т.д. Они очень активно путешествуют летом по Башкирии. То есть они не через Уфу едут, они в интернете нас находят.

У нас есть программа по развитию придорожного сервиса. С шагом 150 км можно всегда найти чистый туалет. Отличное питание везде на трассе. Все есть. Другое дело, если человек не получает эту информацию в интернете, надо ему объяснить.

  • В Уфе есть все, но Уфу надо доупаковать.

Мало, чтобы в городе был хороший музей или кафе, это должно быть связано некоторой историей, какими-то экскурсионными нитками, должно проходить через визит-центры и т.д.

Этим сейчас занимаются, чтобы в Башкирии развивался не только природный туризм, который, очевидно, в Башкирии достаточно активный существует, но и городской туризм, конгрессионный туризм – это отдельная сфера. Это когда у нас проводятся какие-то большие форумы, мероприятия, приезжают делегации, они живут в отелях, совершают путешествия и т.д. “Фольклориада” – пример конгрессионного и событийного туризма.

  • Туризм – индустрия впечатлений.

Эмоции вы получаете тогда, когда с вами происходит то, что с вами не происходило ранее, когда из привычного круга вы вырываетесь, оказываетесь в какой-то новой истории, в новой среде, у вас новый вид перед глазами.

Башкирия сильна природным туризмом, но наши санатории приносят в бюджет гораздо больше, чем все остальные путешествия, сплавы и т.д.

У нас есть и медицинский туризм на неплохом уровне.

Туризм развивается по законам рыночной экономики, поскольку это – отрасль экономики. И как только появляется запрос, на этот запрос формируется отклик. А рынок регулирует качество этого отклика.

Нужны большие серьезные проекты. Это большие горнолыжки, это круглогодичные многофункциональные комплексы и т.д., потому что они являются экономикообразующими.

Предпринимателю, который входит в район, первым лучшим другом должен стать бизнес-шериф этого района.

И бизнес-шериф должен работать на результат. Бизнес-шерифы есть в каждом районе, это заместитель главы района по экономическому развитию.

Несмотря на то, что существует некий коридор решений, в который каждый предприниматель окунается, если хочет взять землю в аренду или еще что-нибудь, все равно очень многое зависит от людей на местах, от их компетенций, в первую очередь, и во вторую очередь – от их желания работать на результат.

В Белорецком районе – очень классная административная команда.

Адекватная, договороспособная, отчетливо понимает преимущества района с точки зрения развития туризма. В Белорецком районе очень сильная горно-заводская история. То есть мы едем в район, у которого есть история, культура, наследие, которое не растворилось, есть преемственность.

Рина Гринберг участвовала в одной из сессий в процессе разработки "Стратегии развития туризма до 2035 года" в Башкирии:

"Я не скажу, что поддерживаю эту стратегию, и саму концепцию стратегии развития с таким длительным горизонтом планирования, что в современном мире достаточно амбициозно".

Один из целевых показателей названной Стратегии – до пяти млн туристов ежегодно к 2035 году.

“Все зависит от того, какую мы будем брать статистику подсчета людей.

Я категорически против этого подхода считать туризм в “штуках”.

Туризм надо считать только в деньгах, по тем группировкам ОКВЭД, которые с ним связаны.

Еще один важный целевой показатель “Стратегии развития туризма” в Башкирии: к 2035 году выручка компаний в сфере туризма должна вырасти до 25 млрд руб. в год.

“Эти 25 млрд руб можно по-разному считать. Можно взять статистику по кодам ОКВЭД, которые связаны с туризмом, посчитать – это будут одни деньги. А если мы потом скажем, а давайте мы еще акцизы за бензин туда добавим… Мы 25 млрд можем и сегодня вам “нарисовать”, это не проблема”.

  • Cредние расходы туриста в Башкирии – 1700 рублей.

Столько человек тратит в день, оставляет в Башкирии. Но в этих 1700, надо понимать, что он заправился – акцизы здесь пошли, он купил еду – налоги пошли здесь, он купил сувенирку, зашел в сетевые магазины и т.д. Вот этот эффект нигде статистикой не подсчитывается, но его нужно всегда иметь в виду, когда мы говорим, что в вашем туризме денег особо нет, зачем нам его поддерживать, но надо помнить, что человек, который оставил 1700, он бы сюда не приехал, если бы не было этой горы, например. Он сюда к этой горе ехал, в “этот ваш туризм””.

  • Рентабельность долгосрочных активов в туризме – около трех процентов годовых.

То есть, если инвестор свои деньги понесет в банк, он будет получать около десяти процентов годовых.

Фискальная нагрузка (все налоги, которые платит отрасль) в туризме – между нефтедобычей и рыбоводством. При этом рентабельность в рыбоводстве и нефтянке, по-моему, 15-17%. То есть у нас, с точки зрения экономики, в туризм заходить нельзя инвестору. Это надо быть идиотом и не уметь считать. Туда приходят как раз такие вот сумасшедшие, которые горят, им хочется.

Как привлечь в туризм крупных инвесторов? Это преференции.

Если приходит инвестор и говорит, я готов 100-150 млн вложить и построить здесь что-то, в этот же вечер туда должны завести тяжелую технику, сделать красивый асфальт, провести электричество, не на столбах – подземные кабели, провести мобильную связь, и сказать: "Смотри, мы готовы принять твои 100 млн. Что еще для тебя сделать? Хочешь, мы тебе поможем обучить кадры? Хочешь, в этом колледже сделаем какой-то отбор или еще что-нибудь”. Это же лучший друг ваш. Так его полюбить надо и водить за ручку".

При разработке Стратегии экспертным составом было выделено 15 ключевых проблем развития туризма в Башкирии. Рина Гринберг прокомментировала некоторые пункты:

1. Отсутствие объективной аналитики в отрасли.

"Башкирия не решит эту проблему, это надо решать на федеральном уровне".

2. Низкие предпринимательские навыки у участников индустрии.

“Слушайте, слава Богу, что они вообще есть, эти предприниматели, которые болеют, горят”.

3. Низкая активность по продвижению туристических брендов.

"Каждое слово понятно, а все вместе непонятно. Каких туристических брендов? У нас есть один бренд официальный – TERRA BASHKIRIA. Какие еще? Низкая активность…Низкая относительно чего? Что у нас является критерием? И чья активность?"

4. Ярко выраженная сезонность.

“Разумеется, конечно. Вообще, грубо говоря, Башкирия основные сливки снимает июль и январь, все. Все остальное время большинство средств размещения на очень низкой загрузке. Разумеется, с этим нужно работать, увеличивать сезон, время пребывания туриста. Задача вообще такая, чтобы человек проводил отпуск в Башкирии, и не только летом. Если человек работает сам на себя, чтобы он имел возможность работать даже вот у нас, из Николаевки”.

5. Недостаточное количество мега-ивентов.

"Все, что связано с ивентами, фестивалями, там тоже история простая. Если за два-три года существования ивент не выходит на самоокупаемость, с ним нужно расставаться или менять концепцию. Потому что бесконечно вливать деньги в какие-то ивенты с точки зрения разума, экономики – бессмысленно".

- Особенность природного туризма в Башкирии – большое количество ООПТ – особо охраняемых природных территорий.

"Каждый десятый квадратный километр Башкирии – особо охраняемая природная территория.

ООПТ – разные, то есть в заповедниках у нас практически нет маршрутов. Есть в Южно-Уральском заповеднике два маршрута, в Башкирском государственном заповеднике есть. Национальный парк “Башкирия” – тоже особо охраняемая природная территория федерального значения, там огромное количество маршрутов, и ее посещают, боюсь соврать, больше 30 тыс человек в год точно.

На ООПТ есть правила эксплуатации в отличие от берегов Инзера, Зилима, Белой, где можно все, всем, сразу и одновременно. Соответственно, они подвержены очень большой нагрузке. У нас каждый год сносят Аслыкуль, Кандрыкуль, несчастные эти два озера.

  • Культуру поведения лучше регулировать ценой: повышаешь цену – культура сразу повышается.

На ООПТ ты должен ходить только по разрешенным тропам, ничего не топтать, не рвать, с лосями не разговаривать. И туризм там будет развиваться”.

Кемпинг и гламур. Какие шансы имеют в Башкирии глэмпинги? Экспертное мнение Рины Гринберг:

"Глэмпинги – это средства повышенного комфорта с точки зрения сервиса. То есть это хорошее белье, качественная посуда. Но не обязательно в глэмпинге будет у вас туалет, туалет может где-то стоять рядом.

Невероятно модное направление. Я тревожно к этому отношусь. У нас переоценили экономические возможности глэмпинга.

Потому что у нас говорят, что срок окупаемости проекта – два-три года. Это не так. Можно окупить и за год, если все сделать правильно, и если у тебя глэмпинг, например, на берегу Черного моря. А с учетом нашего сезона и всего остального – в лучшем случае за пять-семь лет. А за пять-семь лет происходит практически стопроцентный износ этого глэмпинга.

Я внимательно наблюдаю за регионами по России, которые начали строить глюмпинги на несколько лет раньше, чем у нас. И сейчас на рынке огромное количество предложений по продаже готовых бизнесов. Люди попробовали и поняли, что ни срок окупаемости, ни загрузка не соответствуют дивным историям. Мы через несколько лет увидим, к чему это все приведет”.

Рина Гринберг также поделилась тремя основными выводами, сделанными по итогам пяти лет работы в туристической сфере:

  1. Все не так, как кажется.
  2. Свои ошибки ты все равно совершишь.
  3. Учись! Все это происходило до тебя, с другими людьми.