Во вторник, 28 февраля 2023 года, в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" поговорили о пользе конкурсов, преимуществах сотрудничества, важности наставничества; о нестандартном мышлении в рамках стандартов; о полезном опыте советской школы; о любви к детям и самоуважении учителя; о будущем и телепортации, а также немного – о театре и спортивной рыбалке.
Гости прямого эфира: директор физико-математического лицея № 93 г. Уфы, лауреат конкурса "Учитель года Республики Башкортостан-2018" Евгения Рощупкина и учитель математики уфимской гимназии № 39 им. А. Файзуллина, лауреат конкурса "Учитель года Республики Башкортостан-2018", абсолютный победитель конкурса "Учитель года столицы Башкортостана-2023" Артём Баянов.
Из конкурсантов – в резиденты: что объединило лауреатов конкурса "Учитель года Республики Башкортостан-2018"
Евгения Рощупкина: "Запомнилось все! 2018-й год лично для меня – это приобретение новых друзей, коллег, соратников, с которыми на протяжении пяти лет мы готовим различные мероприятия, чтобы рассказать, что учитель – это классно, это круто! Это не занудные "бубнилки" длиной в сорок минут, а это – здорово! Это горящие глаза учителей, а затем – горящие глаза детей".
Артем Баянов: "Вот, как в школе бывает "золотой выпуск", и (я не буду скромен) 2018-й – год, когда большая часть участников конкурса стали резидентами клуба "Учитель года столицы Башкортостана", резидентами, участниками педагогической лаборатории "Образование будущего". Скажем так, нас, "звездочек" (опять не буду скромным) собрал Сергей Сергеевич Переверзев. И, как сказала Евгения Сергеевна, у нас – уникальная команда, уникальный Клуб, который взаимодействует не только в рабочей сфере, но и во внерабочее время: это и походы в театры, и совместные мероприятия, празднования дней рождения, мы вместе делаем ремонт, и, как мы говорим, мы – одна большая условная профессиональная семья".
Евгения Рощупкина: "Так сложилось, что мы тогда пришли с энтузиазмом. Во-первых, давайте начнём с того, что каждый из нас пришёл туда не потому что нам сказали, что нужно идти участвовать. Каждый из нас в 2018 году, кто стали лауретами, победителями, каждый из нас пришёл, потому что захотел поучаствовать в конкурсе, проверить себя, проверить свои силы: а смогу ли я…"
Артем Баянов: "Желание – это самое важное, и не только в конкурсе – в принципе в работе учителя. То есть если учитель идёт каждый день на работу с энтузиазмом, с мотивацией, с энергией, то и результат будет. То есть учитель не должен быть только урокодателем. К сожалению, так бывает…".
Евгения Рощупкина: "Еще, наверное, сошлись характерами. Каждый из нас индивидуален, каждый – творческая личность, мы все – абсолютно разные, но при этом у нас есть точки соприкосновения: наше общее дело, нам нравится эта работа, нам нравится делиться своим опытом. Каждому из нас, каждому президенту клуба нравится делиться своим опытом. Мы не устаём. А, как говорят, когда ты делишься – то ещё больше приобретаешь".
О характере
Евгения Рощупкина: "Нужно любить свою профессию, свой предмет и детей, которых ты учишь. Если все эти три составляющие есть в учителе, то нет сложностей. Вы знаете, я очень часто сейчас встречаюсь с тем, когда говорят: "Ой, как вы можете работать с этими детьми, они же такие…". Я сразу пресекаю. Какие такие? У вас дома дети какие? У меня дома – замечательные! И у каждого – замечательные. Вот, класс сидит перед тобой, тридцать два человека. Ну, может быть, есть один-два, которые гиперактивны, где-то шумят, где-то отвлекаются, пытаются привлечь внимание, да. Но ведь тридцать пришли за знаниями! В моем опыте не было такого, что весь класс не хочет работать. Хотят! Вопрос – заинтересовать, а заинтересовать легко, если ты сам знаешь предмет, и сам заинтересован своим предметом. Это на мой взгляд".
Артем Баянов: "Я согласен с Евгенией Сергеевной. Добавлю: ещё уважать, уважать себя, в первую очередь, и детей. И тогда, мне кажется, не будет тех ситуаций, о которых пишут, о которых говорят… Тогда и престиж педагогов повысится, если учитель уважает себя, уважает свой предмет, уважает детей. Тогда будет взаимопонимание…".
О любви
Евгения Рощупкина: "Я как директор школы, когда мне родители приходят и говорят: "Вот, учитель не любит ребёнка…" А свои родные дети говорили: "Меня не любит учитель…". Первая моя фраза: почему вас должен кто-то любить?.. Любовь – она разная: любовь к своим детям, любовь к работе, любовь к предмету, к Родине… Она абсолютно разная, но если ты не любишь то, что ты делаешь, не любишь своих подопечных, если ты не видишь в них развития, работать, наверное, достаточно сложно, ходить на работу тяжело. Я считаю, что не нужно мучиться всю жизнь и ходить на нелюбимую работу. Нужно найти себя. Если учитель с удовольствием идет в школу, значит, он нашёл себя, значит – это его. И значит, он априори уже не может не любить этих детей. Да, скажем громко: любить! Потому что термин такой… все по-разному его понимают".
Артем Баянов: "Я согласен, что любовь по-разному трактуется. Учитель требует, учитель просит, учитель говорит, как действовать, озвучивает определённые правила… Это и есть любовь учителя к ребёнку. То есть строгость, требовательность – тоже составляющие…
Мы буквально две недели назад ходили на спектакль "Сотворившая чудо" об учителе, о педагоге, которая воспитала слепоглухонемую девочку. Это на реальных событиях было основано. И там, в этом спектакле, она говорила, что вы портите ребенка своей любовью. То есть ее любовь была к этому ребёнку как раз-таки в плане воспитания определённых правил, определённых запретов – и это тоже любовь, которая дала результаты".
И еще раз о любви
Евгения Рощупкина: "Дети, как любое другое живое существо, легко адаптируется к ситуации. Если ребёнок видит, что ему всё дано, и ему не нужно делать никаких усилий, то, соответственно, начинает этим пользоваться. Чем дальше – тем больше. Если ребёнок чего-то добивается сам, а родители при этом его лишь поддерживают, направляют и, безусловно, хвалят, потому что ласковое слово всегда приятно, поддерживают, но не делают за него, то, я думаю, ни одному учителю не нужно говорить о любви к родителям – этот ребёнок безусловно любит своих родителей.
Если гиперопека и, к примеру, предположим, что ребёнка вырастили эгоистичным, истеричным, здесь как бы мы ни говорили, наверное, уже исправлять будет достаточно сложно. Возможен процесс исправления, но долго и трудно. Это тоже моё мнение. Поэтому мы стараемся на уровне начальной школы, на уровне пятого класса как можно чаще встречаться с родителями и объяснять, где поддержать ребёнка надо, где похвалить ребёнка нужно, а где, может быть, нужна строгость для того, чтобы ребёнок был отзывчивый, чтобы он любил своих родителей. Разговор о важном – это же всё: любовь к Родине, любовь к малой родине, любовь к своей семье… Разговоры о важном были всегда. Сегодня так проект называли, а говорили мы с детьми и с родителями всегда.
Участники образовательных отношений с трех сторон рассматриваются: ученик, родитель и учитель. Где-то родители не знают особенностей физиологии развития ребёнка или психологии, где-то мы не знаем, какой ребёнок, потому что мы же очень часто встречаемся с тем, что ребёнок дома – один, а в школе он – другой. И когда идёт совместная работа с трёх сторон, тогда, я думаю, проблем не будет".
Артем Баянов: "Я как классный руководитель скажу. У меня сейчас девятый класс, второй выпуск. Разные родители, не скрою. К каждому нужен свой подход. У каждого свои требования, просьбы, как с его ребёнком нужно общаться, разговаривать, выстраивать взаимоотношения. Не знаю, я до сих пор причину не понял, но вот второй выпуск, второе классное руководство – проблем не было. Ну, были частные случаи, которые решали мы здесь и сейчас в индивидуальном порядке, которые не уходили дальше. Заранее выстраивали, заранее определяли границы, социальную дистанцию, заранее определяли, как мы будем выстраивать взаимоотношения, как мы будем общаться и так далее".
Евгения Рощупкина: "Вернемся к словам Артема Равилевича: уважение себя. Если учитель себя уважает, он найдет слова. Если это неопытный учитель, который вчера вышел из вуза, то у него есть наставники, которые поддерживают, помогают.
Вот у нас, допустим, в нашем лице наставничество развито очень хорошо. Я не беспокоюсь ни за одного своего молодого сотрудника, потому что я знаю, что у каждого есть наставник, каждый знает, к кому обратиться, с какими просьбами, и это может быть даже не один человек. Да, мы им определяем наставников, пишем приказы, но по факту оказывается так, что молодые педагоги и со своим наставником работают, и ещё выбирают других учителей, которые с удовольствием идут навстречу, хотя нет приказов – они просто любят работу и по-человечески готовы поделиться тем опытом, который у них уже есть.
Резиденты клуба "Учитель года" в этом году очень много работают со студентами нашего педагогического университета, и педагогический университет устраивал слет…Это студенты, которые уже учатся на последних курсах и практикуют в школе, то есть они уже работают в школе, но они ещё не закончили вуз. Очень интересно прошло! Мы работали со студентами два дня, четыре группы у нас было, то есть по полдня с каждой группой. Я смотрела на этих студентов, молодых педагогов, и честно, искренне им говорила: "Я не боюсь за наше будущее образования, глядя на вас!" Настолько творческие, настолько талантливые, настолько с широким кругозорам… Здорово!
И Артем Равилевич очень часто работает с молодыми педагогами, в различных районах проводит семинары. Недавно я работала. И мы видим молодых педагогов, у которых стаж работы до пяти лет, но они все говорят, они все отстаивают позиции, а мы им задавали разные каверзные вопросы: как в этой педситуации поступить, а как в той… И очень хорошо они выходят из любой педагогической ситуации, которую мы им моделировали, пытаясь их подловить".
Артем Баянов: "И в продолжение темы наставничества хочется сказать, что начинать, скажем так, этот проект нужно как можно раньше. Я про студентов. То есть не последние курсы. Потому что зачастую студенты последних курсов уже определились, и печальная статистика показывает, что 70% студентов не пойдут работать в школу. И поэтому нужно начинать эту работу с самых первых курсов, закладывать в них не только любовь к профессии…"
В рамках стандартов научить нестандартному мышлению
Артем Баянов: "Как раз-таки в рамках Федерального стандарта, который предполагает… творческое мышление, креативное мышление, критическое мышление – то есть это всё не за рамками нашего образования, а внутри этого стандарта…".
Евгения Рощупкина: "В стандарт как раз входит то, чему мы учим нестандартно… Для начала, наверное, самому надо быть творческим, нестандартным, чтобы детей повести за собой. Ведь педагог – ведущий за собой, поэтому если ты сам яркий творческий креативный, нестандартно подходишь к различным ситуациям и детям показываешь эти нестандартные ситуации, то в ходе этого процесса ребенок тоже учится мыслить нестандартно, размышлять…И творчеству, конечно же.
Только на собственном примере! Думаю, каждый из нас помнит своих учителей. Мы ведь их помним яркими. Сначала мы помним личность, а потом то, что нам давали. Соответственно, мы шли за ними. От одного учителя мы взяли одно, что мы используем в жизни, от другого учителя мы взяли другое – те примеры, которые нам казались лучшими примерами".
Артем Баянов: "Да, я согласен. Вспоминаю один из этапов конкурса "Учитель года столицы Башкортостана" – пресс-конференцию. И когда задали вопрос участникам, почему вы стали учителем, все в один голос вспоминали своего первого учителя, как образец, эталон, на который хотелось быть похожим.
Конкурс "Учитель года" – я не устаю повторить – это уникальная возможность не только показать себя, но и научиться многому у своих коллег. Это уникальная возможность стать лучше, стать увереннее, исправить свои ошибки…".
Теория и практика, или Что взять из опыта советской школы
Артем Баянов: "Я думаю, что, во-первых, нужно, безусловно, сохранять традиции советского образования... По сути, всё новое – это хорошо забытое старое. Даже сейчас вот готовились к конкурсу, о мышлении я говорю, готовил текст, а это всё было: педагоги Ушинский, Сухомлинский…
Хочется возродить трудовое воспитание, чтобы дети не только приучались к труду, но и видели, насколько это важно, насколько это колоссальный труд, чтобы понимали, что все профессии важны, в том числе профессия уборщика, профессия агронома и так далее. Почувствовали на своем опыте".
Евгения Рощупкина: "Сегодня ФГОСы нам диктуют практико-ориентированный подход. При этом, если мы обратимся к опыту прошлого, были очень крепкие, хорошие теоретические знания. Они, действительно, были фундаментальные. Но при этом практику ведь не откладывали на второй план, существовали различные УПК, где мы занимались, где мы видели хотя бы основы различных профессий. И кто-то мог определяться.
Я, например, училась в медицинском классе, и УПК мы проходили в медучилище. Я научилась делать уколы, искусственное дыхание. И я, обучаясь там, понимала, что медицина действительно даёт полезные навыки не только для профессии, но и для жизни человека.
Кто-то, может быть, научился готовить, это кулинары. Кто-то научился что-то делать за станками, мальчики. То есть была возможность. Сегодня мы говорим на уроках о том, где мы можем применить эти знания, выполняем различные лабораторные работы, например, на моём предмете "биология" всё, что мы можем, мы делаем. Вроде бы дети тоже практико-ориентированы, но вот хотелось бы, наверное, чтобы профессии они видели, как видели тогда мы. То есть не только твёрдые теоретические знания, но ещё и различные направления".
Артем Баянов: "Как вариант (сейчас помечтаем), чтобы это было в учебной программе – практика".
О гибкости, будущем и телепортации
Евгения Рощупкина: "С другой стороны, мы разговаривали с нашими студентами и доносили до них, что мы с вами не знаем, какие профессии будут актуальны через десять-пятнадцать лет, ведь профессии очень многие уходят. Сегодня уже часть профессий ушла. То, чему учились много лет назад, заменилось компьютерами. Автоматизация и так далее. И чему? Вот для этого, наверное, учитель должен быть не только творческим креативным любящим, он сейчас должен быть очень гибким, он должен быстро уметь подстраиваться под то, что диктует нам время. Ну, и, конечно же, – на шаг впереди наших детей.
Я очень мечтаю о телепортации. Надеюсь, что наши дети, которые сегодня сидят за школьными партами, может быть, нам придумают это, изобретут! Кто-то же когда-то мечтал о космосе, сейчас человек есть в космосе, это уже не новшество… Если мы посмотрим иллюстрации к "Незнайке", то там есть робот-пылесос нарисованный, а сегодня он у нас – почти в каждой квартире.
Я всегда говорю: ребята, мы так стараемся для вас, чтобы у нас была классная интересная старость, чтобы на пенсии мы видели, какие вы крутые! Недавно слышала фразу, что студенты не согласны с сегодняшним образованием, что там всё плохо в образовании и так далее. Я говорю – так вы переплюньте нас! Сделайте так, чтобы образование было… вау! круто!
Детей мотивирую тем, что они должны быть лучше нас, должны быть умнее нас… Слово "должны" мне не очень нравится, но хотелось бы видеть их лучше, умнее, чтобы они придумали различные современные технологии… Вот я мечтаю о телепортации, придумайте – будет классно!"
Артем Баянов: "Я сейчас вспомнил разговор с дочерью, третий класс. И, к сожалению, уже в третьем классе она задала вопрос: "Зачем я учусь?" И она категорически отказывалась учиться. И я пытался объяснить, для чего ей необходима учеба и приобретаемые знания…Ты не знаешь, в какой момент какие знания тебе потребуются. Потому что, как мы сказали, профессии меняются очень быстро, причем в профессии ты не должен быть узконаправленным. Есть профессии, в которых ты должен быть осведомлен из разных сфер.
Что касается детей, учеников… Все предметы, которые дети изучают, они дают понимание всей картины мира. Та же самая математика. Я доношу до детей мысль о том, что математика – это не узкотехнический предмет, это не бухгалтерия. Математика живёт вообще среди нас, и многие процессы в организме – вот биолог не даст соврать – они тоже построены по математическим законам… "
Евгения Рощупкина: "Все взаимосвязано, хотя, с другой стороны, если мы проведём опыт, сколько человек сходу правильно назовут теорему Пифагора, многие задумаются, как же она звучит… Сходу скажут только те, кто непосредственно работают, кому пригождается она в жизни, вот как раз-таки в инженерных специальностях, я предполагаю… Но при этом, когда дети говорят, а зачем мне это изучать, зачем мне биология… А нейроны связи как будут в главе устанавливаться? Мы должны… опять должны… буду ругать себя за это слово. Программа устроена так для того, чтобы ребёнок разносторонне развивался, чтобы нейронные связи как можно больше укреплялись в твоей голове, развивались, их было больше, для того, чтобы в дальнейшем у тебя было больше возможностей…"
О хобби
Евгения Рощупкина: "Считаю, что у каждого учителя есть ещё какое-то хобби. У Артема Равилевича – это театр, у меня была рыбалка, рыболовный спорт. Так сложилось, что усердием, упорством получилось два раза встать на тумбочке на первом месте на чемпионатах мира".