Победители педагогического марафона "Соты-2023" поговорили в радиоэфире о важном

Победители педагогического марафона "Соты-2023" поговорили в радиоэфире о важном
  • Победители педагогического марафона "Соты-2023" поговорили в радиоэфире о важном

"…Учитель – это снова будет слово, которое вне зависимости от того, в каком месте предложения ставится, пишется с большой буквы".

Во вторник, 28 марта 2023 г., в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" побывали представители трех лучших команд марафона "Соты-2023": учитель СОШ № 8 г. Белебея Ирина Оразметова, учитель гимназии № 39 г. Уфы Земфира Юсупова и директор школы № 17 г. Нефтекамска Роман Ганиев.

  • "Республиканский педагогический марафон "Соты" объединяет сотни педагогов и дает возможность обменяться опытом, продемонстрировать достижения и успехи, проявить эрудицию, творчество и мастерство".

Абсолютный победитель Второго республиканского педагогического марафона "Соты" – команда города Нефтекамска. Серебро и бронзу разделили команды Уфы и Белебеевского района.

О марафоне и марафонцах

Ирина Оразметова: "Марафон оказался многоэтапным. Первый этап – это когда мы определялись с командой, то есть выбирали, кто будет представлять наш муниципалитет и себя ярко выразит. Следующий этап – подготовка. Она была у нас такая скрупулезная, можно сказать, инициативная, потому что идеи приходили, менялись по нескольку раз, перетачивались. В конце концов, лег в основу сценарий, который мы и представили в двух частях "Сот". И следующий этап – это зональное выступление, в котором принимали участие тринадцать команд, выход в финал, приезд в Уфу и выступление уже среди тех, кто оказался в финале, в том числе вот Нефтекамск и Уфа".

Земфира Юсупова: "На зональный этап мы ездили в Караидель. Мы тоже, можно сказать, были марафонцами в этом отношении, совершили марш-бросок из Уфы в Караидель, а потом уже в финале встретились в Уфе. Тоже был долгий этап подготовки. Можно сказать, что этот учебный год не похож на предыдущие, потому что он длился десять месяцев, а не девять, потому что подготовка началась в начале августа, тем самым учебный год для нас тоже начался немного раньше".

Роман Ганиев: "Мы уже второй год в этом мероприятии принимаем участие. С большим удовольствием это делаем. Это действительно – отличная возможность выйти за рамки класса, за рамки школы и посмотреть на уровне всей республики, какие мы, на что мы способны, что могут показать коллеги из других городов, муниципалитетов нашей республики, чему-то научиться, что-то интересное для себя взять на вооружение. Потому что "Соты" – это не только про выступления, это ещё и про мастер-классы, которые дают коллеги. Это всё можно использовать у себя на работе, использовать в своей практике. Ну, и помимо всего этого, конечно, наверное, одна из самых главных целей – это просто пообщаться. Даже сейчас нас здесь собрала студия "Радио России" – это отличная возможность в непринуждённой обстановке пообщаться с коллегами".

Ирина Оразметова: "В соцсетях общая группа осталась, и, мне кажется, она продолжит свое существование, потому что добавятся другие команды, которым предстоит выступить уже в нынешнем сезоне, то есть в третьем марафоне".

О клубе "Учитель года столицы Республики Башкортостан"

Роман Ганиев: "Сергей Сергеевич Переверзев – идейный вдохновитель конкурса, он его создал. При его поддержке всё это происходит на таком уровне. И вообще, уже можно проанализировать в сравнении с прошлым годом – сейчас значительно всё стало отличаться в лучшую сторону".

Ирина Оразметова: "Клуб Республики Башкортостан, мне кажется, тоже неформально уже существует, потому что связи с того зонального этапа ещё остались. И мы при встрече, допустим, на тех же самых семинарах или олимпиадах уже друг друга узнаём, поддерживаем. Даже на конкурсе "Учитель года" мы поняли, что опять – те же самые сотовцы, оказывается…

Кстати, я вот здесь вернусь к теме августовского зонального этапа. Это для нас был как, извините, сабантуй! Это было настолько феерично, настолько радужно, интересно, что мы вдохновились на новый учебный год. И ставили перед собой такие, кажется, несбыточные задачи и цели! Это новые возможности, вероятность окунуться в атмосферу, узнать тех, кто работает успешно, кто уже преодолел какой-то путь. Спасибо за то, что эта идея воплощена. И надеемся на её продолжение".

Учитель должен быть на коне!

Земфира Юсупова: "В этом году мастер-классы были посвящены наследию Петра I. Поэтому можно себе представить на какой-то финальной площадке…"

Ирина Оразметова: "Экипировка и декорации у многих были неожиданные, непредсказуемые" (смеется).

Роман Ганиев: "Учитель – уникальная личность. И здорово, что этот год объявлен Годом педагога и наставника в России. Я думаю, ко мне присоединятся все коллеги: учителя достойны того, чтобы в честь них был назван целый год календарный. Человек, который должен уметь всё, должен знать, как минимум, свой предмет, но, мы понимаем, что в совокупности он знает гораздо больше для того, чтобы найти ответы на вопросы любознательных учеников, своих воспитанников, быть для них примером, вдохновлять их на то, чтобы они получали знания и стремились к самому лучшему".

Ирина Оразметова: "Вообще, учителя заслуживают, чтобы каждый год объявляли Годом учителя и наставника. Зачем одним годом ограничиваться? И, кстати, вот этот конкурс на самом деле объединяет и сплачивает. И очень серьёзно. И сообщество учителей формируется".

О рутине

Роман Ганиев: "Рутина – это что? Это повседневная кропотливая работа. Мы все заняты не только творчеством во время уроков. Понятно, что это само собой разумеется. Воспитательная работа. Конечно, это всё связано с большим количеством тех необходимых документов, которые мы должны вести, заполнять, потому что – это большая ответственность. Образовательная организация – это не так, что с чем-то веселым пришел к детям, развлек их и ушел, здесь – кропотливая работа, она предполагает подготовку, поэтому приходится и поурочные планы писать, и журналы вести, слава богу – электронные".

Ирина Оразметова: "Школа – это каждый день новые хлопоты и задачи, которые, хочешь не хочешь, приходится учителю решать. Поэтому он должен быть специалистом и во всеоружии".

Роман Ганиев: "С первого сентября, с нового учебного года нам предстоит уже не просто внедрить, а использовать федеральные образовательные программы. Это такая программа, которая будет едина для всех регионов, для всех городов нашей большой страны. И чтобы её внедрить, чтобы она была единым стандартом для всех, – это тоже большая работа, которая уже начата, но которая будет продолжаться и в летний период. Как раз та самая рутина, которая нас приведёт к чему-то, я думаю, очень удобному и прорывному".

Ирина Оразметова: "У космонавтов на каждой случай прописан свой вариант выхода из ситуации, а мы должны оригинальничать, импровизировать. А ФГОСы – это да, прописанному – верить".

Земфира Юсупова: "Мы находимся в определённых стандартах, тем не менее, полёт для творчества всё равно у нас больше".

Мечты в Год педагога и наставника

Роман Ганиев: "Во-первых, хотелось бы, чтобы статус учителя обрёл такой яркий облик, чтобы каждый гражданин нашей страны, каждый ребёнок нашей страны понимал, что учитель – это тот человек, который формирует личность. Самое главное – он помогает ребёнку выбрать верный путь.

На федеральном уровне сейчас большие форумы запланированы, различные семинары для учителей. Это позволит выработать те пути, те точки соприкосновения, которые приведут рано или поздно к тому, что Учитель в России – это снова будет слово, которое вне зависимости от того, в каком месте предложения ставится, оно пишется с большой буквы. Хотелось бы этого. Инструментов очень много. Те же самые, например, форумы и конкурсы. Те же самые "Соты"!

Сейчас я вижу, что в социальных сетях, на телевидении, везде – информация… И это будет в этом году, наверно, происходить ярче, чаще и разносторонне. Знаю, что в России такой проект запущен, где учителей будут раскрывать не только со стороны профессионализма, а именно с личной стороны, то есть какие они в семье, какие они в своей жизни, какие у них интересы, хобби. Вот у нас в городе уже отобраны несколько учителей, которые будут участвовать в таком федеральном проекте. Это здорово, это классно, это будет вдохновлять учителей! Их покажут в таком свете, в таких источниках, которые доступны буквально каждому, они будут их продвигать, и я думаю, что это тоже будет способствовать популяризации нашей великой и очень важной профессии".

Ирина Оразметова: "И если даже кто-то не будет отобран, выбран для участия в подобных конкурсах, но они же после участия смогут заряжать других своим позитивом. Благодатная почва, мне кажется, сейчас возрастёт, когда мы с еще большим упорством, трудом, терпением сможем – и здесь процитирую Николая Некрасова – сеять разумное, доброе, вечное. То есть возможности наши расширяются".

Земфира Юсупова: "Действительно, хотелось бы надеяться и ждать этого момента, когда имидж учителя будет, скажем так, в своем самом благоприятном свете. И, я думаю, этот год должен принести во все школы нашей России новые молодые кадры, студентов, которые в этом году выпускаются".

Роман Ганиев: "Поддерживаю всеми руками!"

Ирина Оразметова: "Безусловно, кадры очень нужны".

Земфира Юсупова: "Мы очень ждём и надеемся, что будет так".

Ирина Оразметова: "Кстати, вот по этому поводу. У нас в двух школах созданы педагогические классы, так что мы можем похвастаться и сообщить на всю республику, что есть вероятность возвращения наших студентов".

Земфира Юсупова: "На базе нашей гимназии в этом году совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом проводился конкурс "Мой первый урок". Студенты выпускных курсов проводили уроки на базе нашей гимназии, тем самым как раз велась профориентационная работа для привлечения молодых кадров на работу в школу…

Я работаю пять лет. Я счастлива в школе, да. Мои ученики делают мой день счастливым и разнообразным".

О знании истории и общества

Ирина Оразметова: "Обществознание – это жизнь, это среда, в которой дети находятся, так что приходится им во всё это вникать. К истории интерес сохраняется, выбирают предмет для сдачи, потому что многие идут по гуманитарному профилю, в те же самые педагогические вузы или для поступления по правоохранительной линии".

Роман Ганиев: "Учитывая нынешние обстоятельства, как сейчас формируется современная история, очень важно знать, что было в прошлом, не забывать, что было в прошлом, историю нашего Отечества. И важно правильно преподносить это детям.

Недаром с 1 сентября этого учебного года начали учебную неделю с "Разговоров о важном". Во многом материал, который на этих "разговорах" детям преподносится, – это те же самые уроки истории, которых не хватало, возможно, их не хватало в прошлом. Не хватало, я могу сказать, когда я учился. Не было такого большого, например, акцентированного урока о том, как проходила Блокада, как это было тяжело, с примерами, с такими наглядными видеороликами. Да, сейчас гораздо больше возможностей в этом плане, чтобы до ребёнка достучаться, буквально в душу ему постучать и показать, как это страшно, и как это важно не допустить этого снова. Поэтому история, я думаю, она не была никогда на вторых-третьих позициях, но она сейчас уже на передовую выходит".

Ирина Оразметова: "Здесь расширяется смысловое значение "Разговоров о важном" – патриотическое, духовно- нравственное. Сейчас эти задачи, в первую очередь, решаются. И это помогает сформировать то поколение достойное, которое приумножит, которое сможет вложить все самое ценное и правильное для нашей России".

Роман Ганиев: "Большое количество воспитательных мероприятий. Возвращаясь к федеральным образовательным программам, там есть в составе и воспитательная программа, в которой отмечены обязательные даты, которые должны быть освещены мероприятиями в школе, то есть они определены. Понятно, что у каждого региона будут свои какие-то даты тоже добавляться – это региональный компонент – но вот то, что имеет общенациональное значение, общероссийское значение, не должно забываться, должно популяризироваться, об этом должны говорить в школах. Причём, это не просто урок, когда посидели, поговорили и разошлись. Это всевозможные квизы… Один только "Учитель года" может показать этих форм большое множество! Максимально доступно и интересно надо преподнести детям: в виде песенного конкурса, в виде конкурса видеороликов, в виде "вызовов", которые продолжают быть актуальными в наших соцсетях – достаточно много инструментов".

О новой школе мечты, профориентации и капремонте

Ирина Оразметова: "В нашей школе мы отдаем должное профориентационной работе, потому что в силу возраста и неопытности детям очень сложно определиться даже в одиннадцатом классе с выбором, куда поступать и какой профессии отдать предпочтение. Поэтому всеми возможными силами помогаем, чтобы детям было легче, и они справились с этой многосложной задачей".

Роман Ганиев: "Новая школа, построенная по современному проекту, конечно, предполагает огромное количество различных бонусов и плюсов, если сравнивать со школами, которые открывались в 90-х годах, в которых мы учились. Конечно, есть много преимуществ, но я бы на них не стал акцентировать внимание, всё-таки самое главное в школе – это педагоги, качество педагогического состава. То есть те люди, которые доносят знания. Какие бы там ни были мастерские, какие бы там ни были современные компьютеры, если человек не горит, если ему не хватает компетенций этим воспользоваться во благо, то грош цена всему этому тогда.

И в школах сейчас (практически в каждой, я надеюсь) есть и психологи, которые занимаются. Например, у нас внеурочная деятельность "Путь в профессию" называется. Это бесплатные занятия в рамках учебного плана, которые посещают дети, за них не ставятся оценки, но они как раз-таки направлены на то, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в выборе будущей профессии. Всё это действует в рамках городского проекта "Путь в профессию", который тоже у нас давно в городе работает".

Земфира Юсупова: "У нас тоже обязательно ведётся профориентационная работа. Она ведёт тоже практически с самого начального звена, потому что очень важно помочь подрастающему поколению сделать правильный выбор, не ошибиться, чтобы потом – так же, как мы – с удовольствием приходить на работу".

Роман Ганиев: "Чего еще мы ждём от Года педагога… Есть в этом какое-то совпадение, может быть, или это так складывается удачно план руководства нашей страны, что именно к этому году продолжается такой глобальный проект как капитальный ремонт школ, который, я думаю, каждый город затрагивает. У нас, например, порядка десяти школ за три года будут капитально отремонтированы… Это впервые с момента их строительства! Думаю, это великолепная программа!"

О трудовом воспитании

Роман Ганиев: "Был период, когда от этого отошли в школах. Я когда учился – это была обязательная составляющая, то есть обязательно летом – трудовая практика. Мы сажали альпийскую горку около школы, занимались её благоустройством в летний период. Это всё было здорово, весело и руку набивали в то же время! Поэтому ничего плохого не вижу в том, чтобы дети умели работать руками".

Земфира Юсупова: "Трудовое воспитание в нашей школе тоже существует. Субботники и так далее – это всё, конечно, тоже проводится".

Ирина Оразметова: "А я порадуюсь за белебеевских ребят – они в течение учебного года всегда стараются поучаствовать в различных трудовых акциях. Допустим, сбор той же самой макулатуры, крышечек… Экологическое и трудовое воспитание у нас идёт параллельно. Благоустройство территории сейчас как раз активно будет происходить".

Роман Ганиев: "Акция "Зелёная Башкирия" сейчас стартует, там дети пойдут высаживать".

Ирина Оразметова: "Высадим аллею лип".

Земфира Юсупова: "И здорово наблюдать, как она растет!"

Об информационной гигиене и образе учителя в интернете

Роман Ганиев: "Как в любом деле, начинать нужно с себя, то есть следить за своими аккаунтами – они сейчас есть практически у всех педагогов. И следить за тем, какой контент ты сам постишь".

Ирина Оразметова: "Вот здесь я бы ещё приобщила родителей. Им тоже надо проговаривать, как правильно вести разговор об учителях. Что надо поддерживать их труд".

Земфира Юсупова: "В этом году одной из тем "Разговоров о важном" была информационная безопасность. Я даже помню, что у нас, например, в гимназии создавалась группа инициативных родителей, которая отслеживала поведение наших школьников в Сети. Потому что, действительно, очень часто случаются такие ситуации, когда дети, сами того не понимая, выкладывает различные материалы, и это становится достоянием общественности. Поэтому очень важно воспитать в детях гигиену поведения в Сети".

Ирина Оразметова: "Только через триаду Ученик-Учитель-Родитель".

Роман Ганиев: "В аккаунте у меня нет более личных вещей, какие я мог бы себе позволить, если бы не был педагогом, например. Это должно быть эстетично. Это должно быть правильно. Если брать педагога за образец, ребёнок должен понимать, что если педагог это сделал, то, наверное, я тоже могу себе это позволить, потому что он плохого не посоветует. Нужно поэтому себя держать в рамках, чтобы ребёнок был в безопасности. Вот фотографировать себя в купальнике и выкладывать в интернете ребенку, я думаю, незачем".

Земфира Юсупова: "Это можно использовать как воспитательный момент, потому что дети, ученики наблюдают за тем, что мы выкладываем, и через это как раз мы можем до них донести какие-то простые истины о правильном образе жизни, например, если с таких мелочей начать".

Ирина Оразметова: "Я как историк вспомню, как в десятом веке к учителям относились: с особым уважением, к ним шли за советом, с ними консультировались. И мы, по сути, должны вернуться к такому образу, чтобы хотелось к нам обращаться по любому поводу".

О личном и вдохновляющем

Ирина Оразметова: "Мы – универсалы, можем все хорошее принимать, каждодневно, даже если нет свободной минуты, всё равно стараемся это делать".

Роман Ганиев: "Я занимаюсь в свободное время музыкой, гитарой. Записывал свои песни. Вот мы с другими ребятами инициативными из города писали для Нефтекамска молодёжные песни, гимн Нефтекамска молодёжный. А основной источник вдохновения для меня – это семья. Глядя на своего сына, а ему сейчас немногим меньше четырёх лет, я хочу, чтобы так же, как с удовольствием он посещает садик, чтобы он с удовольствием ходил в школу, чтобы он был замотивирован учиться, получать знания и благодаря школе достиг больших высот".

Ирина Оразметова: "Семья – это мой главный вдохновитель. Они настраивают на позитив и всегда желают только самого лучшего. Пользуясь ситуацией, выражаю им искреннюю признательность…"

Земфира Юсупова: "Конечно, хочется всегда иметь тыл, к которому ты можешь обратиться в сложный момент. Бывают очень сложные напряжённые моменты на работе. Очень важно, чтобы после такого тяжелого дня тебе было куда пойти, где тебя примут таким, какой-то есть. Поэтому семья – это самое важное".

Книга, которая вдохновила

Роман Ганиев: "О! В голове сейчас – Максим Горький, потому что сегодня – 155 лет со дня рождения Максима Горького, и я вот только сегодня вспоминал, что я у него читал рассказ, где про его детство было, про то, как он работал в хлебопекарне, как там было очень тяжело, и детство у него было очень сложное, его воспитывал дед, его отправляли в другой город учиться…"

Ирина Оразметова: "Фильм "Зимородок" я пересмотрела несколько раз, чтобы проникнуться чувствами к настоящему учительству, какими мы в идеале должны быть. И книга написана Юрием Яковлевым. Рекомендую, особенно студентам, которые стоят перед выбором: идти в школу или не идти".

Земфира Юсупова: "Только вышла с подготовки к конкурсу со своим учеником, и мы прочитали с ним вместе произведение "Уроки французского" Распутина. И он так вдохновился этим! Там описывается сложное детство мальчика, который изучает французский язык со своей учительницей. И вот он тоже смотрел на меня горящими глазами и говорил, как интересно, он так ему сопереживал! И я подумала, что это здорово, когда ты можешь поделиться своими любимыми произведениями с учеником, а он в ответ тебе тоже даст такую реакцию позитивную.

Кстати, 15 апреля мы приглашаем – гимназия № 39 – на День открытых дверей всех учителей иностранных языков для обмена опытом. Наши коллеги будут показывать открытые уроки, мастер-классы, и я в том числе. Всех ждем 15 апреля!"