В Башкирии планируют создать "Содружество классных руководителей"

Первый этап отборочного тура Третьего всероссийского форума классных руководителей продлится до 20 апреля 2023 г.
В Башкирии планируют создать "Содружество классных руководителей"

"Всероссийский форум классных руководителей объединяет содружество классных руководителей всей России… Очень много перспектив открывается и для молодых. Поэтому я призываю, чтобы все участвовали, не боялись, двигались вперёд. Со стажем ты или без стажа – если у тебя горят глаза, раскрылись крылья – надо лететь вперeд!" – с таким призывом к учителям обратилась во вторник, 4 апреля 2023 г., в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" амбассадор Форума классных руководителей в Башкортостане, учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов Зимфира Юсупова (г. Нефтекамск).

Амбассадор – больше, чем представитель

"Амбассадоров у нас – 23 человека по всей России. Амбассадор – это человек, который очень много знает о мероприятии, участвовал сам и знает, как правильно преподнести информацию для тех, кто хотел бы, допустим, стать участником этого Форума. Человек, который горит и душой, и глазами, и готов совершить очень много интересных мероприятий в пользу Всероссийского форума классных руководителей".

Кто такой сегодня классный руководитель?

"Оказавшись на таком грандиозном мероприятии, как Всероссийский форум классных руководителей, я, наверное, ещё больше оценила работу классного руководителя. На сегодняшний день классный руководитель является не просто куратором класса, не просто поддерживает связь с родителями во время школьных мероприятий, обучения, воспитания детей, но он ещё и является проводником к социализации учеников в нашем большом обществе.

  • Очень много событий происходит в нашей стране, поэтому на классных руководителей возложили огромную обязанность быть не просто кураторами класса, но и занимать позицию патриота своей Родины, быть гуманным педагогом.

Я считаю, что классным руководителем быть здорово и очень ответственно.

Свою педагогическую деятельность я начала с 1992 года. Сразу же мне представилась такая возможность стать классным руководителем.

  • В классном руководстве я уже больше 30 лет.

Классы были разные, всех своих выпускников я очень хорошо помню, и они с добротой и отзывчивостью до сих пор относятся ко мне, не забывают поздравить меня ни с одним праздником. И очень приятно, когда твои выпускники тебя помнят. Работаю в республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов, и ещё больше ответственности стало. Дети необычные: теплее, добрее, они более открытые, смотрят тебе в лицо и в глаза и "вкушают" всё, что ты говоришь. И родители тоже с трепетом смотрят на классного руководителя, как на Бога, и поэтому ты не имеешь права где-то сделать ошибку. Ошибки мы делаем, конечно, все в этой жизни, но, тем не менее, я понимаю, что помощь от них идёт просто колоссальная. Огромная помощь родителей в воспитании наших подрастающих поколений".

О республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов

"У нас детки разные. В основном – это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кто-то из них лежачий, кто-то плохо передвигается, поэтому ещё 10 лет тому назад была разработана программа, которую мы апробировали, и она очень хорошо вошла в нашу жизнь: дистанционный центр обучения для детей-инвалидов.

Вот я работаю в Нефтекамске, мы, получается, охватываем северо-запад Башкирии. К нам относятся не только нефтекамские дети. Это также дети из глубоких деревень, для которых наш дистант является окном в большой мир знаний.

  • Дистанционное обучение подразумевает, что мы с каждым ребёнком работаем индивидуально.

Выходим по расписанию на уроки. Допустим, у меня первые 40 минут с одним учеником урок, потом следующие 40 минут – с другим учеником урок. Но есть детки, которые передвигаться могут, и они приходят к нам в центр обучаться. Вот два моих ученика начальных классов приходят ко мне. Родители их привозят, оставляют на некоторое количество часов, и мы с ними занимаемся уже один на один непосредственно. Это такие предметы как русский язык, литература и математика. Объяснить математику через дистанционное образование намного сложнее, чем очно с ними заниматься вместе.

  • У нас один ребёнок считается как один класс.

Тем не менее, мы их объединяем, потому что нам их тоже нужно социализировать. У нас есть родительский чат, есть чат вместе с детьми, где мы можем общаться. И никто не отменял общественные какие-то мероприятия, где мы с детьми встречаемся и проводим различные праздники, встречи, групповые занятия, то есть ребята с удовольствием приходят и таким образом они социализируются. Кого родители, скажем так, ещё боятся одних отпускать, они бывают вместе с детьми, рядом с нами сидят.

Мы также посещаем музеи. У нас есть специализированный автобус для этого. Мы можем выехать и в Уфу на какие-то выставки, в музеи, театры, кино. Они и кружки посещают, насколько позволяет здоровье. Вообще, жизнь у нас бурно кипит.

  • Первый форум классных руководителей состоялся в 2021 году по поручению президента Владимира Путина.

Я побывала на втором форуме. О первом форуме я, к сожалению, ещё не знала. И сейчас мы готовимся уже к третьему форуму.

  • Отбор на третий форум уже начался.

Я приглашаю всех в сообщество классных руководителей. Вы можете нас найти во "ВКонтакте" на страничке Всероссийского форума классных руководителей.

Первый этап отборочного тура продлится до двадцатого апреля.

Нужно будет зарегистрироваться на сайте, заявку о себе оставить, пройти первый этап тестирования, а там уже дальше по ступенькам – всё выше и выше. Кто проходит первый этап, попадает на второй этап, где будет тестирование по "Разговорам о важном", о наших замечательных классных часах, которые мы ведём каждый понедельник. Следующим этапом будет "тренажeр", он и педагогический, и психологический, скажем так. Очень много запутанных ситуаций педагогических, которые нужно будет как классному руководителю разрешить, причём безболезненно, бесконфликтно. Пройдя этот этап, переходим к следующему, где нужно будет записать видеовизитку о том, почему именно ты должен стать участником всероссийского форума классных руководителей. Потом приходит подтверждение, что вы попали на форум. И мы смело едем в Москву!

  • В этом году будет участников три тысячи.

Если в прошлом году было 1.300, то в этом году будет 3.000, так как у нас объявлен Год педагога и наставника, и всё внимание обращено к учительству. На форуме могут оказаться не только классные руководители школ, но и кураторы групп СПО, и советники директоров по воспитательной работе (в этом году в школах такое новшество ввели, и это огромная работа, которая помогает воспитывать наших обучающихся).

  • Форум в этом году планируется не двухдневный, а четырёхдневный.

Он будет разделяться на два направления. Первое направление – с третьего по пятое октября – форум для классных руководителей начальной школы, кураторов групп СПО и для классных руководителей коррекционных школ. Пятого октября, в День учителя, мы все вместе, три тысячи человек, встречаемся в Кремлёвском Дворце на огромном концерте, посвящённом Году педагога и наставника. После пятого октября первая половина классных руководителей разъезжается по домам, а с пятого по седьмое октября собираются классные руководители старших классов и среднего звена. Вот такое грандиозное мероприятие в этом году в октябре планируется.

  • У каждого классного руководителя – свои "ключи" от класса

Учитель начальных классов – и артист, и клоун, скажем так… А вот в старших классах – уже профориентационная работа, подготовка к экзаменам, выбор будущей профессии".

О межрегиональной дружбе классами и совместных проектах

"У нас идeт сейчас дружба классами. Мы очень много проектов придумываем сами и в жизнь эти проекты запускаем. Дружба классами – это когда, например, один классный руководитель живёт в Хакасии, а другой – в Нефтекамске. У нас есть общие интересы, мы можем посылать друг другу подарочки, проводить телемост по каким-то мероприятиям. Недавно мы проводили мероприятие общее. Ребята подружились, они переписываются друг с другом, открытки друг другу посылают.

  • Дети нашли друзей по всей России, и мы подружились со многими классными руководителями.

И огромная колоссальная помощь идёт от них в плане того, что какой бы вопрос мы в чате не задали, всегда найдёшь отклик в чьей-нибудь душе, и обязательно тебе помогут в этом вопросе, потому что мы все друг у друга учимся.

Недавно живая у нас получилась встреча: была выездная сессия Всероссийского форума Приволжского федерального округа. Мы встречались в городе Самаре, и тех друзей, которых мы обрели на Втором всероссийском форуме, мы снова повстречали. Мы и наобнимались, и напелись, и информацией поделились друг с другом, и мы ещё участвовали на мастер-классах, где рассказывали о своей классной работе, опытом обменялись. Вот сейчас готовимся к Третьему форуму.

Часто меня спрашивают, что даeт форум, почему так окрылилась этим всем?

  • У меня было даже такое ощущение, что я попала в своё пионерское детство.

Вот эта ностальгия по тому, как мы раньше общались. Его действительно не хватает – живого общения! Я получаю большую помощь от всех тех, с кем я подружилась. И форум дал еще вот такие моменты. Сейчас нас выбрали в экспертную комиссию по разработке конкурса "Первый учитель". Этот конкурс идёт наравне с конкурсами "Учитель года", "Воспитатель года". Вот на форуме озвучили мы этот вопрос, и спасибо Сергею Сергеевичу Кравцову, что он принял во внимание, и этот конкурс в этом году состоится. Именно для учителей начальных классов. Взяв нас в экспертную группу, прислушались к каждому нашему слову, разрабатывают этот конкурс на основе наших рекомендаций. Первый вопрос у меня прозвучал таким образом, что могу ли я участвовать в этом конкурсе, будучи учителем детей-инвалидов? Они задумались на мгновение, но сказали, что сделают всё, чтобы я тоже смогла участвовать. Очень приятно стало, что отклик ты всегда находишь в том, чего очень-очень хочешь".

Почему именно вы должны стать участником Форума классных руководителей?

"Долго думала, чем же можно зацепить организаторов проекта. Но я сказала, что я работаю с детьми-инвалидами, что очень сложно на какие-то вопросы найти ответы, потому что с детьми-инвалидами работа – новая. И мне бы хотелось, чтобы я получила какой-то опыт от коллег, чтобы я смогла ответить на многие свои вопросы, которые у меня в голове витают. Как, допустим, объяснить незрячему ребенку, как правильно переходить дорогу? Как рассказать ребенку-"колясочнику", что он в своей жизни найдет тот путь, где он сможет себя проявить, социализироваться и найти место в жизни. Видимо, визитка моя затронула душу организаторов, и они меня приняли в свои ряды".

В чем региональная специфика "Разговоров о важном"?

""Разговоры о важном" разработаны до такой степени хорошо, что там есть и презентация, там и выступления, там и материалы медиа. Но когда мы разрабатываем каждый понедельник для себя, и берём материалы с сайта "Разговоры о важном", естественно, мы добавляем республиканский компонент о своей малой родине.

Были "Разговоры о важном", касающиеся семьи, что семья – это ячейка общества. Ценности семейные, традиции мы должны беречь, хранить. Каждый из вас живёт в семье, а семья ваша где живёт? В республике Башкортостан, в малом городе Нефтекамске. Какие традиции есть в вашей семье? Какие традиции города, может быть, вы тоже применяете для своей семьи? Допустим, всей семьёй ходим на сабантуй, посещаем какие-то мероприятия, связанные с Днём Республики… Дети всё понимают и принимают во внимание. Вообще, благодарна я Министерству образования, что эти "Разговоры о важном" сейчас вошли в наш обиход. Это как никогда нужно для того, чтобы патриотизм, который мы стали терять, любовь к жизни, к доброте, возвращались обратно на свои круги. Это здорово.

У нас "Разговоры о важном" ведутся по понедельникам, а классные часы отдельно у нас – по субботам. На классных часах мы можем поговорить о технике безопасности, о правилах дорожного движения, о каникулах. Или просто провести какую-то экскурсию, допустим, в тот же музей сходить. То есть такие непринуждённые классные часы, в которых ты просто объединяешь свой класс в малую группу, где они друг друга понимают, дружат, общаются".

Чему учатся друг у друга классные руководители России?

"Попав на Приволжскую выездную сессию, я увидела много молодых педагогов, заряженных на педагогическую деятельность. Когда находишься в своей среде, казалось бы, молодые педагоги не сильно себя проявляют, но увидев в российском масштабе их, ты радуешься тому, что молодые педагоги есть активные! Всё-таки стаж у меня больше 30 лет, есть те, которые учились у тебя, и в то же самое время мы сейчас учимся у молодых педагогов многим вещам, более современным.

  • Я радуюсь, что у нас есть связь между педагогами-наставниками и молодым поколением, и мы тоже можем у них поучиться чему-то.

Например, в связи с тем, что у нас сейчас век электронный, информационный, часто дети сидят в телефонах, кто-то любит фотографировать. Вот, недавно в Самаре переняла себе опыт фотокросса. Ребята фотографируют на определённую тематику. Учитель даёт, например, им задание сфотографировать какие-то природные явления, и они уже соревнуются друг с другом, у кого лучше получатся фотографии. Потом, допустим, семейные какие-то традиции фотографируют, собирают это всё воедино, так у них и альбомы пополняются, и они друг с другом соревнуются, и учатся фотографировать правильно. Такие идеи, казалось бы, они обыденные, а вот подстегнули!

Очень много сейчас и музыкальных конкурсов. Недавно мне ещё посчастливилось быть на курсах повышения квалификации в центре "Орлёнок" в Туапсе – наш знаменитый "Орлёнок", в котором детстве хотелось побывать. Детская мечта осуществилась недавно!

  • Мы зарядились энергией по программам "Орлята России".

Программа очень тоже насыщенная. Именно для учителей начальных классов по этой программе прослеживается несколько направлений: это и "Орлёнок-эколог", это и "Орлёнок-спортсмен", это и "Орлёнок-лидер", это и "Орлёнок-доброволец" – направлений очень много, они взаимосвязаны между собой любовью к Родине, социализацией ребят в этом обществе, направлены на сближение, сдружение классами. Такая подзарядка была в "Орлёнке"!

Чем полезно сообщество Форума во "ВКонтакте"?

"Подключиться легко! Прямо с сегодняшней минутки можно подключиться к Всероссийскому форуму классных руководителей. Приглашаем всех! Там уже больше 111 тысяч участников в этом содружестве. Причём, мы общаемся и в Telegram-канале, и здесь есть странички отдельные: для группы начальных классов, для группы СПО, то есть мы можем в чатах общаться уже непосредственно по тем направлениям, которые нам интересны. Есть прямые эфиры и с психологами, с теми, кто работает по буллингу, допустим. Есть педагоги, которые делятся просто в открытом доступе, в открытом микрофоне своими наработками, мастер-классами. То есть на многие вопросы здесь можно получить ответы не только классным руководителям, но и учителям-предметникам, у которых нет классного руководства.

  • Классный руководитель очень хорошо должен знать свой класс. Работа классного руководителя – сдружить максимально коллектив, дать ребятам понять, что принимать надо всех такими, какие они есть".

О работе с родителями

"Ребята воспитаны в семьях, и многие родители очень трепетно относятся к своим деткам, боятся чем-то их обидеть, и ребята начинают пользоваться тем, что их жалеют, что всегда есть гиперопека – это очень плохо со стороны родителей, потому что дети останутся, а мы взрослые можем в какой-то момент уйти. Часто приходят первоклассники к нам на уроки и не знают, что есть слово "вы", то есть ко взрослом они могут так же обратиться на "ты", потому что они привыкли жить в семье, привыкли к этой малой ячейке общества, и каким-то элементарным вещам они не научились, даже разговаривать друг с другом. Раз в детский сад не ходили, пришли сразу в школу. И какие-то обиды могут возникнуть. Но мы стараемся учить их, направить, что есть разные люди, есть разные характеры людей и со всеми надо уметь общаться.

Бывает, с инклюзии к нам дети тоже приходят. Когда чувствуют, что они не в своей тарелке находятся, они приходят к нам и обязательно находят друзей. У нас очень тёплая обстановка в Республиканском центре дистанционного образования. И мы многое делаем для детей. И когда есть связь с родителями, с учителями-предметниками, общая работа целенаправленная очень хорошо идёт.

  • Надо быть максимально открытым для родителей.

Не надо что-то утаивать. Если, допустим, есть какие-то проблемы, надо о них открыто говорить. Бывает, и родители друг с другом могут поконфликтовать. В моей практике было такое. Я приглашала обе стороны, и мы просто разговаривали, как мать с матерью. Иногда ты становишься не просто классным руководителем, а ты становишься на ступеньку, что ты тоже мать, и со стороны матери ты уже объясняешь, что я бы сделала так на вашем месте, не принимая позицию одного или другого родителя.

Не зря нас называют классными мамами, потому что всё-таки в школе мы являемся для них и мамой, и папой. Мы еще и защитники. Если вдруг там какой-то конфликт возник с администрацией либо с предметником, мы уже стараемся защитить своих ребят".

Какие ещё нужны черты характера или компетенции для того, чтобы быть классным руководителем?

"Я, наверное, не скажу, что ты должен быть суперобразованным для того, чтобы быть классным руководителем.

  • Ты должен быть просто человечным, доброжелательным, открытым максимально, весёлым, энергичным, чтобы от тебя заряжались этой энергией.

Я понимаю, что я вот сама такая окрыленная, у меня и родители такие же. Я говорю, какой классный руководитель – такие и дети, какие дети – такие и родители…

  • Я думаю, если ты будешь открыт этому миру – мир откроется для тебя обязательно.

Я участвовала во многих проектах Всероссийского форума классных руководителей. Последний проект был "Учитель сквозь года", то есть надо было найти учителя, который когда-то в своё время преподавал, переодеться в этот образ, сфотографироваться, представить этот образ, рассказать об этом образе. Почему-то мне Мэри Поппинс пришла на ум. Я сделала небольшую фотосессию для себя, показала, какая была Мэри Поппинс, рассказала о ней. И, наверное, она мне даже ближе по духу своему. Я от Всероссийского форума классных руководителей выиграла колонку "Маруся"! То есть они нас еще и подарками балуют…

"Рождественские встречи" были у нас, когда мы тоже объединялись группами и выступали. Мы готовили концертные программы. Потом у нас были проекты "Книга памяти", "Автобиография учителя", "Учительская династия"…

  • Каждый день в голове какого-нибудь классного руководителя возникает проект, он его просто закидывает в чат и говорит: "Поддержим?"

Сейчас все вместе мы пишем книгу. Сочиняем эту книгу главами, например, над первой главой работают три человека, следующую главу подхватывают следующие три человека, они уже придумывают свою историю этой книжки. В итоге, я думаю, что к Всероссийскому форуму третьему эта книга выйдет и будет очень интересно её почитать. О чем книга? Как будто бы есть такая организация, которая раздаёт счастье, и человек как курьер это счастье развозит по семьям. Этот человек попадает в разные семьи: он может попасть и к тому же ребёнку-инвалиду, он может попасть и к каким-то известным художникам, которые в своё время блистали своими картинами, он может попасть и к одинокой старушке, которая была брошена детьми, и приходит это счастье к ней в дом. Таким образом, ситуации переворачиваются, и становится очень интересно, куда же дальше счастье пойдёт, в какую дверь оно постучится. И вот этот курьер на протяжении всех этих глав разносит счастье и ознакомится с историями разных людей, с их жизнью. Всё как бы выдумано, но оно всё – жизненное. Таких проектов очень много.

  • Не бойтесь, дерзайте, вступайте в наше Содружество классных руководителей, вы найдёте очень много ответов на вопросы!

И впереди – Третий форум, где можете встретиться, пообщаться, узнать очень много нового. На форуме работает множество площадок: и общество "Знание", и Министерство просвещения, те же "Орлята России", "Навигаторы детства", концертные программы – очень много площадок, которые работают для вас. Причём, нет такого, что вот ты не захотел на эту площадку, а тебя туда загнали. Ты посидел, тебе что-то не понравилось – пошёл на другую площадку, там поработал.

  • Прошлый форум предлагал несколько залов: "Зал Ушинского", "Зал Макаренко", "Зал Выготского", "Зал Сухомлинского".

И в этих залах мы работали группами. Мы встречались с известными личностями: писателями, поэтами, режиссёрами, актёрами. Вживую видеть и общаться – это многого стоит".

О башкирском содружестве классных руководителей

"В прошлом году, когда мы ездили на Второй всероссийский форум, 25 человек из Башкирии у нас было. Мы с ними тоже очень тесно дружим и общаемся, они тоже участвуют в этих проектах. Мы и свои проекты создаем. В Самару вместе ездили.

Хотелось бы создать "Содружество классных руководителей Республики Башкортостан". Мы, конечно, перед Министерством образования Республики поставили такой вопрос…Было бы здорово создать такое Содружество, чтобы мы не просто могли общаться или переписываться, а какие-то мероприятия вместе организовывать. Я думаю, что Министерство образования пойдёт навстречу. Насколько я знаю, такой региональный форум предстоит у нас в республике тоже. Скорее всего, он будет".