Елена Исакова: "Я люблю идти к высоким целям, так меня учил мой отец"

Во вторник, 25 апреля 2023 года, в авторской программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" состоялась очередная встреча в рамках рубрики "Клуб "Учитель года"".
  • Елена Исакова: "Я люблю идти к высоким целям, так меня учил мой отец"

Резидент клуба "Учитель года столицы Башкортостана" Елена Исакова: "Открытие нашей новой школы мне дало такую энергию, что хочется творить и радовать, и учить, и достигать каких то новых высот. Это мой склад характера, но, мне кажется, любой педагог способен и должен двигаться вперед, не останавливаться".

Елена Михайловна Исакова – заместитель директора школы № 51 г. Уфы, учитель русского языка, абсолютный победитель конкурса "Учитель года столицы Башкортостана", лауреат конкурса "Учитель года Башкортостана-2018"; победитель конкурса "Лучшие учителя и преподаватели башкирского и русского языков-2020", кандидат филологических наук, Отличник образования РБ.

  • Напомним, в Уфе действует клуб "Учитель года столицы Башкортостана". Как говорит президент клуба Сергей Переверзев, это активные учителя, которые, несмотря на свою высокую загруженность, находят время для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное и распространять свой опыт.

Клуб – это команда единомышленников

"Резиденты Клуба находятся сейчас в Ульяновске. Наша прекрасная команда выступает на Всероссийском конкурсе учительских клубов "ЧЕРУК-2023". Это конкурс командный, когда учителя представляют не себя только, как самостоятельную творческую единицу, а работают вместе, сообща показывают командный дух и лучшие педагогические находки".

Конкурс "Учитель года" – стимул для роста

"Конкурс дал мне очень многое, потому что мел, доска, школьный кабинет, уроки, программа, которую вы повторяете вольно или невольно через определенное количество лет… А конкурс – это расширение возможностей учителя.

  • Конкурс – это свежая волна воздуха, эмоции, конечно же, и стрессовые ситуации, но мне конкурс дал только положительное.

В первую очередь – это мой рост в методическом плане. Как говорит Евгения Сергеевна Рощупкина (и мы эту фразу все уже повторяем), мы до конкурса и мы после конкурса – это абсолютно разные люди.

Во-вторых, это приобретение друзей, вот этого сообщества. Без нашего общения, без этого драйва, без выездов, без участия в серьезных крупных соревнованиях, вебинарах, форумах на всероссийском уже уровне, рост учителя может замедляться. И эта энергия необходима просто абсолютно всем.

  • Если кто-то боится этого конкурса, нужно попробовать переступить через себя.

Когда мы участвовали в конкурсе в 2018 году, первым испытанием было написание эссе. Тему определял один из конкурсантов, и мы узнавали ее в момент написания этого экзаменационного сочинения. И я себя поймала на мысли, что я на протяжении пятнадцати лет готовлю ребят к написанию этих сочинений. Это подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. А тут пришлось самой. Наверное, там были и камеры, там тоже было определенное количество времени – давали нам 3,5 часа, и тема, о которой хочется сказать очень много, тем более мы – профессионалы, мы должны уметь писать такие сочинения.

Тему, честно говоря, уже не помню, по-моему, "Школа мечты". Может быть, я сейчас что-то путаю, потому что у нас было и на республиканском этапе тоже конкурсное эссе, но я хочу сказать, что вот это ощущение, воспоминание об этом испытании мне дает сейчас возможность встать на сторону ученика. Потому что я вспоминаю, как я волновалась в тот момент, какие чувства меня одолевали, и теперь я понимаю, как мне подойти к ребенку, который волнуется, который не может сразу сделать то, что мне бы хотелось или то, что требуется от него на экзамене. То есть учителю полезно иногда выходить за рамки своего кабинета и вставать на разные позиции".

Об учительском служении

"Для меня – это выбор, который я сделала осознанно. И для меня вот эта энергия, драйв, эмоции и стрессовые ситуации, которые бывают, они не являются преградой для продолжения этой работы. Все-таки у нас каждый день рабочий – новый, потому что каждый раз приходят разные ученики, и один и тот же урок в каждом классе ты даешь совершенно по-разному".

О школе мечты

  • Новое здание 51-й школы открылось 3 апреля. Теперь это самая большая школа в Приволжском федеральном округе.

"Школа и снаружи, и внутри – современная. Здание очень объемное – более 25 тысяч квадратных метров. Оно поделено на блоки: начальный, средний и спортивный. Детский садик объединен со школой, они выполнены в едином стиле, находятся на одной территории – есть преемственность.

Конечно, все родители счастливы. Такой огромный образовательный комплекс был очень необходим нашему растущему микрорайону, поскольку тут много молодых семей с детьми. Это большой подарок всем.

  • В школе учатся 1,5 тысячи детей. Обучение ведется в одну смену.

"Мы разделили этажи по цветам. Это удобно для навигации. Дети начального блока не пересекаются с ребятами из среднего блока. Каждый блок обеспечен всем необходимым для образовательного процесса: своей столовой, спортивным залом, музыкальным кабинетом, кабинетом психолога.

  • У нас есть абсолютно все для урочной и внеурочной деятельности. Все кабинеты оборудованы по последнему слову.

Есть столярные, слесарные мастерские, швейная мастерская. Для кулинарного дела имеется полноценная кухонная группа, где есть и варочная поверхность, и мойка – все как в настоящих ресторанах или в нашей столовой, только девочки учатся уже самостоятельно готовить.

  • Кабинеты естественнонаучной направленности полностью оборудованы цифровыми лабораториями.

На биологии у каждого – комплект цифровых микроскопов и цифровых лабораторий для ученика. То есть учитель задал лабораторную работу, и если раньше мы в тетрадках в клеточку чертили, листочек раскладывали, стеклышко нам выдавали. Сейчас все это тоже есть, все можно пощупать, потрогать, развести, вырастить микропрепарат. Просто это еще и транслируется на цифровом уровне, все дублируется на интерактивную панель учителя, он может увидеть ошибку, если что-то выполнено не так – скорректировать работу и проверить следующего ученика.

  • Оборудован медицинский блок, есть стоматологический кабинет. И предусмотрено помещение для полной комплексной диагностики состояния здоровья.

Начиная с сентября планируется следующая работа в этом направлении. Мы говорили о том, что если ученик простудился, заболел, на уроке почувствовал себя неважно, он может спуститься в медкабинет, чтобы ему оказали медицинскую помощь, выписали назначение врача и отправили домой. Мы, конечно, к этому пока еще не готовы, но все к этому идет, чтобы разгрузить поликлиники на местах, чтобы ребенок уже сразу получил медицинскую помощь и отправился домой лечиться.

У нас есть секции баскетбола, чирлидинга. В школе работают два мастера спорта: по лыжным гонкам и художественной гимнастике и кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике.

  • Вообще у нас прекрасный штат учителей. есть В школе трудятся отличники образования РБ, Почетные работники общего образования, три кандидата филологических наук".

О классном руководстве

"В 4 классе мы с ребятами познакомились. Изучали русский язык дополнительно, тонкости, тайны русского языка. А в 5 классе я уже стала их классным руководителем и учителем русского языка и литературы. И вот – одиннадцатый класс.

Мы очень благодарны, что новая школа открылась под конец учебного года. Мы подарили ребятам этот праздник, потому что, безусловно, они достойны новой школы. Среди них – победители муниципального и республиканского этапов Всероссийской олимпиады школьников, различных научных и творческих конкурсов.

Я работаю в школе уже восемнадцать лет. Так получилось, что Наталия Львовна Пайкина – бывший директор нашей 51-й школы, заместитель директора, сейчас — педагог дополнительного образования, почетный работник просвещения РСФСР, обладатель многих регалий – принимала меня на работу и доверила сразу 10-й класс.

  • Так сложилось, что очень долгое время я работала именно в старших классах, а вот эти ребята, которых я сейчас выпускаю, они с 4-го класса со мной. Для меня это тоже очень ценно, очень важный опыт – проследить их траекторию развития, посмотреть, как они меняются, как они меняют меня. Я их очень люблю".

О демократическом стиле

"Не бывает так, что учитель всегда на сто процентов абсолютно прав. Это учитель должен понимать, особенно молодой. Когда заходит в школу, в свой кабинет и начинает вести урок, он не должен смотреть свысока на детей, потому что сейчас время такое, когда дети знают, может быть, и меньше, но интересуются многими вопросами науки, искусства, спорта, поэтому принижать их житейский опыт нельзя..

  • Я всегда смотрю на своих ребят с позиции соратника. Я считаю, что дружеская атмосфера, при которой соблюдаются все положенные рамки, дистанция между учителем и учеником, она – во благо.

Благо и для учебы, и для ощущения радости школьной жизни, когда в школе тебя рады видеть, когда тебе могут помочь, когда в принципе – это твой дом. Идешь туда без страха, без порицания, без понукания, когда учитель с тобой, можно сказать, на одной волне, но, может быть, чуть выше "плавает". Тем не менее, он может подставить свое плечо. И входить в положение ученика – для меня это очень ценно.

Они – моя правая рука. Мне как учителю и заместителю директора иногда нужна помощь, например, когда мы бежим встречать каких-то гостей или что-то надо технически решить.

  • Одиннадцатиклассники – они хозяева своей школы уже. Они выпускники, они старшие, они ответственные ребята. Они никогда не подводят меня.

Ответственность – очень важное качество для жизни. И воспитание вот этих нравственных идеалов, о которых мы говорим в книгах, происходит на деле".

О литературе

"Я всегда повторяю ученикам, что нам с вами повезло – у нас необычные уроки, потому что мы здесь говорим не только что положено, а что мы думаем, и делаем выводы, для чего нам все это нужно.

Нашу школьную программу в последнее время почему-то начинают критиковать, с чем я категорически не согласна. Все те произведения, которые есть в нашей школьной программе, сформированы временем. И все те проблемы, вопросы, которые поднимаются в произведениях, все на практике подтверждаются.

Вот тот же самый нравственный выбор, о котором сейчас девятиклассники пишут сочинение в формате ОГЭ. Он же на каждом уроке, на каждой перемене подтверждается: побежать или не побежать, прийти на субботник или нет, помочь учителю или не помочь – вот вам нравственный выбор.

  • Литература дает почву для обсуждения реальной жизни. И когда мы переходим в эту плоскость, которая их касается, они увлекаются книгами.

Конечно, трудно сказать, что сто процентов учеников читают школьную программу от корки до корки, как бы нам хотелось. Я уже восемнадцать лет работаю, в 10-11 классах работаю регулярно. Читая "Войну и мир", постоянно какие-то новые грани мысли Толстого для себя открываю. И у Достоевского точно так же. Дети, любящие литературу, эту классику через себя пропускают. А ребята, которые все-таки не любят произведения классического жанра, читают фантастику современную, западную литературу, отечественных писателей.

  • Я говорила в одном из своих выступлений, что даже если ребенок читает "другую" литературу, другую в кавычках, не надо бить по рукам, нужно обязательно дать возможность поделиться.

Очень часто дети играют в компьютерные игры, это не секрет. И издаются различные книги по материалам этих компьютерных игр. В принципе, изучив несколько глав одного произведения, я сейчас не хочу о нем говорить, тем не менее, я увидела, что там художественный слог неплохой. А почему бы и нет?

  • Самое главное – читать, а читательский вкус мы формируем на уроках. С возрастом, конечно, формируются предпочтения, читательский вкус шлифуется.

Сейчас вся государственная итоговая аттестация по русскому языку выстроена так, чтобы ребенок умел рассуждать, говорить. Я сторонник тех экзаменов, которые проводятся сейчас, потому что – это большой билет ребенку в будущее. Когда он достаточно хорошо в рамках школы (не о дополнительных курсах или каких-то затратных занятиях у репетитора я говорю сейчас) может себя подготовить, а не просто что-то выучить. Это не угадайка. Есть такие рассуждения голословные, что экзамены – это какие-то тесты. Русский язык в 9 классе – это изложение и сочинение, то есть творческие работы. Это на 70% – мнение ученика, его сознание, и это действительно здорово".

Не вредят ли конкурсы для учителей учебному процессу?

"Все конкурсы мои были на протяжении почти шести лет, и это не так много по времени, когда я отсутствовала на уроках. Вот 2018 год, скажем, был похож на марафон, тем не менее, мы смогли с ребятами сдать ОГЭ без троек.

Учитель идет на конкурс, чтобы и себя показать и научиться у других. Он уже априори настроен на победу. Победу не личную, безусловно.

  • Мы для чего на эти конкурсы ходим? Мы хотим преподавать на новом уровне.

Смотришь мастер-классы, уроки, внеурочные мероприятия, семинары лучших учителей республики. И в каждой школе учитель ходит на уроки к своим коллегам. И даже если это не конкурсный, а обычный рядовой урок, учитель берет на заметку, как другой педагог выстраивает работу с текстом, как организует урок, где у него разминка, как он подводит к изучению новой темы. А только в своей каше вариться, в своем котле – это очень трудно.

И дети встречали меня после конкурса с такими яркими эмоциями! Подарили букет цветов. Гордились. И родители с пониманием относились к тем моментам, когда я отсутствовала. Я фанатик в этом отношении: я могла урок отвести, а потом поехать на конкурс. То есть пропало уроков очень мало, если говорить о таком качественном пребывании на работе".

"Они мне часто говорят: "Вот пришла "Учитель года…""

"Двое сыновей. Может быть, я делаю неправильно, если психологи нас слушают, они обязательно об этом скажут. Но я говорю сыновьям: пожалуйста, вы понимаете, что я – Учитель года, я заместитель директора, вы должны быть на порядок выше, то есть кому-то можно не подготовиться к уроку – вам нельзя. Мне кажется, что это правильно".

Об учителях учителя

  • Прасковья Тимофеевна Симахина – учитель русского языка и литературы.

"Именно благодаря ее урокам я тоже – учитель русского языка… Я изначально училась в гуманитарном классе, он был посвящен изучению литературы, английского и немецкого языков. То есть если по плану учебному три урока литературы, допустим, в старших классах, у нас было шесть.

Я окончила лицей №60, сейчас это тоже очень престижное учебное заведение в нашем микрорайоне. Прасковья Тимофеевна Симахина буквально год назад ушла на заслуженный отдых, здравствует, мы часто видимся, обмениваемся новостями, я прошу ее совета. Это прекрасный педагог по своим знаниям, по подаче материала. Без единого конспекта, без единой бумаги она читала стихи, все было очень продумано, логично, информативно и погружало в атмосферу словесного искусства. С этим я столкнулась, сможет быть, впервые, и поэтому мне очень хотелось быть такой же, как она.

Подготовить к филфаку – это сложно. Это объемный материал, способность написать сочинение, как положено. Поэтому я очень благодарна Прасковье Тимофеевне за такую науку".

  • Игорь Викторович Артюшков – языковед, д.ф.н., профессор БГПУ им. Акмуллы.

"Это самый лучший учитель русского языка! Он у нас преподавал на протяжении всех пяти лет современный русский литературный язык. Нам повезло, что такой талантливый профессор читал нам этот курс. Кто даже не хотел, может быть, знать русский язык, они его знали на сто процентов.

Кандидатскую писала у него. Тема – "Внутренняя речь в романе "Анна Каренина" Льва Николаевича Толстого с позиции гендерной лингвистики". Это изучение мыслей героев с позиции гендерной принадлежности, есть ли какие-то отличия. Тема достаточно интересная, и она нашла свое подтверждение не на морфологическом, синтаксическом уровне, но на тематическом однозначно, потому что мысли героев были полярные: кто-то думал о семье, кто-то – о службе, карьере, долге.

В 2011 году я защитила диссертацию, а через три года я выступала на международной конференции психологов, которые с гендером работают. Для них это было очень информативно и интересно".

О любимом писателе

Лев Николаевич Толстой. Я вообще, может быть, в этом отношении скучный учитель русского языка и литературы – я предпочитаю классику XIX века, потому что Толстой – кладезь знаний, мыслей, ответов на вопросы.

Открытие в современной литературе

  • "Я люблю погружаться в чтение, когда книга тебя не отпускает, когда ты откладываешь дела. Очень редко, конечно, удается найти время для такого чтения, но, как правило, нахожу.

В последнее время для меня открытием стала книга Евгения Водолазкина "Лавр". Замечательное произведение с точки зрения языка, выстраивания художественного полотна. Я буду рекомендовать и девочкам, которые у меня сдают литературу, прочитать после сдачи экзаменов это произведение.

Хочу более пристально изучить текст романа и других книг этого автора. Он филолог и вплетает разновековые проявления языка, поэтому было очень интересно".

Об участии в конкурсе-игре "Школа Рыбаков Фонда" имени Льва Выготского

"Сейчас нахожусь в процессе. Это интернет-конкурс, в котором учителя делятся в своих постах, в статьях мыслями и мнениями по разным педагогическим и околопедагогическим вопросам".

Как все успеть?

"Обрести баланс, определить цели, выстроить приоритеты. И тогда все успеется".

Что вдохновляет на этом пути?

"Каждый день стараюсь благодарить эту жизнь, которая меня балует, радует, сильно не бьет, дай Бог. Вообще, благодарю за каждый день. Оглядываешься назад и понимаешь, что идешь по верной дороге.

  • Получаю удовольствие и, надеюсь, дарю пользу другим".