Литературовед Ирина Прокофьева: "Уфимская литература переживает время подъема"

Об уфимской литературе поговорили во вторник, 13 июня 2023 года, в авторской программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан".
  • Литературовед Ирина Прокофьева: "Уфимская литература переживает время подъема"

"Наряду с хорошей прозой есть хорошая поэзия и драматургия. И театр обращается к литературе, и живопись, и музыканты с нами работают… Уфу можно назвать культурной средой, где есть "культурное гнездо" (термин Н.К. Пиксанова), где развивается уфимская литература".

Гость в прямом эфире – литературовед, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, автор около сотни научных и методических работ, в том числе монографий, учебных пособий, статей, один из авторов-составителей хрестоматии "Современная уфимская художественная проза (1992-2015)" Ирина Прокофьева.

Уфимская литература существует?

"Если в городе есть пишущая молодежь, автор или авторы, которые публикуются активно, это еще не говорит о том, что там есть полноценный литературный процесс.

  • Уфимская литература существует.

Объяснить, как возникло такое явление как "уфимская литература", без теоретических аспектов невозможно. Потому что любое явление культуры неразрывно связано с местом своего бытования, то есть с топосом, а значит, пространственные модусы в таких направлениях как философия, эстетика, теория культуры и искусства, литературоведение являются центральными.

Любое явление культуры неразрывно связано с местом его бытования – топосом. Поэтому закономерно, что пространственный модус рассматривается как основополагающий в философии, антропологии, этнографии, эстетике, теории культуры и искусства, а также в литературоведении. (как альтернатива)

Если мы вспомним теорию хронотопа Михаила Михайловича Бахтина, там временное становление является конструктивным элементом жанра. Временное становление без пространственных координат практически невозможно рассматривать. И очень хорошо эта идея чисто литературоведческая переносится на феномен культуры. В знаменитой теории хронотопа М.М. Бахтина временное становление является конститутивным моментом жанра, в свою очередь временное становление тесно связано с пространственными координатами. Перенос сущностных характеристик текста на феномен культуры позволяет рассматривать реальное пространство как поле (или сферу) знаковых элементов, взаимосвязь которых определена планом реального времени.

  • Информация об авторе столь же значима, сколько значимо и то место, где возник этот текст, где был опубликован.

Если обратиться к истории литературы, то вся архаическая литература – это литература места. Там есть образ общины, автор неважен, ему просто делегируется голос. И то же самое происходит, когда мы говорим о таком очень важном направлении в литературоведении как регионалистика – изучение региональной литературы. Мы затушевываем авторское начало, и тогда на первый план выходит групповое начало, когда мы автора рассматриваем с точки зрения группы – социальной, этнической… А еще можно по-другому говорить о литературе региона, когда мы рассматриваем авторский текст непосредственно как сверхтекст… История неавторской литературы тесно связана с местом её происхождения, это история территориальной литературы. Неавторская литература непосредственно связана с местностью своего происхождения, поскольку местность является образом той общины, которая наделяла архаического автора правом голоса. Именно неавторская литература выражает коллективное сознание. И как только литературоведение прибегает к теоретическим концепциям или методам изучения, которые «ослабляют» авторское начало, например, либо переводя акцент на групповую принадлежность автора (социальную, этническую, национальную и т.д.), либо расширяя границы авторских текстов и самого понимания текста до «сверхтекста», территориальный аспект изучения литературы тут же выходит из закулисной тени и занимает центральное место.

Есть несколько интересных подходов, которые позволяют полноценно изучать региональную литературу. Например, идеи Николая Пиксанова, которые появились еще в 20 годы XX века. Мы ругаем социологический подход, который был в советский период, а он оказывается очень эффективен при изучении провинциальной, региональной литературы. Пиксанов выдвинул очень интересную идею. Он вообще методологию изучения региональной провинциальной культуры, литературы сформулировал. К сожалению, его идеи были забыты, а потом они были реанимированы в 80-90-е годы 20 века. Забегая вперед, если говорить о социологе Пьере Бурдьё, он, создавая теорию социальных полей, высказал многие идеи, которые уже выдвинул Пиксанов.

  • Пиксанов сказал, что социологический метод очень важен, и нужно рассматривать любое явление культуры – а литература – это явление культуры – в тесной взаимосвязи с другими сферами культурными.

Первое доказательство

Во-первых, в регионе должна быть яркая харизматичная личность, как сейчас говорят. Даже одной чаще всего достаточно. Это такой лидер. И, я считаю, такой лидер в Уфе был – ныне покойный Александр Гайсович Касымов. Он был блестящий журналист и литературовед великолепный, критик литературный. И он объединял молодую поросль, печатал литературные альманахи. И благодаря тому, что он продвигал и объединял, это само явление стало формироваться. А после его ухода из жизни, конечно, "Бельские просторы" подхватили.

Второй элемент

  • Если нет органа печатного, который бы аккумулировал, собирал, отбирал лучший литературный материал, то, наверно, и самой литературы региона не появится.

А "Бельские просторы" популяризируют не только русскоязычную литературу в поликультурном пространстве Башкортостана, они и переводы дают, они знакомят русскоязычного читателя, не обязательно русского по национальности, с национальной литературой. Это второй аспект, он у нас тоже есть. Были у нас и литературно-критические журналы.

Третий фактор

И еще надо, чтобы уфимская литература взаимодействовала с другими видами искусства. И с театром, живописью она тоже взаимодействует. Театр немножко отставал и проседал у нас, а вот сейчас, я думаю, театр меняется. Может быть, эти перспективы развития будут потом связаны как раз с русскоязычной литературой Башкортостана, с драматургией Башкортостана.

  • Пьеса "Прежде прежнего" Светланы Чураевой могла бы стать визитной карточкой нашего русского театра.

Моя любовь к уфимской литературе началась с текстов Светланы Рустэмовны Чураевой. Это потрясающий писатель. Я ее очень люблю.

Четвертое условие

А вот еще интересная пиксановская идея: если литературу региона не изучают, если о ней не говорят, то это действует негативно на развитие литературного процесса. Просто о литературе не знают.

  • На нашей кафедре русской литературы педагогического университета одно из приоритетных направлений – регионалистика.

На конкурсе "Учитель года" один из учителей русского языка и литературы представлял свой проект, где доказывал, что можно составить элективный курс для учащихся старших классов по изучению уфимской литературы. И мои статьи, и статьи моих коллег шли научной базой для этого элективного курса. Надо сказать, что мои статьи об уфимской литературе не только литературоведческие, они еще и методические".

Хрестоматийное достижение

В 2015 году в Уфе издана хрестоматия "Современная уфимская художественная проза (1992-2015)". В нее вошли произведения трех поколений уфимских писателей.

"Эта хрестоматия включает произведения, которые можно смело нести в школу. Там нет табуированной лексики, там есть сюжеты, которые будут интересны.

Старшее поколение в прозе представляют Михаил Андреевич Чванов, Камиль Фарухшинович Зиганшин и Петр Алексеевич Храмов. Храмов написал единственный роман – "Инок", но очень яркий. К сожалению, сейчас о нем опять забыли.

С младшим поколением прозаиков было сложновато. И, я думаю, до сих пор сложновато. Поэзия как-то вырвалась. Я считаю, там есть молодые авторы. Молодые – это же абсолютно условно.

Многие, кто приезжают сюда и видят нашу хрестоматию, отмечают, что такой хрестоматии по текстам того или иного региона, которую могли бы предложить для изучения в школе – нет, хотя у них тоже очень много делается для популяризации литературы. И такого большого количества статей у них нет.

Я могу сказать, что, например, по современной драматургии у меня студентки защищают две работы в июне. Одна работа связана с пьесой Наталии Мошиной "Остров Рикоту", а другая – с пьесой Светланы Чураевой "Алиса в квазистране", которая была поставлена в Театре кукол. Была замечательная премьера, замечательный спектакль, и я надеюсь, что его вернут в репертуар, он будет еще долгое время жить, потому что пьеса – просто потрясающая".

Не периферия, а "уфимский текст"!

"Существует два подхода к изучению региональной литературы. Одиночно-традиционный подход был еще во второй половине XIX века сформулирован: есть "литература центра", и есть периферия. Этот подход существуют, но он сейчас дополнен разными методами анализа. Мне ближе второй подход – культурно-семиотический, когда мы говорим о семиотике пространства, когда мы говорим о таком понятии как "уфимский текст", "петербургский текст" и так далее.

  • Думаю, долгое время можно было говорить, что "уфимского текста" нет как такового, а сейчас он начинает формироваться, он начинает уже выстраиваться.

Пространственный модус, пространство реализуется в художественном тексте. Во-первых, ландшафт Уфы отражен в художественных текстах такими локусами, как памятник Салавату Юлаеву или – как у Кудашева – "улица сами знаете кого" – улица Ленина наша бесконечно большая. Есть и берег Белой, и наши храмы, и наши мечети. Наши пространственные координаты отражают общечеловеческий и национальный опыт. Само место начинает поэтизироваться, возникает мифологема "дома".

  • Образ Уфы поэтизирован у каждого художника по-разному. Об этом можно тоже долго говорить, это тоже очень интересно.

И мы все-таки не литература периферии. Потому что, я считаю, что литературный процесс как раз и складывается из этих "ручейков": уфимской, воронежской, петербургской, московской, екатеринбургской литературы. Это часть литературного процесса. Если говорить о полноте литературного процесса и не рассматривать вот эту самую региональную литературу, эти процессы провинциальной культуры, то тогда полного представления о литературном процессе получить невозможно.

А потом, что такое, собственно, "литература центра"? Там, конечно, сосредоточены лучшие театры, лучшие журналы, издательства, но из чего складывается-то эта литература? Из тех самых имен, которые были когда-то "периферийными". И Валентина Распутина тогда можно назвать автором, которого можно отнести к провинциальной культуре.

Те векторы развития, которые есть в российской литературе, например, военная проза, исповедально-биографическая, автобиографическая, христианско-православная, любовно-философская, социально-бытовая, ироническая – это все те направления, которые представлены и в нашей прозе. Проза великолепная, и она развивается очень интенсивно, не останавливается, не стоит на месте. И об этом свидетельствуют и литературные премии.

Все у нас есть. И если раньше у нас провисала немножечко драматургия – в 2012 году можно было говорить только о нескольких пьесах Светланы Чураевой – то сейчас и это подтянулось. Поэзия у нас просто великолепная, я считаю.

  • Есть идея хрестоматию по драматургии и современной поэзии тоже сделать. Были бы силы, а материала – более чем достаточно.

То есть это ни в коем случае не периферия, и это не местечковое явление. Это часть общероссийской культуры. Это такой сегмент очень важный. Мало того, например, екатеринбуржцы очень трепетно относятся к литературе своего края и говорят о "литературе Урала". И мы тоже являемся сегментом литературы".

На защите "культурного гнезда"

  • Кандидатскую диссертацию "Уфимская художественная проза конца XX – начала XXI веков: состояние и функционирование" Ирина Прокофьева защитила в Екатеринбурге в 2016 году.

"Да, защищаться пришлось. И об этом явлении говорили. И один из вопросов был как раз такой: откуда понабралось так много писателей, так много талантливых авторов? А вот как раз благодаря тому, что в Уфе можно говорить о "культурном гнезде", о понятии, которое ввел Николай Пиксанов. Метафора немного забавная, но в тоже время очень точная.

  • Литературный фестиваль "КоРифеи" – один из признаков "культурного гнезда". Многие писатели российские едут в Уфу, потому что здесь – интересно.

Фестиваль "КоРифеи" позволяет популяризировать уфимскую литературу. И уже такая горизонталь развивается, и эта горизонталь позволяет охватывать очень много молодых, начинающих писателей.

Долгое время проводится литературная учеба, благодаря педуниверситету, помощи ректората, потому что нам предоставляется социально-образовательный центр "Салихово", куда мы выезжаем. Вот на 12-м Международном молодежном фестивале "КоРифеи" мы там проводим Всероссийское совещание молодых литераторов.

Очень долго вел Всероссийскую литературную школу Лев Яковлев, московский драматург. Он привозил московских детей из своей Школы одаренных ребят, и те с восторгом говорили о наших текстах, о наших ребятах. Два дня ребята работают, они могут не ложиться ночью, они сидят, редактируют, создают эти тексты. И вещи просто потрясающие! Это очень интересно, это очень здорово.

  • Недавно, весной, прошла Всероссийская школа литературного перевода.

Дети со всей Башкирии приезжали. Некоторые владеют башкирским языком, некоторые – нет, но им был дан подстрочник нескольких стихотворений, и они создали тексты. С мэтрами литературы – Константином Комаровым, Юрием Татаренко – они разбирали свои опусы стихотворные, что правильно, что не совсем точно. Так что эта школа просто потрясающая.

Конечно, без Светланы Рустэмовны Чураевой существование этого фестиваля сейчас сложно представить. Она душа этого фестиваля! Все на ней держится.

  • И нам очень хотелось бы, чтобы наш фестиваль заметили, и чтобы наш фестиваль поддерживали, все-таки, наверно, не только педуниверситет, но и другие структуры, на правительственном уровне чтобы поддержали нас финансово".

Учебно-музейная практика с немузейными писателями

"У студентов есть учебно-музейная практика. Мы посещаем музеи. А еще у нас проходят встречи с писателями. Мы разрабатываем культурно-просветительские проекты. И таких проектов уже очень много. Были буктрейлеры по современной уфимской поэзии, по драматургии, по детской уфимской литературе.

А вот в июне мы взяли авторов, которые приезжают к нам на фестиваль "КоРифеи". Это Нина Ягодинцева и Илья Кочергин. Будет буктрейлер по современной уфимской поэзии, в него войдут Светлана Чураева, Наталия Санникова, Марианна Плотникова и Мария Кучумова. И по Юрию Татаренко будет буктрейлер, и по поэзии Максима Замшева (Максим Замшев – поэт, главный редактор "Литературной газеты" – ред.).

Здесь интересно: сделал буктрейлер, дал филологическую оценку, ну, понятно, что она из уст первашей, еще это достаточно слабо, поэтому судить нас строго нельзя, а еще и приходит автор, и он говорит, что так, что не так.

  • Автор может услышать прямую критику, что читателю его произведения понравилось, что понятно, что не понятно.

Ведь у Толстого или Пушкина уже не спросишь, верно ли ты интерпретируешь его тексты, верно ли ты их прочел, а у современного писателя это можно сделать запросто. И это очень интересно. Это на самом деле – живой литературный процесс!"