Резидент клуба "Учитель года столицы Башкортостана", учитель русского языка и литературы Центра образования "НОВОШКОЛА", победитель конкурса "Учитель года русского языка и литературы столицы Башкортостана — 2017", лауреат конкурса "Учитель года Башкортостана — 2017", победитель республиканского конкурса "Лучшие учителя и преподаватели русского и башкирского языков — 2019", Отличник образования РБ Регина Закирова побывала в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" во вторник, 29 августа 2023 г.
Еще о герое эфира:
Регина Миннигалимовна Закирова окончила Бирскую государственную социально-педагогическую академию и Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы. Гордится своей профессией и учениками. Говорит, что воспитанники учат ее по-настоящему верить в Человека, а школа – это мастерская, в которой мастер работает с детским умом и, что ещё важнее, душой. Мастеру следует быть очень деликатным и профессиональным. Девиз педагога: "Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому". Пополнять запасы необходимой для работы энергии помогают книги, музыка, путешествия и учёба.
"Снова в школу!": как прийти в рабочую форму после отдыха…
"У нас есть проект "Снова в школу!", который мы запускаем всегда в августе, в преддверии нового учебного года. Он направлен на новых учеников, которые пришли в школу, чтобы они могли понять, что это за новое пространство, познакомиться с учителями, с другими детьми, а также это для тех ребят, которые очень соскучились по учебе, по школьной жизни, хотят начать учебный год чуть пораньше. Тут нет домашних заданий, контрольных, это просто погружение, эксперименты, работа в лаборатории".
Новый год начинается первого сентября!
"Потому что меняется все, начинается в буквальном смысле новая жизнь. Ты входишь в новый режим, у тебя начинаются новые занятия, открытия.
Мы к этому дню готовимся, действительно, как к Новому году: покупаем подарки своим ученикам, коллегам, украшаем кабинеты, думаем, как провести классные часы, чтобы детям было интересно, и чтобы нам войти в новый учебный год с хорошим настроением".
Классный руководитель 8 "А"
"Наверное, это самое приятное в работе учителя – видеть, как твои дети растут во всех смыслах этого слова. Они приходят пятиклассниками, маленькие еще, почти беспомощные, мало чего знают, но многое хотят узнать. И в конце 11 класса – это уже взрослые люди со своим мировоззрением, со своей позицией, очень интересные, разносторонние, с ними любопытно говорить не только на какие-то школьные темы. Это правда – ребенок в школе вырастает во всех смыслах.
У меня уже были выпускники в непростой ковидный год. Я за этими детьми наблюдаю по-прежнему, мы дружим с родителями. Есть детки, которые пошли по моим стопам. У нас был педагогический марафон "СОТЫ" (клуб "Учитель года" выступает организатором этого прекрасного мероприятия), и было очень приятно, что моя выпускница принимала в нем участие, было отрадно видеть ее на сцене".
Счастливая профессия
"Мне кажется, есть стереотип в обществе, что учитель – тяжелая профессия, неблагодарная, непрестижная (давайте называть вещи своими именами). Я с этим совершенно не согласна. Для меня путь учителя – это счастливый путь. Эта профессия очень благодарная, потому что ты видишь, что твой труд вознагражден. И дети, которых ты принимаешь малышами, вырастают умными, интересными и успешными.
Это профессия, в которой я получаю много удовольствия, потому что я общаюсь с коллегами – это достойные умные интересные люди. У каждого из них можно чему-то научиться. Родители демонстрируют высокий уровень культуры и благодарности учителю, потому что они понимают, как много сил нужно тратить, чтобы работать в школе.
Для меня это профессия счастливая, в некотором смысле привилегированная, потому что она требует много усилий, я должна учиться, демонстрировать высокий уровень культуры, я должна быть всегда готова прийти на помощь. Профессия, которая заставляет меня чувствовать пульс жизни, ритм. И я счастлива, потому что я учитель, я получаю от этого много радости и удовольствия. Не считаю этот путь таким уж сложным, усеянным "шипами", нет. Это путь успешных, счастливых, довольных жизнью людей".
О первом учителе…
"Я в свое время влюбилась в свою первую учительницу. Зовут ее Маргарита Николаевна Абрамова. Она до сих пор работает, насколько я знаю, живет в городе Благовещенске. Она была для меня просто небожителем. Это была женщина, исполненная чувства собственного достоинства, она была к нам очень внимательна, очень добра, и в то же время она была очень строга. И вот этот образ Учителя во мне до сих пор живет. То есть это для меня такой образец того, каким должен быть настоящий педагог".
… и других любимых учителях
"В старших классах у меня был учитель химии, мой классный руководитель Альфия Рашитовна Муллагулова. Она была победителем конкурса "Учитель года" в городе Благовещенске. Я гуманитарий, но она так преподавала химию, что мне было абсолютно понятно, было невероятно интересно, и я понимала, что это высокий уровень профессионализма. Это то качество, которое меня восхищает в людях до сих пор.
Мой учитель русского языка – Елена Геннадьевна Махнева – работает в школе № 6, которую я окончила в Благовещенске. Она вселила в меня уверенность в том, что я смогу поступить на филологический факультет. И любовь к слову. Она говорила красиво, очень точно, очень метко. И донесла до меня одну из самых главных мыслей: слово обладает невероятной силой. Я ей очень за это признательна.
Желаю своим учителям успехов, здоровья! Они сыграли в моей жизни очень важную роль".
О прокладывании пути
"Я считаю, что во взаимоотношениях в системе "взрослый – ребенок" всегда виноват, если что-то случилось не так, и в то же время большой молодец, если все хорошо складывается, именно взрослый. Мы эти "рельсы" прокладываем, а наши дети по ним едут. Очень важно этот путь правильно проложить".
Также в интервью:
О балете
"У меня есть традиция: каждый год в день своего рождения, 22 декабря, я посещаю наш Театр оперы и балета. В этом году мы идем туда всем классом…"
О чтении
"Сейчас часто говорят, что дети не читают, не хотят читать. Это неправда. Дети читают… "
О любимых книгах
"Я любила читать с самого раннего детства. И для меня, правда, лучшим подарком всегда была книга. Самый любимый мой автор – Антон Павлович Чехов…"
О хороших словах
"Надо научиться объясняться. Но это сложно, потому что нас этому нигде не учат. Мы часто стесняемся говорить. Почему-то ругаться в общественных местах у нас принято, бытовое хамство, к сожалению, распространено. А говорить хорошие слова труднее. Мне дети часто говорят, что стесняются говорить комплименты…"
О цифровой школе
"Мы оснащены всеми техническими новинками. И современная школа – это цифровая школа, по крайней мере, в нашей республике, в Уфе. И мы очень признательны за это. Но центральной фигурой остается учитель. Компьютеры, техника – это все прекрасно, но это все не работает, если нет человека в самой середине, в сердцевине этого механизма. Там должен быть живой, очень заинтересованный, горящий своим делом человек…"
Об уроках онлайн
"Пандемия нас застала врасплох в начале. Надо отдать должное нам всем, нашему обществу – мы справились все-таки, ценой невероятных усилий мобилизовались и вышли из ситуации. Образованию было сложно, потому что выяснилось, что мы, учителя, не все умеем работать, используя платформы интернета, не все можем организовать работу правильно. Не все дети были к этому готовы, потому что такая форма работы подходит не каждому ребенку…"
О нейросети
"Пока это на уровне увлекательного контента… "
О конкурсе "Учитель года"
"Это одно из главных событий в моей жизни. Это самые лучшие курсы повышения квалификации за всю мою жизнь…"
О клубе "Учитель года столицы Башкортостана"
"Это очень мощное движение. Сергей Сергеевич Переверзев его организовал. И теперь у нас огромное количество мероприятий, в том числе так называемые "педдесанты": мы выезжаем в разные города, нас с удовольствием встречают, мы даем мастер-классы, открытые уроки".
О времени
"В матрице Эйзенхауэра есть четыре квадрата. Вот надо жить в квадрате номер два, где "важное и несрочное". Потому что режим аврала, дедлайна, конечно, выматывает. Надо научиться планировать свои дела и свое время таким образом, чтобы успевать все самое важное. И надо научиться делегировать, доверять людям. Понимать, что, конечно, лучше всего ты сделаешь все сам, но не дай Бог все делать самому (смеется)".