Гости студии: победитель конкурса "Учитель года Башкортостана-2022" в номинации "Применение инновационных технологий в педагогической деятельности", учитель математики, заместитель директора по научно-методической работе лицея №2 г. Дюртюли Эльвира Нуртдинова и абсолютный победитель конкурса "Учитель года Башкортостана-2020", учитель биологии гимназии № 39 г. Уфы Федан Гафаров.
О загруженности
Федан Гафаров: "Есть положительные тенденции. Если взять как пример составление рабочих программ, сейчас есть очень удобный сервис "Конструктор рабочих программ", который разгружает педагогов в подготовке этого документа, потому что документ от начала до конца формируется на этом ресурсе автоматически. Это очень хорошо".
Эльвира Нуртдинова: "Учитель должен быть функционально грамотным. Мы и детей сейчас учим функциональной грамотности, то есть умению применять знания на практике, в жизни. Если все планировать – можно все успеть".
О конкурсе "Учитель года"
Федан Гафаров: "Входя в конкурс, ты должен быть готов к тому, что тебя ждут две-три недели интенсивной работы. Потом, после завершения конкурса, ты понимаешь, что он тебе дал, чем обогатил. В первую очередь, для меня лично, – это знакомство с педагогами и республиканского уровня, и всероссийского уровня. Для меня это большое приобретение".
Эльвира Нуртдинова: "Конкурс – это люди, прежде всего. А вообще, перед тем как идти на конкурс, ты анализируешь свою деятельность, то есть это еще какой-то подытог, ты видишь плюсы, минусы, и дальше идешь только в положительном направлении, привносишь новые технологии, новые методики. Всем всегда рекомендую участвовать, всех зазываю (улыбается)".
О клубе "Учитель года"
Эльвира Нуртдинова: "Прежде всего, это интересные проекты. Сейчас, например, идет проект "Наставничество первых". Мы в БГПУ преподаем для студентов педагогических специальностей. Это очень ценно. У них глаза загораются, и это здорово. Я думаю, после этого проекта в школу придет много заряженных учителей. А вообще, проектов очень много. Мы путешествуем, у нас есть фестиваль клубов "Учитель года", есть конкурс "ЧЕРУК" – для клубов".
О наставничестве
Федан Гафаров: "В этом плане мне, я считаю, повезло, потому что очень многих людей в своей жизни я бы назвал наставниками. В первый год работы в школе я был прикреплен к опытному учителю химии Валентине Александровне Марковниковой, которая посещала мои уроки и давала ценные советы. Очень большую поддержку мне оказала администрация школы, в которой я начинал, а это была школа № 2 в Усть-Камчатске, которая молодого специалиста не погрузила сразу во все, скажем так, профессионально-бытовые проблемы, а делала это постепенно и поддерживала на каждом этапе. Например, у меня в первый год не было классного руководства, это очень мне помогло, я считаю, спокойно вникнуть в школьную атмосферу. Потом пришло осознание, что и воспитывать учеников тоже придется – каждый день, каждую минуту буквально, и во время уроков и между ними, и так я стал классным руководителем 6 класса, довел их до 9 класса, выпустил этих ребят, и сейчас многие из них уже окончили университеты, разлетелись по всей стране.
На Камчатке живут удивительные люди, которые собрались со всех уголков России, там, наверное, каждый второй – приезжий. И вот это единение камчатских жителей удивительно. Я очень благодарен людям, которые меня встретили, на первый момент даже приютили, и в дальнейшем поддерживали на протяжении всех этих лет".
Эльвира Нуртдинова: "У меня был легендарный наставник, он и до сих пор меня поддерживает, работает в школе. Это Хамзина Гузалия Хаматьяновна, заслуженный работник образования РФ, очень сильный математик. Она единственная на тот момент меня поддержала в школе, потому что я пришла из банка, и все меня, скажем так, сторонились. А она меня поддержала, и я до сих пор с ней советуюсь по разным вопросам. Это мой наставник по жизни, я ей очень благодарна".
О любимых учителях
Эльвира Нуртдинова: "Я мечтала стать учителем с первого класса, потому что у меня учителем начальных классов была замечательная Венера Анваровна. И мы до сих пор с ней общаемся, я на каждый праздник стараюсь к ней ездить. Она привила основы. Потом была классный руководитель Флора Нигматулловна, учитель русского языка и литературы бесподобная Роза Насыровна, учитель математики Людмила Александровна, мы тоже до сих пор общаемся, она мне помогает. Всем им огромное спасибо".
Федан Гафаров: "Я учился в Кальтовской средней школе в Иглинском районе, и с большой теплотой и уважением вспоминаю педагогов, которые там продолжают работать. Это первый учитель Наталья Александровна Прокопович, она была второй мамой для нас. Из предметников я помню абсолютно всех, но именно примером для меня, благодаря кому я стал учителем биологии, была Стародубцева Лариса Рифильевна, которая продолжает работать до сих пор. И за ее вклад в мое развитие я ей очень благодарен. Желаю всем учителям Кальтовской школы здоровья крепкого, успехов во всех начинаниях, благодарных учеников и родителей, пусть все у них будет хорошо".
О флагманах образования
- Эльвира Нуртдинова в числе трех победителей республиканского полуфинала российского конкурса "Флагманы образования" представит Башкортостан в финале, который пройдет с 27 ноября по 1 декабря в Москве.
Эльвира Нуртдинова: "Вообще, я уже во второй раз в этот конкурс пришла. Когда он только начинался, он был проектом платформы "Россия – страна возможностей" и назывался "Учитель будущего". Тогда он был командный. В этом году впервые идет личный зачет. Я вхожу в состав экспертного совета "Созвездие флагманов образования" Российской Федерации. Мы посетили образовательный центр "Машук", ездили на интенсив, на котором придумали новые проекты, надеюсь, они скоро осуществятся. А вообще, конкурсы платформы "Россия – страна возможностей" дают очень много. Нам, например, путешествие подарили в прошлый раз, когда мы в финал вышли с командой. И любой конкурс, я думаю, спасает от эмоционального выгорания".
О конкурсных открытых уроках
Федан Гафаров: "Я считаю, что этот этап – открытый урок – он самый сложный, самый важный. Это так для меня, у всех по-разному может быть. Урок позволяет показать свое профессиональное мастерство в плане предметной области, и также показать, насколько ты можешь выстроить взаимоотношения с незнакомыми учениками – там даже десяти минут нет, чтобы познакомиться с детьми. И это очень важный опыт.
Урок, который мне удалось показать в финале конкурса в Ростове-на-Дону, был направлен на развитие естественнонаучной грамотности. У меня была методика конвергентного подхода. И мы там рассматривали спинной мозг не только как орган в строении человека, но и насколько он может повлиять на жизнь человека. Современный урок строится по данному плану, потому что дети сейчас прагматики, наверное, то есть их нужно заинтересовать, показать, насколько эти знания будут важны в жизни, где это пригодится, как это применить, зачем это нужно".
Эльвира Нуртдинова: "Когда я пришла в школу и столкнулась с вопросом учеников, зачем им та или иная тема, я начала поиски, и сама к этому пришла, хотя очень много уже разработанных методик, есть практико-ориентированные задачи и т.д. А мы сами дошли до этого, даже у нас конкурс есть математический на самую интересную реальную задачу из жизни. Дети придумывают, а мы потом голосуем за самую лучшую задачу.
А самый сложный открытый урок у меня был в конкурсе "Учитель будущего" в Санкт-Петербурге. И мы должны были провести командный межпредметный урок по геометрии, алгебре и английскому языку. Это надо было все связать между собой и с природой, с шестиугольниками, тема была: "Почему природа выбирает шестиугольники?". Интересный получился урок, мы сделали определенные выводы для себя. И дети там другие немножечко, они увереннее в себе".
О формировании картины мира
Федан Гафаров: "Конвергентный подход позволяет рассматривать объекты, явления с разных точек зрения. Дети должны понимать – мы им это должны донести, – что в природе не существует отдельно физики, химии или биологии, что все это взаимосвязано в окружающем мире. И важно вот эти межпредметные связи проводить на каждом уроке. И говоря о метапредметности, каждый навык, который мы развиваем на конкретном предметном уроке, он должен быть применим в жизни, не только на уроках. И дети очень удивляются, что можно найти, например, биологические объекты или явления в искусстве, в литературе. То есть для них это открытие".
Эльвира Нуртдинова: "Вообще, надо детям раскрывать, как смотреть на явления мира через призму какого-то предмета. Вот математик, например, смотрит на мир через призму математики. И дети даже из каких-то поездок привозят мне реальные задачи из жизни. Например, как они помогли папе посчитать, сколько потребуется краски на ремонт. А вот, скажем, утром размешать сахар в стакане воды – это задача на растворы".
Об искусственном интеллекте
Федан Гафаров: "Я пока не погружен в тему искусственного интеллекта глубоко, но некоторые из элементов начинаю применять. Также говорю детям о том, что ИИ позволяет делать. Вот даже если говорить о поиске информации, что тоже является одним из важных навыков в современном мире, когда необходимо найти знания, используя разные источники информации, и можно это сделать через поисковик, а можно – используя искусственный интеллект. ИИ даст уже определенную выжимку из тех источников, которые он сам проанализирует. Либо ты потратишь час своего времени, просматривая ссылки, которые выдаст поисковик, и уже сам сделаешь выводы. В этом случае, конечно, ИИ позволяет сэкономить время, но опять же нельзя полностью доверять тому, что выдаст ИИ, несмотря на то, что он сейчас развивается очень быстро. И я говорю детям, что нужно в любом случае информацию перепроверить".
Эльвира Нуртдинова: "А мы на уроке математики как-то пробовали решить задачу через чат GPT, то есть через ИИ, разобрали, почему он таким путем прошел, почему так решил задачу. Но математика это же не только вычисления, вычислительный процесс, это и анализ, это логика, алгоритмы. А вообще, робот не заменит учителя, потому что эмоций у робота нет, а эмоциональная связь учителя с детьми очень важна".
О любимых книгах
Эльвира Нуртдинова: "Я люблю читать, читаю много. Из последних прочитанных – "Клуб любителей книг…", я никогда не думала, что мне понравится книга в эпистолярном жанре. Она про годы войны, но добрая, светлая, рекомендую. Кто из писателей? Наверное, Рэй Бредбери. А родителям рекомендую почитать с детьми "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена, это вообще как учебник по коммуникации. Замечательная вещь. Можно читать и по главам анализировать, делать выводы".
Федан Гафаров: "Когда меня спрашивают, какая у меня любимая книга, я говорю, что это зависит от настроения, в котором я нахожусь. Вообще, в детстве мне нравилось читать приключения и детективы, классика жанра – Артура Конан Дойла, его "Приключения Шерлока Холмса". Теперь, несмотря на то, что я очень люблю традиционные бумажные книги, к сожалению, чаще получается читать в приложении. Я сейчас параллельно читаю две книги, одна из них – "Рождение сложности", об эволюции. Очень интересно, информация изложена доступно, понятно, я думаю, что любой читатель поймет, как зарождалась жизнь на нашей планете. И еще читаю "Темные аллеи" Бунина, но, честно скажу, дается она мне тяжело, потому что произведения там собраны грустные, но мне нравится, в ближайшее время дочитаю. И еще я недавно открыл для себя аудиоформат, хотя как-то скептически раньше к этому относился, а теперь по дороге на работу в машине слушаю аудиокниги".
О путешествиях
В октябре 2022 педагоги лицея №2 г. Дюртюли провели День учителя в горах, совершили восхождение на северный склон хребта Караташ – Зубы Шурале.
Эльвира Нуртдинова: "Это так сплачивает коллектив! Такой тимбилдинг замечательный. Мы объединились. И в этом году еще ездили, просто я не успела об этом написать (улыбается). Это хорошая эмоциональная встряска".
Федан Гафаров: "У меня есть цель посетить все красивые места нашей республики, я пока, к сожалению, не везде побывал. А еще Алтай, Байкал, хотелось бы и в Калининграде побывать, на Кавказе, где я был, но хочется туда вернуться снова".