В программе "Земля Санниковой" поговорили о ценностях, заложенных в Конституции

12 декабря 2023 года отмечается 30-летие Конституции Российской Федерации. Современная, ныне действующая Конституция России была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.
  • В программе "Земля Санниковой" поговорили о ценностях, заложенных в Конституции

"Конституция – как воздух, которым мы дышим каждую минуту и не замечаем этого".

"Всех поздравляю с праздником, потому что День Конституции касается всех в нашей стране. Существует некий ореол вокруг Конституции, что это где-то высоко и далеко, как бы вне нас, что она нас не касается, и мы ее тоже. Конечно, это заблуждение. Просто мы не задумываемся. А это как воздух, которым мы дышим каждую минуту и не замечаем. И Конституция – это то, что определяет нашу жизнь в данном государстве. Для чего принимается Конституция? Чтобы заложить основы, фундамент для регулирования всех общественных отношений, которые в этом государстве возникнут. Просто она носит общий характер, и те нормы, которые там прописаны, мы, наверное, в магазине не применим. Если мы покупаем некачественный товар, мы вспоминаем о Законе "О защите прав потребителей", а не о Конституции, но, тем не менее, основы Закона "О защите прав потребителей" заложены в Конституции. Конституция – как вектор, направление, ориентир для законодателя, для правоприменителя и для человека, гражданина тоже", – подчеркнула секретарь Конституционного совета РБ, заведующая кафедрой конституционного и административного права БАГСУ при Главе РБ, д.ю.н. Светлана Сафина в программе "Земля Санниковой" на "Радио России Башкортостан" во вторник, 12 декабря 2023 г.

О традиционных ценностях

"Если меня спросить, что мне нравится в Конституции после реформы 2020 года, то я об этом и скажу – о ценностях. Потому что наконец-то на конституционном уровне, на правовом уровне вообще, мы начали прописывать такие вещи, которые, на первый взгляд, кажется, в праве не должны быть прописаны, ведь это морально-этические нормы. Кажется, что закон не должен оперировать такими понятиями, потому что как вы будете проверять его исполнение? Хотя мы знаем, что и в ГК и в УК используются морально-этические нормы при квалификации каких-либо деяний. Тем не менее, вот это обращение, даже, я бы сказала, в некой степени возврат к конституционному закреплению вот этих моральных норм – он нужен, он правильный. Не зря сейчас записано, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики. Это в превосходной степени написано. И вот эта простая фраза потащила за собой целый шлейф мероприятий. В первую очередь – Закон об образовании изменился, появился Закон о молодежной политике. Они, конечно, очень рамочный характер носят, очень общий, но, может быть, пока еще не смогли конкретно сформулировать.

Появились должности новые. Раньше в вузах не было проректоров по воспитательной работе – сейчас они появились. В школах появились советники директоров по воспитательной работе. Некоторые государственные органы изменили свое название, включив направление "по молодежной политике". То есть государство развернулось в эту сторону.

Если открыть Преамбулу, – она, конечно, не является нормативной частью, то есть Преамбулой нельзя пользоваться в правоприменительной деятельности, она носит исторический, идеологический, мировоззренческий характер – в ней сформулированы такие хорошие вещи, такие ценности! О добре и справедливости говорится, о милосердии. Добро и справедливость, кстати, вообще напрямую с правом связаны. Ведь это еще древние говорили, что право – есть искусство добра и справедливости. Право не может не опираться на какие-то моральные ценности. А Конституция как документ программного длительного действия, я считаю, просто обязана о таких вещах говорить".

"Не трудящийся да не ест"

"Так было написано в советской Конституции. Была обязанность трудиться. А когда мы принимали Конституцию 1993 года, я помню, все говорили, что наконец-то мы объявили труд свободным. У нас сейчас написано: "Труд свободен". Это значит, что вы не несете никакой ответственности за то, что вы не трудитесь. Если у вас есть легальные средства к существованию, пожалуйста, вы можете не трудиться. Наверное, в русле либеральных прав человека это правильно, если человек законопослушный, у него есть легальный источник дохода, может, он чем-то другим занимается, книжки читает. Тридцать лет этой норме, и что мы в результате получили? У нас это трансформировалось в какую-то убогую форму: в обществе перестало считаться достойным жить на средства, которые ты зарабатываешь. И молодежь, к сожалению, на это ведется. Стало модным делать деньги быстро, затратив поменьше сил. Честно работаешь, но мало зарабатываешь – неудачник. Вот пример изменения мировоззрения у детей. И неслучайно сейчас в Конституции в качестве ценности появилось "уважение человека труда". Эта норма большой смысл несет. Я думаю, она исторически обоснована".

Знают ли школьники основы Конституции?

"Основы Конституции они должны знать. Я год назад занималась этим вопросом и открыла стандарты дисциплины "Обществознание" для 9-11 классов. Ряд тем там посвящены Конституции. Я, конечно, просто фанат Конституции, поэтому, на мой взгляд, – их мало. И, наверное, практика это доказывает.

Кстати, у Конституционного совета есть такое полномочие, как распространение знаний конституционных. И мы в преддверии 30-летия Конституции РФ провели в школах несколько игр, викторин в виде командного соревнования на знание Конституции. У старшеклассников есть неподдельный интерес. Туда идут, конечно, те, кто готовится сдавать ЕГЭ по обществознанию. Я составляла вопросы, исходя из опыта работы со студентами. И здесь очень важна методика. Если правильно подавать, старшеклассники запросто это осилят, нет таких тем, которые были бы недоступны, или о которых рано было бы с ними говорить.

К слову, в некоторых школах учителя нас просили помочь им повысить квалификацию по Конституции. Они вместе с учениками отвечали на наши вопросы, и всем учителям это тоже очень понравилось. И мы, наверное, выступим с инициативой, чтобы такие курсы повышения квалификации провести, мы с радостью поделимся всеми знаниями, потому что это очень важно".

Также в интервью:

– "Мероприятия к 30-летию Конституции начались еще в марте…", – о юбилейном годе;

– "Наши решения носят рекомендательный характер…", – о полномочиях Конституционного совета РБ;

– "К сожалению, граждане не совсем понимают специфику, и большинство жалоб были нам не подведомственны…", – об особенностях работы Конституционного совета РБ с частными обращениями граждан;

– "Удивительная трансформация происходит со студентами к четвертому курсу: у них меняется сознание, они по-другому читают Конституцию…", – об изучении конституционного права;

– ""Все равны перед законом и судом" – это можно крупными буквами везде написать…", – еще о ценностях;

– "Моя любимая Преамбула начинается со слов "Мы, многонациональный народ…", – о единстве в многообразии;

– "У нас в законодательстве уже было закреплено, что брак – это союз мужчины и женщины. То, что сейчас подняли это на уровень Конституции, – это придание этой законодательной норме статуса конституционной…", – о нашем ответе на вызовы современности;

– "Студенты берут эти темы нарасхват…", – о чем пишут дипломные работы студенты;

–"У нас теперь могут быть пожизненные сенаторы…", – о поправках и новых терминах в Конституции.