Оператор демонстрационного экзамена – Институт развития профессионального образования (г. Москва) – в 2024 году проводит окружные сессии в федеральных округах страны. Вопросы подготовки к сдаче демонстрационного экзамена студентами колледжей ранее обсудили с региональными координаторами демоэкзамена и представителями образовательных организаций в Красноярске, Хабаровске и Астрахани. Тринадцать субъектов Российской Федерации из четырнадцати, входящих в состав ПФО, приняли участие в очном формате четвертой сессии, прошедшей в конце апреля в Уфе.
"Демонстрационный экзамен – это стандартизированный на федеральном уровне инструмент, который позволяет оценивать качество подготовки кадров в разрезе конкретной образовательной организации, региона и всей страны. Это форма государственной итоговой аттестации, серьезное мероприятие, оно должно быть очень хорошо организовано, потому что напрямую влияет на судьбу обучающихся. Вопросов, связанных с обеспечением проведения этой аттестации, большое количество. И нужно, чтобы весь комплекс мероприятий был реализован образовательными организациями. Для Башкортостана это уникальная возможность, потому что приехали федеральные эксперты, которые занимаются демонстрационным экзаменом с самого начала. Для региона-организатора мы проводим просветительские, образовательные программы в очном формате в течение трех дней… Есть очередное поручение в части нормативного закрепления демонстрационного экзамена в федеральном законе "Об образовании". Это будет новый импульс в обеспечении финансовыми ресурсами всех этих процедур, оплаты экспертов, расходных материалов. Есть порядка 90 процентов профессий и специальностей, для которых демонстрационный экзамен будет обязательным", – рассказал начальник департамента Института развития профессионального образования Данил Уфимцев в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" во вторник, 30 апреля 2024 г.
Директор Центра опережающей профессиональной подготовки республики Башкортостан Кира Галямова:
"В 2018 году у нас пять колледжей пилотировали этот проект: там было по одной учебной группе, которые пытались понять, что такое демоэкзамен, какие есть проблемы, сложности, риски. А в 2021 году это стало, скажем, нормой жизни для наших колледжей – просто формой сдачи государственной итоговой аттестации либо промежуточной аттестации. Уже три года мы держим планку в 20 тысяч студентов и очень гордимся тем, что в Российской Федерации мы входим в топ-3 субъектов по количеству сдающих демонстрационный экзамен. В первую очередь, нам важно, что демонстрационный экзамен является универсальным мерилом компетенций обучающихся, то есть если ты повар, ты должен не рассказывать в теории, как приготовить суп, а ты должен взять и приготовить…
Любой колледж всегда открыт для взаимодействия с работодателями. Очень часто работодатели по привычке, мне кажется, говорят, что "вы готовите не тех и не так". Придите и хотя бы посмотрите. Вы увидите, что и оборудование сегодня соответствует тому, которое стоит на производстве, и технологии ребята изучают современные. Если у вас есть желание как-то еще модернизировать образовательный процесс, мы открыты – пожалуйста, присоединяйтесь".
Начальник департамента Института развития профессионального образования Данил Уфимцев:
"Для выпускника демонстрационный экзамен – это возможность трудоустроиться, еще не получив диплом, то есть получить предложение от работодателя. На федеральном уровне более 30 тысяч выпускников во время экзамена получили предложения для трудоустройства, то есть идет борьба за выпускника. Проявил себя выпускник, показал, на что способен, что умеет, и работодатель, видя его уровень владениями компетенциями, сразу его приглашает к себе. Основная задача работодателя – получить выпускника, который сразу встанет у станка и приступит к работе. Раньше цикл адаптации молодых специалистов был около трех месяцев, где-то даже до полугода в зависимости от специфики организации, сейчас – около двух недель, максимум – месяц".
В мае-июне 2024 года демонстрационный экзамен в стране сдадут более 300 тысяч обучающихся колледжей. В ходе демонстрационного экзамена студент выполняет практическое задание в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.
Также в интервью:
– "Команда из семи человек приехала из Института развития профессионального образования. И у нас есть уникальный гость из Чукотского автономного округа…", – об участниках уфимской окружной сессии;
– "Нужно чтобы все типовые и нетиповые ситуации, которые буду возникать, координаторы могли с образовательными организациями на своем уровне решать…", – о задачах мероприятия;
– "Нужно иметь в виду ситуации, когда отключают электричество, стихийные бедствия, ЧП…", – о форс-мажорных вопросах;
– "Оказалось, что обувь на два размера меньше…", – о непредвиденной ситуации на демоэкзамене у поваров;
– "У нас есть два уровня государственной итоговой аттестации: базовый и профильный…", – о том, кто и как сдает демоэкзамен;
– "Есть программа поддержки приграничных колледжей, чтобы ребята оставались у нас в республике…", – о возможности получить первую рабочую профессию и закрепиться в своем регионе;
– "Профильный уровень включает требования работодателей…", – о ключевом отличии профильного уровня;
– "В этом году мы реализовали большой проект, связанный с опросом работодателей…", – о запросе от бизнеса в части сдачи демоэкзамена;
– "У нас около 70 тысяч экспертов по всей стране, из них 53% – эксперты от организаций-работодателей …" – об участии работодателей в процессе подготовки и проведении демоэкзамена;
– "Мы встречаемся два раза в год с главными сварщиками…", – об активности экспертов по сварочным технологиям;
– "Лучше не ждать экзамена, а начинать с приемной кампании, как делают у нас крупнейшие работодатели в республике…", – о заключении целевого договора;
– "У нас есть предприятия, которые выступают площадками для демонстрационного экзамена…";
– "По стране у нас – полторы тысячи компаний и предприятий, которые участвуют в оснащении площадок…";
– "В республике Башкортостан с расходными материалами помогают строительные компании…";
– "По итогам демонстрационного экзамена выдается цифровой паспорт компетенций…", – о том, что работодатель может увидеть в этом документе;
– "Каждый год мы разрабатываем оценочные материалы…", – о большой подготовительной работе;
– "Есть определенные исключения…", – о тех, кто не сдает демоэкзамен;
– "Они должны сдавать этот экзамен…", – о студентах с ОВЗ и инвалидностью;
– "Мы впервые проведем в этом году всероссийскую научную конференцию…", – о научном взгляде на итоги и перспективы демоэкзамена;
– "Когда все это начиналось, педагоги очень боялись…", – о философии, которая меняет подход.