"В Башкортостане несколько школ, где мы работали с педагогами. В школе № 158 им. Мустая Карима у нас даже запущена программа "Класс Физтех XXI" для ранней подготовки. Таких классов создано порядка семисот по всей стране. Это отдельная федеральная программа при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Вот сейчас тоже мы проводили ряд переговоров с коллегами из Евразийского НОЦа, из университетов Уфы. Надеемся, что в Башкирии мы сделаем большое число подобных классов. С коллегами мы обсуждаем, что это будет отдельная большая региональная программа. Мы сможем поработать с педагогическим составом школ в рамках профильных классов. Я думаю, это только начало большого пути. Совместно с Правительством республики Башкортостан, совместно с коллегами сделаем вместе Россию страной, где хочется жить, развиваться и растить детей", – сказал исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П.Л. Капицы Андрей Богданов в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" во вторник, 17 декабря 2024 г.
Спикер лектория Евразийского НОЦ прочитал 12 декабря в Уфе лекцию на тему "Традиции-таланты-технологии: образование и подготовка будущих технологических лидеров России".
О месте, где зажигаются…
"Хочется поблагодарить жителей города Уфы, прекрасную республику Башкортостан за гостеприимство. Действительно, жемчужина Урала, уникальный регион, где развивается наука, образование, где люди в этом заинтересованы. Уникальные площадки, где рождаются новые таланты и рождаются инновации, которые затем будут использоваться в реальном секторе нашей экономики. Место, где зажигаются будущие наши технологические звезды".
О качестве школьного образования
"Я бы не сказал, что оно низкое. Скорее, есть куда стремиться. Образовательные элементы советской школы, которые были заложены, сохраняются. И фундаментальность образования у нас очень сильная. Этим российская система образования отличается от международного опыта. То есть базовая такая теоретическая подготовка у нас выше".
Об образовательном кластере
"Сейчас на базе Физтех-лицея создан Всероссийский естественно-научно-школьный кластер, в рамках которого создан самый большой в стране школьный технопарк. Реализуется огромное число региональных программ. Большая часть этих программ нацелена на учителей, потому что нам важно, чтобы на местах возникали энтузиасты своего дела, которые обладают сильной базовой подготовкой. У педагогов высокая загрузка, в том числе административная, но мы видим необходимость повышения базовой подготовки.
Мы еще в 2021-22 году проводили тестирование порядка 500 педагогов по единому государственному экзамену, и порядка 20 % учителей ЕГЭ решили хуже, чем их дети в классе. В среднем очень часто встречается ситуация, что педагоги читают непрофильные предметы. Что мы делаем? Мы берем учителей обычных базовых школ, проводим переобучение, то есть мы учим сначала в онлайне, потом оффлайн, привозим прямо на площадку Физтеха, знакомим с нашими методистами. Это тренера международных олимпиадных сборных, это как раз методисты единого государственного экзамена, это действующие ученые. То есть мы, по сути, пытаемся додать теоретическую базу. Речь, скорее, не про педагогику, а про внутреннее знание учителя, чтобы он мог это уже транслировать. После интенсива переобучения мы открываем профильный класс".
О подготовленных студентах
"Выскажу свою личную позицию. Башкортостан, конечно, очень сильно отличается. Мне кажется, за последние годы в Башкирии очень большая работа происходит именно с научно-образовательным сектором. Усиливаются и университеты. Уфа – это, действительно, студенческий город. Но важно, чтобы в эти университеты поступали ребята, которые мотивированы и хотят заниматься инженерными специальностями, научными специальностями. Важно, чтобы они имели хотя бы начальную базовую подготовку, которая в определенном смысле упростила бы жизнь коллегам из университетов, чтобы специалисты пошли работать в реальный сектор экономики. И я вижу здесь, что много инициатив реализуется министерством образования и НОЦом. Здесь мы готовы выступать партнерами, помощниками. Будем рады предложить то, что у нас получилось сделать за последние десять лет своего развития".
О материальных перспективах
"Если ты этому миру что-то даешь и видишь ценность в том, что ты делаешь, – это может быть и наука, и ты можешь быть художником, пианистом, инженером, работать на заводе и все, что угодно, – то деньги появятся рано или поздно. Ты будешь успешен, потому что ты миру помогаешь реализовать какие-то вещи, которые его улучшают".
О настоящих звездах
"В науку сейчас очень сильно вкладывает и государство, и корпоративный сектор. Но нужны специалисты, которые будут делать максимально приближенные к жизни разработки, и у этих специалистов все будет хорошо и с финансами и с перспективами. Зарплаты в науке достаточно неплохие, и не только в Москве и Петербурге, но и в региональных центрах. И это тоже видно по работе Евразийского НОЦа и университетов – переоснащенные лаборатории, современные коворкинги, пространства, где работают ученые. Надо чествовать молодых ученых, которые, действительно, достигли больших высот. Вот раньше все знали Яковлева, известного конструктора, Королева. Сейчас не знают. Но я думаю, что мы постепенно придем и к тому, что наши ученые будут как настоящие звезды".
Также в интервью:
– "Традиции. Таланты. Технологии. Это наш ценностный культурный код, который создал еще советский академик Петр Леонидович Капица", – о трех "Т" физтеха;
– "Это рассказывают в рамках образовательных проектов", – о гуманитарной компоненте;
– "У них регулярно проходят методические семинары", – о сопровождении учителей в онлайне;
– "Это наша корневая программа", – об участии детей в олимпиадах и конкурсах;
– "Мы видим, что в течение двух лет работы баллы КИМов ЕГЭ растут примерно на 15-20 баллов", – о видимом результате;
– "Я видел большое число детей, которые увлекаются физикой, например, но при этом максимально гуманитарно одаренные", – о физиках и лириках в одном лице;
– "Дети становятся более мотивированными", – о занимательных кружках в начальной школе;
– "Надо дать ребенку возможность попробовать себя в разных направлениях", – о роли родителей
– "Инженерные специальности, мне кажется, находятся сейчас во главе угла", – о кадровой потребности;
– "Есть опыт, когда российские компании поддерживают детские работы, даже делают у них заказ", – о приобщении школьников к практике;
– "Более 70 тыс. детей и педагогов обучается в год на наших программах", – о большой системе.