На "Земле Санниковой" назвали дар, который объединяет поэта и учителя

В радиоклубе "Учитель года" поговорили о мастерстве педагога и классного руководителя.
  • На "Земле Санниковой" назвали дар, который объединяет поэта и учителя

"Ежегодный городской профессиональный конкурс "Педагог-мастер" в городе Уфе проходит с большим успехом. И на днях был финал. Мы выступали со своей программой и говорили о том, как мы планируем работать с нашими педагогами. В течение 2025-26-учебного года педагог-мастер проводит для своих слушателей, для своей творческой команды мастер-классы, интересные занятия, ведет наставничество. Очень интересный, мне кажется, формат взаимодействия опытных и молодых педагогов. Мне самой было очень интересно послушать мастер-классы учителей математики, химии, самых разных предметов. Действительно, межпредметность и метапредметность для нас очень нужная идея – она наполняет нас теми знаниями, которые мы только в своей предметной области найти не можем. Поэтому диалог математики и филологии всегда есть и будет. Физики и лирики – это, наверное, две стороны одного целого", – сказали в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" во вторник, 1 апреля 2025 года.

Гости студии: доцент кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Акмуллинского университета, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса "Учитель года Башкортостана — 2021", резидент клуба "Учитель года столицы Башкортостана", наставник будущих педагогов, тренер действующих учителей Лилия Муллагалиева и учитель математики, классный руководитель 5 "Б" класса республиканской гимназии-интерната им. Газиза Альмухаметова, победитель конкурса "Самый классный классный" в номинации "Призвание – классный руководитель" Эмма Алексеева.

  • 27 марта Лилия Муллагалиева провела мастер-класс для педагогов России, приехавших на заключительный этап ВСОШ по немецкому языку.

"От безглагольности к Божественному глаголу, или как учителя за словом ходили"

"Это новый мастер-класс. Впервые он был показан учителям, которые готовятся к республиканскому этапу конкурса "Учитель года", мы проводили для них курсы по подготовке. Затем мне посчастливилось выступить с этим мастер-классом перед педагогами России, которые привезли детей на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку. И педагоги, конечно, с большим интересом слушали. В чем метапредметный подход? Концепт "глагол" осмыслен на материале классической и новейшей русской литературы. Глагол – это неисчерпаемая тема. Глагол – и часть речи, и название буквы старой кириллицы, и божественный дар, который объединяет и поэта, и учителя.

  • Жанр "хождения" в русской литературе имеет давнюю традицию. Это позволяет сделать разговор с учителем более ярким, наглядным и убедительным.

Мы, действительно, вместе шли за ответами на наши вопросы. Что такое "безглагольность"? Что такое "разглагольствовать"? Как Божественный глагол в речи учителя может зазвучать? Конечно, мы говорили о Пушкине. Мы говорили о Гоголе и его "безглагольном" герое Акакии Акакиевиче Башмачкине. Мы говорили о тех возможностях, которые дает нам словесность, чтобы наше слово зазвучало. Составляли "Словарь учителя", и в нем звучали глаголы "уважай", "люби", "помогай", "раскрывай"… У нас получилось около тридцати глаголов. И учителя, конечно, воодушевились этой работой", – рассказала Лилия Канафовна.

Также в интервью:

– "В 2025 году Уфа приобрела статус столицы детского туризма", – о значимости проекта "Диалог писателей на литературной карте Уфы: лингвокультурологический словарь-путеводитель и экскурсия по литературным местам";

– "Каждое выступление подчеркивало особую значимость предмета в воспитании традиционных нравственных ценностей, в формировании высокоразвитой одухотворенной личности", – о городском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-мастер";

– "Была возможность посетить классные часы коллег, и я с удовольствием эту возможность использовала, посмотрела, как коллеги преподносят материал, какие новые идеи внедряют", – Эмма Алексеева о конкурсе "Самый классный классный";

– "Задачи берутся из повседневной жизни, чтобы ребенок мог научиться их решать и применять", – об уроках математики;

– "Знать, думать, решать", – об основных глаголах математики;

– "Меня порадовало, что мамы у всех такие доброжелательные", – о том, как прошел разговор о семейных ценностях и разбитом сервизе;

– "Это универсальные надпредметные понятия, о которых мы можем говорить и на занятиях по математике, и на занятиях по русскому языку, и на занятиях по обществознанию", – о значимости концептов.