"Признается и на федеральном уровне, что в Башкортостане – одна из сильнейших научных школ по адаптивной физической культуре. Это относительно молодая наука, но она очень актуальна и развивается стремительно. Государство адаптирует окружающую среду для инвалидов, то есть предоставляет различные социально-экономические программы для них, строит центры, пандусы и т.д. Но этого, к сожалению, недостаточно. Приоритетным каналом адаптации все равно остается педагогический. Теория и методика адаптивной физической культуры – это моя профильная дисциплина, я рассказываю студентам о том, как необходимо работать по физвоспитанию с инвалидами. И у меня уже есть федеральные разработки, которые внедрены. Сейчас все педагогические вузы России учатся по единому учебному плану, и одно из направлений педагогического образования – физическая культура, вот я был руководителем этой разработки. Думаю, когда я напишу докторскую диссертацию, года через три, это будет большой серьезный шаг вперед в этом направлении", – сказал Роман Кулешов в программе "Земля Санниковой" на "Радио России-Башкортостан" во вторник, 22 июля 2025 г.
О герое программы:
Роман Сергеевич Кулешов – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, заместитель директора Института физической культуры и здоровья человека БГПУ им. Акмуллы по научной работе, председатель совета молодых ученых Акмуллинского университета, заместитель председателя клуба молодых ученых Евразийского НОЦ. Победитель в номинации "Гуманитарные науки" конкурса на лучшую научную работу молодых ученых вузов и научных учреждений Республики Башкортостан 2024 года.
О важности маленьких побед
"Кандидатская диссертация у меня была посвящена вопросам физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, с легкой степенью умственной отсталости – как выстраивать у них процесс физической подготовки. Я сейчас и докторскую диссертацию продолжаю по этой тематике. Это очень важно для этих детей, потому что физическая культура является действенным средством адаптации их в обществе. Они часто сталкиваются с такими проблемами, о которых мы с вами даже не думаем. Им сложно делать элементарные операции, например, сходить в магазин и купить хлеб. Мы не задумываемся, как это сделать, а для них это очень тяжело, они все время сталкиваются с неудачами. А физическая культура – это то, где можно создать мнимую ситуацию успеха. Вот ребенок выиграл в маленьком соревновательном моменте, и он доволен, он этому рад. И он начинает понимать, что у него может что-то получиться, лучше адаптируется в обществе. Самое главное – дать понять таким детям, что они что-то могут делать".
Еще о социальной значимости
"Если обратиться к рабочей программе дисциплины "физическая культура", в федеральных образовательных стандартах есть такой пункт как индикаторы достижения, результаты освоения дисциплин. И там уже с начальных классов один из индикаторов достижения – это понимание социальной значимости физической культуры. Школьные учителя должны детям на уроках физкультуры все это объяснять. А в университетах на физкультуру выделяется самое большое количество часов – для чего? А потому что 90% своего времени студент проводит сидя – у него хуже кровообращение, все системы организма работают медленнее, соответственно мозг хуже обогащается кислородом и студент хуже учится, хуже думает. А эти уроки физкультуры предназначены для того, чтобы он элементарно подвигался, чтобы мозг обогатился кислородом, и в таком случае образовательный процесс будет идти более эффективно. Вот это все тоже надо студентам объяснять".
О госзадании
"Эта работа выполнялась в рамках государственного задания в области науки Министерства просвещения РФ. Разрабатывались рабочие программы для полилингвальных школ. Вообще, в рамках этого госзадания разрабатывалось много программ, я занимался частью по физической культуре, то есть какой материал давать на русском языке, какой – на родном языке, а какой – на иностранном языке. Работа была выполнена хорошо, получила все положительные рекомендации. На уроках физкультуры очень хорошо изучать иностранные языки. На уроке всегда есть метод показа и рассказа, то есть учитель сначала показывает упражнение, и потом ученик его выполняет. И когда ты показываешь упражнение и проговариваешь это на иностранном языке, он – язык – лучше усваивается".
Также в интервью:
– "Сейчас разрабатывают законопроект, чтобы утвердить статус молодого ученого", – о возрасте и статусе;
– "Здоровый дух порождает здоровое тело", – о том, как правильно читать и понимать известную поговорку;
– "Было по-молодежному", – об атмосфере прошедшего в начале июля XIII Всероссийского съезда советов молодых ученых и студенческих научных обществ;
– "Крайне важно налаживать мосты коммуникаций", – о взаимодействии ученых и общества;
– "Хорошо отдыхают и неплохо зарабатывают", – о том, что ученые тоже веселые люди;
– "Сразу после защиты не было никаких эмоций", – о том, есть ли жизнь после ранней защиты кандидатской диссертации (гость защитил в 29 лет, а сейчас ему 33);
– "По академическому пути, по административной лестнице или уйти в коммерцию", – о трехвариантном разветвлении карьерного трека;
– "Года через три стать доктором, профессором", – о планах двигаться по академическому пути;
– "Веду физкультуру, чтобы и самому подвигаться", – о преподавании теории и практики;
– "Я сделал выбор в пользу науки", – о том, что с детства занимался спортом;
– "В достаточном количестве у нас их не имеется", – о специалистах по адаптивной физической культуре;
– "Адаптивный спорт у нас очень развит", – о паралимпийцах;
– "Он более дисциплинирован и целеустремлен", – о характеристиках человека спортивного;
– "Нехорошему студенту могу поставить зачет автоматом", – о том, что хорошему студенту полезно сдавать зачеты и экзамены;
– "Всегда хочется улучшить", – о том, что ученый всегда ищет проблемные области;
– "Я сам лично его получил", – о сертификате на жилье в размере 2 млн рублей;
– "Сейчас это у меня в процессе", – о планах участия в программе стажировки в Китае;
– "До этой меры я еще не дошел", – о поддержке при рождении детей;
– "ЛФК должны заниматься врачи, а адаптивной физической культурой", – педагоги – о принципиальной разнице;
– "Можно купить автомобиль с 20% скидкой", – о том, что отечественный автопром тоже готов поддержать молодых ученых.