Эксперт: "Права потребителей Башкирии защищены на всех уровнях"

В республике с 2018 года действует Государственная программа по защите прав потребителей, она рассчитана на шесть лет и продлится до 2023 года включительно.
  • Эксперт: "Права потребителей Башкирии защищены на всех уровнях"

Как помогает Госпрограмма рядовым жителям республики защитить свои права, рассказала в среду, 16 ноября 2022 г., в программе "Житейский вопрос" на "Радио России-Башкортостан" начальник отдела защиты прав потребителей Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан Ляля Сулейманова.

"На мой взгляд, это фундаментальная программа, которая предусматривает огромный комплекс мероприятий, начиная от консультирования, составления претензий, исковых заявлений, выездных мероприятий в торговые центры, МФЦ, в районы республики, до обучения наших специалистов из муниципальных районов, обучение (с этого года) специалистов НКО, обучение граждан преклонного возраста (пенсионеров, предпенсионеров), безработных, малоимущих основам законодательства в области финансов; это выделение субсидий на мониторинг продовольственного рынка республики. Субсидии мы выдаем НКО на составление претензий, исковых заявлений, на представление интересов в судах. И у нас есть субсидия, благодаря которой обучаются предпенсионеры, пенсионеры, преподаватели учебных учреждений и проводится олимпиада по финансовой грамотности", – отметила Ляля Сулейманова.

• Самое большое количество наград во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности – у старшеклассников из Башкортостана.
• Башкортостан занимает первое место в рейтинге субъектов РФ по уровню защищенности прав потребителей.

"Каждые два года независимая общественная организация проводит этот рейтинг. Результаты 2020 года были объявлены в 2021 году в Совете Федерации, наша Республика заняла достойное первое место, причем разрыв между первым и вторым местом составил 106 баллов. На втором месте – Ростов-на-Дону, на третьем – Республика Татарстан".

• В предыдущие годы Башкортостан устойчиво входил в десятку лучших регионов по уровню защищенности прав потребителей.

Также в интервью:
Вопрос от слушателя: в кафе недоливают кофе – что делать?
– С 1 января 2021 года в действие вступило много подзаконных актов по защите прав потребителей, в том числе новые правила оказания бытовых услуг, услуг общественного питания, новые правила торговли. Где можно бесплатно получить памятку о правах потребителя с актуальной информацией?
– Что такое правовая грамотность и где можно ее повысить?

• В Башкортостане действует около 50 общественных организаций по защите прав потребителей.

"Национальная система по защите прав потребителей – это четырехуровневая система: первый уровень – федеральный (надзорный орган Роспотребнадзор); второй уровень – региональный (в республике полномочия делегированы Министерству торговли и услуг РБ); третий уровень – муниципальный (полномочия делегированы органам местного самоуправления, сельским поселениям); четвертый уровень – гражданское общество, это как раз НКО по защите прав потребителей. Доверять им можно и нужно", – подчеркнула Ляля Сулейманова.

• В рамках Государственной программы Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан выдает субсидии НКО по защите прав потребителей.
• Субсидии НКО выдаются по трем направлениям. Одно из направлений – субсидии на проведение мониторинга продовольственного рынка республики.

"То есть выдается энная сумма денежных средств, НКО производят закуп продуктов питания, причем это делают самостоятельно, не спрашивают у нас разрешения, в какой магазин ехать. У нас в договоре оговорен только вид продуктов питания, которые они должны приобрести. Когда они приобретут, в каком объеме и в каком магазине – все на усмотрение НКО. Продукты они передают в аккредитованную лабораторию, подведомственную Министерству торговли и услуг РБ, в этой лаборатории проводятся лабораторные исследования. Выявляются нарушения – мы информируем производителей и продавцов. За пять лет ни одни производитель не отмолчался, отвечают, какие приняли меры"

• С протоколами лабораторных исследований можно ознакомиться на сайте "Открытое качество".
• В рамках Госпрограммы также действует интернет-портал по защите прав потребителей.
– Кто защищает права потребителей, проживающих в сельских поселениях?
• Во всех районах и городах республике имеются специалисты, наделенные полномочиями по защите прав потребителей.
• С 2021 года в республике бесплатно обучают защите прав потребителей представителей сельских поселений.
• НКО по защите прав потребителей имеют возможность выиграть гранты на федеральном уровне.