В 99% случаев ожирение у детей связано с неправильным питанием и с недостаточной физической активностью.
Об этом рассказал в среду, 30 ноября 2022 г., в программе "Житейский вопрос" на "Радио России-Башкортостан" главный эксперт — детский эндокринолог Приволжского федерального округа, д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии БГМУ Олег Малиевский.
"Это, действительно, эпидемия, причем она касается и развитых, и развивающихся стран. Критерием эпидемии считается, если распространённость какого-либо заболевания превышает 5%.
Если говорить об ожирении в детском возрасте, то данные наших исследований, которые мы провели в прошлом году у нас в республике, частота ожирения среди детей начальных классов – 8%, но плюс еще 10-12 % – дети, имеющие избыточную массу тела, то есть когда вес выше нормы, но еще не достигает таких критических значений, чтобы говорить об ожирении.
Если говорить о взрослом населении, то здесь ситуация еще более катастрофическая: в различном возрасте от 30 до 50% населения имеет ожирение”, – отметил Олег Артурович.
Во всем мире единственный способ диагностики ожирения – это индекс массы тела (ИМТ).
"То есть для постановки диагноза не требуется медицинского образования. Требуются весы, ростомер и калькулятор, чтобы по определенной формуле индекс массы тела рассчитать. Мы всегда ориентируем педиатров, чтобы они рассчитывали этот показатель.
Сейчас мы вышли с инициативой к Министерству образования, чтобы внедрить измерение индекса массы тела в учебных учреждениях.
Самый частый вопрос у родителей, когда они слышат диагноз "ожирение" у ребенка, – каковы причины. Если у ребенка с лишним весом нормальный рост и нормальное умственное развитие, то есть если ребенок учится в обычной школе –это обычное ожирение, связанное с неправильным питанием и с недостаточной физической активностью.
Вторичные формы ожирения, которые развиваются на фоне каких-то гормональных нарушений, сопровождаются задержкой роста.
Я принимаю пациентов с ожирением уже больше 30 лет. Еще десять лет назад, когда я начинал рассказывать родителям о необходимости физических нагрузок, родители говорили: "Вы что! У нас ребенок в одиннадцатом классе, у нас подготовка к ЕГЭ, репетиторы – нам некогда!". Три – четыре года назад начинали родители девятиклассников говорить: "Вы что! У нас подготовка к ОГЭ, репетиторы – это еще хуже, чем ЕГЭ!”. Несколько лет назад родители четвероклассников начали говорить: “Вы что! Нам некогда – у нас на носу ВПР, это хуже, чем ЕГЭ и ОГЭ вместе взятые!”. Сейчас репетиторы начинаются уже с первого класса. И надо понимать, что все эти усиленные нагрузки происходят за счет снижения физической активности”, – подчеркнул профессор Малиевский.
Также в интервью:
- За гаджетами ребенок проводит колоссальное количество времени – от трех до шести часов. Поэтому время на один час физической активности найти можно.
- Одна из причин ожирения – такой генотип в обмене веществ, при котором жир сжигается не при любой нагрузке, а только при интенсивной физической нагрузке.
- Нельзя заниматься интенсивными физическими нагрузками натощак.
- Во время тренировки сгорают углеводы, а жир сгорает после физической нагрузки, в том числе ночью, поэтому важно исключить углеводы после физической нагрузки.
- После тренировки можно употребить белковую пищу.
- Продуктов, усиливающих метаболизм жира, не существует.
- Очень хорошо подавляют чувство голода белковые продукты.
- Неспешный (минимум 20-30 минут) прием пищи позволит вовремя почувствовать насыщение и не переедать.
- У всех препаратов, которые используются для лечения ожирения, эффект сохраняется только на фоне лечения.
- Лекарственная терапия ожирения всегда стоит на втором месте после правильного питания и физических нагрузок.
- Если в семье оба родителя с избыточным весом, то вероятность ожирения у ребенка – 80-90%. Это связано, прежде всего, с тем, что стиль питания, способствующий набору веса, передается из поколения в поколение.
- Диету можно нарушить, но только перед физической нагрузкой.
- Проблему лишнего веса можно решить, если вся семья изменит рацион питания и будет заниматься спортом.