В "Житейском вопросе" напомнили о праве должника сохранить прожиточный минимум

Как должнику сохранить прожиточный минимум? Кто может воспользоваться этим правом, и какие есть исключения? Могут ли коллекторы присылать вам уведомление о долге через портал Госуслуг и звонить родственникам и знакомым должника?
В "Житейском вопросе" напомнили о праве должника сохранить прожиточный минимум

"С 2022 года существует серьезный механизм поддержки малозащищенных категорий граждан. Закон предполагает при определенных условиях возможность сохранения прожиточного минимума в Российской Федерации для трудоспособного населения тем гражданам, которые с этой просьбой к нам обратились, кто испытывает серьезные финансовые затруднения, имеет низкие доходы. С 1 февраля 2022 мы получили порядка 100 тысяч таких обращений. Большая часть поступала через портал Госуслуг. За 9 месяцев текущего года к нам поступило порядка 19 тысяч таких обращений. При наличии оснований они были удовлетворены", – сказал главный судебный пристав Республики Башкортостан Ильнур Махмутов в программе "Житейский вопрос" на "Радио России-Башкортостан" в среду, 23 октября 2024 г.

Также в интервью:

"В этой ситуации сохранение прожиточного минимума не предусматривается по трем условиям", – об исключениях;

"Это право носит явочный характер", – о порядке подачи заявления;

"В личном кабинете появится уведомление", – как заявитель узнает о результате своего обращения;

"70 % всех обращений мы получаем в этом формате", – о портале Госуслуг;

"На период до шести месяцев производство будет окончено без исполнения", – о "передышке" для должника;

"Когда стабилизируется финансовое положение должника, долги будут взысканы в полном объеме".

О клятве коллекторов

"Мы их аккредитуем, они входят в реестр. Даже мы ввели такую традицию: на нашей территории они дают публичную клятву соблюдать права наших граждан. Мы видим и гордимся тем, что наши коллекторы, которые официально внесены в наш реестр, нарушают меньше. Они понимают, какие будут последствия. Мы настроены на продуктивный диалог с ними. <…> .Мы получили около 700 обращений за этот год. Составили порядка 100 административных протоколов, наложили штраф на сумму порядка 4 млн руб.

Мы наблюдаем за последний год, что количество жалоб (на коллекторов) снижается".

Также в эфире главный судебный пристав Республики Башкортостан Ильнур Махмутов рассказал об изменениях в законе, которые детально регламентируют деятельность коллекторских организаций:

ведено в закон понятие "автоматизированный интеллектуальный агент", который позволяет коллекторам удобным способом извещать должников";

"Появилось в законе выражение "профессиональная коллекторская организация";

еперь взыскатели имеют право направлять уведомления о наличии долга, используя систему единого портала Госуслуг";

"Это тоже регламентировано", – о взаимодействии с должниками через мессенджеры и соцсети;

оллектор может звонить третьему лицу, но при двух условиях";

"Мы добились возбуждения двух таких уголовных дел", – о "безобразных ситуациях";

"Право отказаться от общения с кредитором существует", – о возможности передать право на общение с коллекторами адвокату;

"Есть несколько способов заявить о нарушении ваших прав", – о взаимодействии с приставами.