"Подростки классные – берите на работу!" – в "Житейском вопросе" поговорили о занятости

Почему работодатели "боятся родителей больше, чем прокуратуры"? В каких сферах могут работать подростки? Как попасть в ТОП и что это дает?
  • "Подростки классные – берите на работу!" – в "Житейском вопросе" поговорили о занятости

"Сейчас стратегическая задача – научить наших ребят не только правильно работать, но и официально трудоустраиваться. Чтобы когда они станут взрослыми, понимали, зачем платят налоги и все взносы. И подростки реально хотят работать, зарабатывать. С мая мы наблюдали большой поток, больше 500 человек, которые прошли через кадровый центр "Работа России" по Кировскому району, и это в большинстве своем именно ребята 14-15 лет. При правильном подходе компании, начиная от мелких ИП, ООО, и заканчивая крупными корпорациями, могут многие кадровые вопросы закрыть этой категорией граждан, но мы видим, что многие работодатели при наличии массы вакансий не готовы их принимать. В условиях жестокой кадровой недостаточности, кадрового голода работодатели не видят на горизонте огромного количества – это больше 100 тысяч по республике – подростков",отметили в программе "Житейский вопрос" на "Радио России-Башкортостан" в среду, 6 августа 2025 г.

Гости студии: директор Филиала Республиканского центра занятости населения по Кировскому району города Уфы Игорь Вязов и начальник отдела по работе с молодежью Республиканского центра занятости населения Вера Токарева.

О полезном опыте соседей

"Есть всероссийский проект в Татарстане, куда ребята едут на месяц, им оплачивают питание, проживание, платят достойную зарплату, выдают форму, оплачивают медкомиссию, то есть у них все полностью соответствует трудоустройству по ТК. И мы очень хотим, чтобы у нас было такое же, такой проект, пусть внутри республики, республиканский, потому что туда уезжают тысячи подростков. Было бы хорошо, если бы Правительство нас услышало.

  • Пусть ребята остаются здесь и классно проводят лето, работая дома.

Ведь для нас это стратегическая задача – оставить молодые кадры здесь, в республике, научить их, создать условия. У нас стратегия есть, нужен пул работодателей".

О ТОПах, которые "больше, чем работа"

  • Цель федерального проекта "Больше, чем работа"создание условий профессионального становления и развития молодёжи в России.

Игорь Вязов: "При РСО есть параллельная структура: трудовые отряды подростков – ТОП. Это направление. Там есть идеология трудового воспитания, что труд – это хорошо, почетно. Им дают бойцовки, отличительные знаки. "Труд крут" – вот такие речевки у них есть".

Вера Токарева: "Это профориентация через труд. С 14 лет у учащегося очного отделения есть возможность каждое лето пробовать себя в разных направлениях. И у ТОПов тоже есть такая возможность. Трудовые отряды подростков – это ребята от 14 до 18 лет, а потом они уже переходят в РСО – студенческие отряды, и у них расширяется выбор, куда можно поехать, на какие проекты, можно покататься по всей стране, поучаствовать в слетах и т.д.".

Игорь Вязов: "Со своей стороны, у нас, кадрового центра "Работа России", есть программа трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время. Мы материально стимулируем официальное трудоустройство данной категории. И если ТОПы работают непосредственно с родителями, подростками, то мы уже заводим их на единую цифровую платформу, регистрируем на портале "Работа России", заполняем специальные формы, делаем резюме, объясняем ребятам, как это работает, модерируем их резюме, и далее уже по срочному трудовому договору выводим их к работодателям. То есть ТОПы свою функцию отрабатывают, мы свою, но вот тут должна быть очень заинтересована третья сторона – это образование".

О родительской гиперопеке

Игорь Вязов: "Сейчас мы наблюдаем, что эта сфера (трудоустройство подростков), во-первых, занадзорена. Во-вторых, мы видим родителей – "яжемамы", "яжепапы", которых работодатели боятся больше, чем прокуратуры. Родительская гиперопека – это, конечно, не 100%, но есть случаи, и это еще один острый вопрос. В защиту подростков скажу, что стало больше ребят, которые сами ведут родителей к нам, а не наоборот".

Вера Токарева: "Понятно, что нельзя родителям запрещать приходить на собеседование, когда они хотят ознакомиться с организацией труда на месте, где будет работать их ребенок, но когда это переходит границы здравого смысла, я всегда задаю вопрос: а кто в итоге хочет работать – вы или ваш сын (дочь)? Понятно, что ситуации на работе бывают разные, и понятно, что подросток должен быть стрессоустойчивым, но он будет таким, если ему доверяют в семье, если его этому научили, если его к этому готовят. Родители должны быть готовы к тому, что он, идя на работу, пробует быть взрослым".

Также в интервью:

– "Помощники, озеленители, администраторы, курьеры, дизайнеры…", – о том, кем могут работать подростки;

"Мы делали керамические колечки для фильтров, научились дружить, зарабатывать деньги", – о личном опыте летнего труда в 12 лет на керамическом заводе;

"Теперь и на выходных, и в праздники", – о том, что по закону ученики в каникулярное время могут работать;

"Пришли больше 80 ребят, а они испугались", – о неудачной истории с сетью общественного питания;

"Там мы трудоустраиваем официально", – об успешной истории с центром "Салют";

"Кадровый центр выплачивает за месяц 2 тысячи", – о материальном поощрении официально работающих подростков;

"Стаж, опыт, зарплата, выплата, плюс в резюме, умение работать в команде и трудовая дисциплина", – о том, что приобретает подросток, работая официально;

"Мы проводим родительские собрания", – о том, что родителей берут на себя РСО.