В Башкирии наладили производство новых сверхлегких самолетов. Практически все запчасти – отечественные. Удивительно, но занимается этим частная фирма из провинциального города Кумертау. Стоимость их машины сравнима с ценой обычного автомобиля. А садится, и взлетать он может практически с любой поверхности. Впрочем, в планах авиаконструкторов есть и нечто граничащее с фантастикой. Репортаж Алексея Агрова.
За штурвалом летчик-испытатель Дмитрий Шадрин. В его послужном списке самолеты и вертолеты самого разного назначения, класса и уровня.
Дмитрий Шадрин, летчик-испытатель:
«Летает устойчиво. В кабине тепло. Самолет, я считаю, приятный в пилотировании. Нормальный самолет. Российский. Самое главное, что это наш самолет».
Вот так за считанные секунды машина отрывается от земли. Вадим Ширков — руководитель компании производителя. Сам испытывает новые модели и без неба жить не может. Говорит, что С-20 максимально прост в управлении.
Алексей Агров, корреспондент:
«Летать такой самолет может практически в любых погодных условиях. По словам конструкторов и испытателей это самый всесезонный самолет внеаэродромного базирования. Он сможет летать даже за полярным кругом».
Главный конструктор «Центра Экспериментальной Сверхлегкой Авиации» Виктор Хрибков рассказывает, что начинали полеты в их фирме с дельтаплана, потом сделали мотодельтаплан, самолет, вертолет. Сейчас занимаются конструированием электровертолета. Но, впрочем, и этим планы не ограничиваются.
Самолет садится и тут же взлетает прямо в чистом поле. Хотя легко может сделать это и с воды, и с земли. Полоса разгона всего пару сотен метров. А сам полет может проходить на столь низкой высоте, что можно разглядеть даже следы людей или животных.
Алексей Агров, корреспондент:
«Аналогов такому самолету сейчас в мирке нет. Удивительно, но на час лета требуется всего 12 литров бензина».
Самолетов С-20 в Кумертау произвели уже более 80-ти. Конструкцию постоянно модернизируют. Машина оказалась незаменима, например: для газовиков, нефтяников, для поиска людей в лесу, доставки грузов и много чего еще. После того, как самолет пройдет сертификацию, откроются возможности и для госзаказа. Разработчики уверены, — с учетом дальности, а это сотни и сотни километром, и высоты полета их разработка может заинтересовать военных. Особенно учитывая реалии проведения Специальной военной операции.
Вадим Ширков, как и его коллеги уверен, что в авиацию приходят люди с романтическим началом. А небольшой башкирский город Кумертау — это то место, где авиационная культура не только живет, но и развивается. Несмотря ни на что. И те, кто хотят летать и быть связанными с авиацией находят свое место.