Из чистейшей воды в болото для гонок: в Нуримановском районе проводят квадротуры по гидрологическому памятнику

Колонна из мотовездеходов мешает местным жителям
  • Из чистейшей воды в болото для гонок: в Нуримановском районе проводят квадротуры по гидрологическому памятнику

Из чистейшей воды в болото для гонок. В Нуримановском районе любители экстрима заманивают туристов в так называемые квадротуры. Колонна из мотовездеходов не только мешает местным жителям, но и, по мнению людей, загрязняет гидрологический памятник природы – реку Яман-Елга. В заповедных местах побывала Ксения Мирокиянц.

Такие прыжки в воду на большом железном коне точно понравятся экстремалам. Грязь, брызги во все стороны и адреналин – хорошая разгрузка для ума и души, да ещё и на свежем воздухе, без связи и интернета. И всё бы ничего, если бы это кажущееся коричневатым болото на самом деле не было чистейшей родниковой водой.

Сергей Хохряков общественный инспектор по охране окружающей среды:

“Вот в этом месте получается они пересекают этот жёлоб, где родник протекает и выезжают в верховья Яман-Елги и там уже, где нет ни людей, ни камер катаются по территории памятника природы. Вы видите какая здесь дорога, это ещё сегодня подморозило, это ещё сухо, но вначале весны, в сезон тут просто было не пройти даже пешком”.

Один из излюбленных маршрутов квадроциклистов неизменно пролегает через деревню Устье Яман-Елги, которая получила свое название в честь протекающей здесь реки. Эти места отличаются первозданной тишиной и нетронутой природой. Поселок, окруженный вековыми лесами, всегда привлекал тех, кто искал единения с природой. Многие приобрели дачи, однако постоянное население не превышает и десяти человек.

Лидия Пахомова жительница д. Устье Яман-Елги:

“Разбивают дорогу, сейчас более менее сделали, раньше же тропочка была, такие колдобины создавали. Дождик пройдёт и не пройти”.

Колонна из мотовездеходов теперь привычное дело для местных жителей. Шум квадроциклов можно услышать как днём, так и ночью.

Нина Никулина жительница д. Устье Яман-Елги:

“И здесь ездят, и вон там ездят вдоль леса, конечно, нам этого не хочется и речку жалко, они по речке ездят”.

Ильгизар Габзалилов житель д. Устье Яман-Елги:

“Они проезжают там дальше через речку и сюда муть, масло всё течёт, а у нас тут единственное место осталось где форель водится, дальше всё уничтожили”.

Вода в реке Яман-Елга прозрачная, можно с лёгкостью можно разглядеть дно и проплывающих мимо рыб. А по результатам анализа, который провели в центре гигиены и эпидемиологии республики, видно, что все показатели качества воды находятся в норме, а значит, она пригодна для питья.

Мало кто знает, но знаменитый изумрудный Красный Ключ — это и есть выход на поверхность загадочной подземной реки Яман-Елги, воды которой идут от склона хребта Каратау.

У жителей уже опускаются руки, такие заезды по их когда-то тихим местам стали регулярной забавой организаторов этих квадротуров. Местные власти, по словам людей, бездействуют и на жалобы не реагируют.

А в недавнем анонсе своего мероприятия любители экстремального бездорожья и вовсе предупредили, что в деревне, где проходит один из их маршрутов есть «странноватый тип, снимающий всех на камеру, большая просьба не реагировать на него». Под этим странноватым типом автор подразумевал Сергея Хохрякова общественного инспектора по охране окружающей среды, который всячески пытается сохранить уникальную природу Нуримановского района.

Одно из последних мероприятий прошло на Красивой поляне. Организаторы собрали в Павловской тайге десятки мотовездеходов, после которых это место уже нельзя назвать красивым.

Ксения Мирокиянц:

“Для проведения квадрофестиваля организаторы обустроили на Красивой поляне настоящий гоночный трек. Вырубили деревья, выкопали траншеи и заполнили их водой из той самой реки Яман-Елга”.

А вот и подтверждающее видео, шланг из этой реки ведёт прямиком к месту проведения гонок. А самое интересное, что трасса для мотокросса пролегает через законсервированные нефтяные установки и электроподстанцию. А горящие рядом костры в мангале и на земле, видимос создают ещё более небезопасный антураж.

Помимо всего прочего стоит обратить внимание на историческую ценность этого места. Красивая поляна — трудовой лесной посёлок, который был основан спецпереселенцами как трудовая колония закрытого типа. Первые раскулаченные семьи прибыли зимой 1931 года, чтобы в тяжелейших условиях строить жильё и осваивать лес. Там был организован колхоз, детский дом для сирот и цех ширпотреба. И хотя постепенно жители перешли к механизации, но топор и лучковая пила ещё долго оставались основными инструментами. В начале 2000-х посёлок был упразднён.

Но организаторов фестиваля это не остановило. Получить оперативный комментарий от них нам также не удалось.

Если вина будет доказана, то штраф для физических лиц может составить до 4000 тысяч рублей, для юридических до 500 тысяч, а для должностных лиц до 20 тысяч рублей. Чтобы бороться с правонарушителями местные активисты даже создали общественную организацию по сохранению и развитию гидрологического памятника природы.

Сергей Хохряков общественный инспектор по охране окружающей среды:

“Мы с нашей организацией подготовили проект экологической тропы, которая будет начинаться от устья Яман-Елги и доходить до Красивой поляны, до этого места. Мы планируем расчистку родников, облагородить пешеходную зону, использовав, для этого бывшую узкоколейку, у которой уже твёрдый покров, мы не нарушим природу, которая подлежит охране”.

Активисты подали заявку на грант, и в случае его одобрения проект будет реализован. В планах также проведение исследований местной флоры и фауны для доказательства обитания в реке краснокнижных видов. Если статус Яман-Елги как нерестилища будет подтвержден, границы особо охраняемой природной территории расширят до 200 метров.