"Я устроила себе Уфу как новогодний подарок... Это фестиваль, который осуществляется силами самих участников, то есть это история, куда приезжают по любви".
В "Переплете" – Стефания Данилова – поэтесса, писательница, культуртрегер (Санкт-Петербург).
В новом (28.01.23) выпуске программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" продолжаем знакомство с гостями X Международного литературного фестиваля "КоРифеи".
Об Уфе в оттенках синего
"Я знаю "три шурупа", знаю про Агидель, про группу "Lumen", которая отсюда родом, это одна из моих любимых групп. Я, кстати, ему (Тэму Булатову – вокалисту и автору текстов песен группы "Lumen" – ред.) даже писала давно, он мне тогда не ответил. Наверное, сейчас мы бы смогли пообщаться, потому что у нас – равный медийный вес. И если Тэм меня каким-то образом слышит, то тебе огромный привет, я мечтаю выпить с тобой кофе и поговорить…
Я на этих песнях реально росла. Строчка "… холодным ветром над Уфой…" меня буквально переносила в очень-очень-очень холодное небо над синим городом. Я приехала и увидела, что Уфа реально – в очень многих оттенках синего.
Еще чак-чак, наверное.
Шевчук и Земфира – как само собой разумеющееся. Шевчук меня отметил в восемнадцать лет на премии Хлебникова, безумно было приятно, тоже очень мечтаю с ним познакомиться. Ну, и с Земфирой тоже. Но это люди вообще какой-то невероятной космической величины.
Уфа – это "Бельские просторы", это Светлана Чураева, это Диана Давлетбердина и еще это замечательная рок-певица Альфия Alfretta Хабирова. Это вторая спецгостья моего концерта. Она стала петь песни на мои стихи, найдя меня в интернете. Мы никогда не виделись. Когда я произношу эти строки, мы еще не знакомы с ней, это день, когда мы развиртуализируемся. И если бы я могла петь, я бы пела так, как Альфия. Когда я слушаю ее песни на мои стихи, я забываю о том, что я автор этих стихов! Это настолько прекрасно, что это не история про нарциссизм какой-то. Она делает из моих текстов самостоятельные произведения. Я не представляла, что они могут так звучать, это какая-то самая настоящая магия! "
О феминитивах
"Нет, я не причисляю себя к феминисткам. Считаю, что "поэт"… пишет о чем-то таком гражданском, возвышенном. А "поэтесса" – когда больше о каких-то тонких хрупких материях. Это мой личный взгляд.
О профессии "поэт"
"Если опросить современных поэтов – "что для вас поэзия?" – многие ответят, что это хобби, развлечение. Я отношусь к тем, кто посвятил поэзии и околопоэтическим занятиям всю жизнь, все свое время…
Образование у меня было междисциплинарное: филологический факультет в Санкт-Петербургском государственном университете и факультет журналистики, кафедра рекламы – там же. Оба этих направления посвящены взаимодействию с текстом и положительно сказываются на литературной стезе…
Что касается зарплаты… Я самозанятая. В каком-то плане это удобнее, потому что ты сам себе босс, сам определяешь уровень своей нагрузки, можешь выходить на столько больничных, сколько захочешь. Но мне в этом плане повезло, потому что я – очень трудолюбивый человек, не люблю безделье, оно делает мне очень плохо…
Я не отношусь к людям, которые жалуются на жизнь. Мне нравится делать, мне нравится быть нужной, быть полезной, мне нравится активничать, творить. И, в принципе, я стремлюсь видеть во всем положительные стороны…"
О медийном весе и кандидатской по продвижению современного поэта
"Коммуникативные практики продвижения или медиастратегии современного поэта – что и как поэту нужно делать, чтобы его заметили.
Да, это тот самый вес, который набрать обычно хочется. Я вот, слушая многочисленные интервью, постоянно слышала такой совет: будь собой и все получится. Я думала, почему же все говорят одно и то же. Эти люди, на самом деле, оказались правы, потому что каждый артист рассказывает какую-то уникальную свою историю, нет двух артистов, у которых идеально повторяется аудитория, каждый творец – самобытный.
Не бояться использовать те площадки, которые дает мир. Ну вот, видишь ты, что есть такой фестиваль, не бойся, подай заявку! Видишь ты конкурс и понимаешь, что у тебя есть стихи на эту тему, – подайся! Зовет тебя любимый артист сотрудничать – не надо прятаться, иди вперед и с песней!
Очень многие творцы были травмированы в детстве. Многим известны истории про то, как рвали стихи, говорили, что за писульки, чем ты занимаешься… Каждый второй творец слышал от родителей нечто подобное, что это не профессия, она тебя кормить не будет, зачем тебе это. Абсолютно забывая про такой феномен как шестидесятники, забывая, как тогда Союз писателей РСФСР работал. Сейчас, конечно, с заработком все немного сложнее. Но, как говорится, кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – причину. У меня бывает то густо, то пусто. Пусто бывает редко, потому что я знаю, какие у меня цели… Я не тот человек, который будет питаться дошираками. Я ищу возможности, чтобы обеспечить себе достойную жизнь".
О развитии поэзии и синтезе миров
"Я подхожу к этому несколько с прикладной точки зрения. Говоря о развитии поэзии, я не имею в виду стихосложение. Очень многие люди пишут стихи. Курсов стихосложения также превеликое множество. Но у многих людей назревает вопрос: "Ну вот, написал я стихи, а что с ними делать дальше?"
За одиннадцать лет с начала осознанного творческого пути я прошла довольно непростую историю, набила много шишек. Например, о том, что есть прекрасный потрясающий мир журналов, я узнала только четыре года назад. Я выходец из сетевой поэзии, то есть это – паблики, это когда много тысяч читателей, стихи разлетаются по интернету, но в них может быть небрежность, и главную роль играют эмоции: насколько публике это близко, насколько это доводит их "до мурашек", откликается в них самих. То есть это больше арт-терапевтическая история.
В этом году я открыла продюсерский центр "Всемпоэзии", где мы даем ответ на вопрос: "Ну, написал я стихи, а дальше с ними делать что?"
Мы разделяем поэзию на три части: это Сеть, журналы и эстрада. И вместе с этим выступаем за гармоничный синтез всех трех частей. Я отношусь к людям, которые являются примером такого гармоничного синтеза, потому что все три мира безумно интересные, и мне в каждом нашлось место".
О поиске своих и освоении
"Мне, наверно, недостаточно просто читать стихотворение. Если этот человек еще жив, я непременно буду искать способ с ним повзаимодействовать, создать что-то вместе. Сотворчество, возможность этого сотворчества для меня – одна из высших ценностей.
Я, действительно, все вокруг себя стремлюсь как-то… не присвоить, а освоить. Что такое освоение? Мы на что-то смотрим и думаем: какую историю мы можем с этим сделать?
С Дианой (Давлетбердиной) я познакомилась на одном из московских фестивалей поэзии, отметила там ее надрывный живой нерв, и мне показалось, что, если жизнь сведет нас поближе, мы можем стать друзьями. Так оно и сложилось. Уфа в моей жизни возникла абсолютно внезапно, и Диане довелось организовать мой концерт здесь. И я подумала: совершенно неправильно, что такой замечательный молодой поэт будет просто моим организатором и сопровождающим! И она стала моим специальным гостем. И потом я стала узнавать удивительные вещи, что стихи Дианы выходили в журнале "Автора", в котором я возглавляю рубрику "Дебют". Привезла сюда журналы с ее публикациями, то есть все как-то завертелось!
Мне очень нравится выражение Сергея Александровича Калугина, лидера группы "Оргия Праведников" (несмотря на такое эпатажное кричащее название, это очень духовная группа, я бы сказала), у него есть строка: "И все забрезжило, закрутилось, нарастало, начинало сиять…". С Дианой стал происходить именно такой процесс. И я рада, что в Уфе сцена разделена с ней".
О "Бельских просторах" и самооценке
"У меня с ними началась серьезная литературная история с Уфой: я была в них опубликована, после того, как Светлана Рустэмовна Чураева – одна из, я бы сказала, легендарных современных уфимских писателей, поэтов и культуртрегеров, написала обо мне статью. И она написала так, что я в себя поверила. Это бесценно.
У меня по жизни были очень большие проблемы с самооценкой, и меня мучил "синдром самозванца": что я делаю в литературе, зачем нужно мое слово? И только последний год исцелил меня от этого. Я вернула себе здравое понимание того, кто я есть, на что у меня есть право, что, действительно, могу говорить, и что у меня есть множество навыков, и никто не посмеет обесценить это".
У поэта есть право…
"Право говорить о том, что его переворачивает. Не просто волнует легким двухбалльным штормом, а волнует как цунами, которое разрушает что-то внутри него, чтобы создать новое".
Стихи – это магия…
"Стихи – это максимально волшебный жанр, потому что на довольно коротком текстовом отрывке – в отличие от прозы – человек получает возможность испытать безумно сильные эмоции, увидеть вселенные! Миры будут схлопываться и расхлопываться…
У поэзии много функций. Стихи, действительно, еще как могут быть самосбывающимися пророчествами. Об этом пишут даже в учебниках на филологическом факультете, в изданиях, связанных с фольклором. Допустим, заклинания шаманские – одних корней с поэзией, они были ассонансными, напевными. Туда же мы отнесем колыбельные. В слове, действительно, есть то, что может заставить льва перестать рычать, ребенка – перестать орать, а мировые процессы происходить как-то иначе… "
О синем цвете и обезболивающем ретардантного действия
"Я обожаю фильм "Аватар", потому что он… приятен мне по цвету, но посмотрела я его только недавно. Если что-то становится мейнстримом, я начинаю изучать это, когда его популярность спадет…
Я бы сказала, что поэзия – это обезболивающее средство ретардантного действия. Сначала, когда ты пишешь стихи о чем-то, это делает тебе еще больнее в сотни тысяч раз, а через какое-то время отпускает совсем, и ты за это чувство все отдал бы. Ты прожигаешь и проживаешь через стихи все, что делает тебе больно, тебе становится хуже, ты опускаешься на самое дно, но, лишь опустившись на самое дно, ты можешь оттолкнуться и всплыть, а дальше взлететь или пойти, как тебе больше нравится…
Бытует мнение: чтобы читатель проронил хоть одну слезинку, поэт должен выплакать море слез. И в этом, действительно, что-то есть. Допустим, я пережила свою трагедию, которая перечеркнула все мое детство, всю мою юность, а кто-то прочитает стихи об этом и напишет просто: "О, меня зацепило!" Этого будет достаточно, потому что читатель не обязан переживать всю ту боль, что и я. Но это все равно будет эффект, потому что сейчас у нас такая перегруженная инфосфера… чтобы человек на тебя как-то внимание обратил, не говоря уже о том, чтобы коснуться души другого человека, которые у нас все сейчас за семью замками, – это очень сложная задача. Если это удалось, то это уже – что-то…
Я не ставлю перед собой задачу "выдавить слезу" или чтобы человек обратил на меня внимание. Я, скорее, разбираюсь с собой посредством своей поэзии. Если кому-то от моей поэзии становится лучше, легче, если это кого-то согревает, если это делает кому-то больно, но потом делает легче, я очень благодарна высшим силам за такой результат, что они вложили в мои руки такой дар…"
Также в интервью:
"В моей жизни произошло довольно много страшных событий… Я могу назвать себя сильным и в каком-то плане железным человеком…"
"Бывают стихотворения с очень странными посылами… Ошибки делали абсолютно все, проблема в том, что есть люди, которые не хотят над этим работать…"
"В моей картине мира выпь не будет мчать на юг…"
"Я хотела было сказать, что в центре моего мира – поэзия, но бывает так, что я устаю от чтения литературы, ее написания…"
"Любому творческому человеку присущ хаос. Со временем я стала маньяком структуры… Одна из главнейших ценностей…– мои отношения со временем…"
"Для меня дружба – это всегда какое-то дело… Чем больше квестов у тебя в твоем дне, тем больше этот день похож на дно…"
"Я бы создала поэтический фестиваль, который бы шел вживую одновременно в максимально большом количестве городов и других населенных пунктов мира…"
"Когда люди со мной взаимодействуют, у них появляется желание меняться…"
"В язычестве – восемь праздников Колеса года в таком направлении как викка. Оно мне очень близко…"
"Я тот поэт, который когда-то писал из несчастья, из трагедии, сейчас пишет из не менее сильных переживаний счастливого характера…"
А также в "Переплете" поговорили о корифеях в поэзии, живописи, музыке, кинематографе. О неоязычестве и обновлении.