В конце марта поэт из Новосибирска Юрий Татаренко проведет в Уфе презентацию своих новых книг "Плыл февраль" (Уфа, 2023 год) и "Репка Баскервилей" (Новосибирск, 2023 год).
В этом выпуске (18.02.23) программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" продолжаем знакомство с гостями X Международного литературного фестиваля "КоРифеи".
Юрий Татаренко – поэт, прозаик, драматург, переводчик, журналист, театральный и литературный критик. Больше двадцати лет пишет стихи. Автор одиннадцати поэтических сборников. Двадцать лет – в дороге. Опубликовал более полутысячи интервью, из них полтора десятка – в журнале "Бельские просторы" в рубрике "Уфимские встречи".
О ехидных вопросах, щадящем режиме и причудливых маршрутах
"…Поэт Татаренко – так иногда меня в шутку называют, а "поэт", естественно, в кавычках произносится: "Ну что, поэт Татаренко, успеваете подсчитывать свои книжки, которые выпускаете каждый год?"
На самом деле, этот период был в Томске лет пятнадцать назад. Теперь я перешёл на более щадящий режим: раз в два года. Но к юбилею выйдет сразу три книги в разных городах: Новосибирск, Уфа, Москва. И для меня это – новый опыт. Я ещё не знаю, как это всё расхлёбывать.
У меня осенью был более причудливый маршрут: от Мурманска до Читы с заездом в Липецк, Махачкалу, Самару, Крым…"
О заслуженном поэте Новосибирска и народном артисте Фленсбурга
"… это неологизм (смеется). Никаких "заслуженных поэтов" Новосибирска, Академгородка не существует. Но слегка похвастаюсь: когда я был на гастролях в Германии, мы играли мюзиклы на русском языке. На следующий день после премьеры на первой странице местной газеты вышла моя фотография, и заголовок был: "Встречайте: народный артист города Фленсбурга! "
А вообще звания для писателей, наверное, не столь важны. Важно, что выпускаются книги, и что их читают. Очень приятно, когда после творческой встречи выстраивается какая-то очередь там из трёх человек, чтобы получить автограф. Это значит, что что-то такое совпало. Я уеду, а книжка останется… "
"Прочитана книга – присыпан песком переплет…"
"По-моему, это (обложку книги "Плыл февраль" – ред.) нарисовала нейросеть на запрос "Юрий Татаренко, плыл февраль", дизайнер Антон – ответственный за всё вот это вот великолепие…
Она (нейросеть) и рифмовать умеет, так на минуточку…А люди будут на берегу моря радоваться закатам и рассветам… Возле моего родного Академгородка – огромный центральный пляж… и там более спокойно. Море… Я "рыба" по знаку зодиака, поэтому как-то с морем мы стараемся дружить…
"…И осталось только с мыслями собраться…"
"… мне кажется, каждый тянущий лямку обязательно себе это вот твердит: "Ну, приплыли…" Хочется же всё-таки уже как-то отдохнуть, но пока не получается. Очень много приглашений по стране. Периодически меня спрашивают: "Не надоело тебе путешествовать?" Я говорю: "Наверное, такая миссия". И страна у нас большая, интересная. Я не был в Карелии. Планирую… В Калининграде. В общем, в тех каких-то далёких краях. Севернее Мурманска и Вологды пока не удалось побывать…
На Камчатке я не был, но почему-то я туда не стремлюсь. Видимо, потому что отпугивает большое количество медведей. Но я был во Владивостоке пару раз и могу себе представить, что такое гейзеры, вулканы и так далее. Просто она – не для пеших прогулок, а для вертолётных. Слишком дорогое удовольствие.
…Потому что лето на исходе.
Потому что кровь на рукаве.
Писательская резиденция в этом году – одна из – пройдёт именно на Камчатке. Наверное, стоит податься, а дальше уже как карта ляжет…
Резиденция – это такое счастье! Ассоциация союзов писателей и издателей России, которую возглавляет известный писатель и депутат Государственной Думы Сергей Шаргунов, утвердил такую форму помощи писателям, причём не только молодым, но и в моём случае "60 минус" – уравняли в правах опытных и начинающих. И вот целый месяц, представляете, можно ходить на шведский стол три раза в день, купаться в двух бассейнах на выбор или в море… В данном случае вот в моём Обском это было. Обычно в каких-то живописных местах собирают писателей. Нас было всего шесть человек из разных городов. Я перевыполнил, получается, программу, потому что я и переводил Рами Гарипова там, а также вдруг пошли свои стихи. Вот как раз большая часть из этого – описание каких-то пейзажей Обского моря, сибирских сосен – вошли в новую книгу "Плыл февраль"…"
…И комнатной всегда температуры
Слезинка из-за тройки по физ-ре.
"Я выступал в Новосибирске в просветительском проекте, рассказывал про основы драматургии, и вообще мы разговаривали с восьмиклассниками о жизни. И вот я прочёл это стихотворение. А также я его читал в рамках фестиваля "КоРифеи" в Черниковке, и тоже оно, слава богу, "заходит" ребятам. Возможно, потому что оно называется "Первая любовь"…
Вообще, мне безумно интересно узнать, чем они, что называется, дышат, потому что вот это для меня – terra incognita, а для них очень много неизвестного в нашей истории, которая, казалось бы, была совсем недавно. К примеру, в рамках другого проекта я рассказывал, чьими именами названы улицы в Новосибирске. И у меня был блок, посвящённый героям Советского Союза времен Великой Отечественной войны. К моему величайшему удивлению ребята впервые в жизни от меня услышали имя "Александр Матросов". Я был морально не готов к этому. В наше время пионерское, возможно, нас там перекормили этим, но кто такая Зоя Космодемьянская во сне можно было – разбуди – рассказать. Но если они не знают этого, значит, они в чём-то петрят в другом совершенно. Я вот пытался это выяснять. Оказывается, действительно, тик-ток сейчас завладел умами, и я не знаю, к чему это приведёт. Современные подростки не умеют поставить палатку, разжечь костёр, порой школьники как-то слишком рассчитывают на своих влиятельных родителей, а это неправильно. К примеру, нас с братом еще мы в школу не ходили уже учили чистить картошку, гладить рубашки… И это, я считаю, правильно. И кроме спасибо ничего не могу сказать своим родителям.
На какие-то вопросы мои были встречные вопросы: "Вот вы нам что-то такое рассказываете… А как мы можем монетизировать эти знания?" Вообще, дети очень разные, и кто-то с радостью подхватывает какие-то идеи творческие, проявляет инициативу, фантазирует, и с ними, конечно, самая интересная работа.
Опять же я, наверное, возвращаю какие-то долги, потому что я вспоминаю… Я учился, наверное, в классе шестом, в Доме учёных выступали писатели раз в месяц, и как-то я сходил буквально на пару встреч и подсел. И вот теперь сам пишу книги и опять же встречаюсь со школьниками".
... И скачут белки по деревьям.
И строчки прыгают в блокнот.
"Ну, возможно, страницы мёдом намазаны (смеется). Блокнотом я пользуюсь, потому что жалко, если какая-то строчка попрыгает-попрыгает и уйдёт недовольная, да, и потом всем скажет: "Не ходи туда, там на вас внимания не обращают". Опять же есть понятие лёгкости, а есть легковесности, я всё-таки стараюсь, чтобы это было больше похоже на первую дефиницию…".
… что не читала мне бабушка
чтобы я спал до утра
""Плыл февраль" – образ из стихотворения крымского. Я находился в феврале в Гурзуфе, написал там небольшой цикл, и вот Светлана Рустэмовна (С.Р. Чураева – автор "Послесловия редактора" в сборнике "Плыл февраль" – ред.) предложила такое название, а последние две строчки звучали так: "И плыл февраль у нас перед глазами. / И выстужался домик под горой"…
Во-первых, если стихи приходят, это значит неслучайно, не должен это игнорировать. И получается – вот собралась книга. И по какой-то непонятной мне причине последние два года писалось какое-то невероятное количество стихотворений, страшно сказать – больше трёхсот. Предыдущая книга состояла из шестидесяти. Прорыв какой-то произошёл.
Чем заниматься людям? Приоритет – это такая тонкая вещь… Я каждый день задаю себе вопрос, чем заняться в первую очередь, на что потратить свой ресурс. Коль скоро я начал писать стихии двадцать лет назад, пока не вижу причин бросать это. Вполне возможно, что следующие книги будут по журналистике, то есть произойдёт переключение"..
– Ты что читал ей!?
– Репку…Баскервилей…
Там ирония и сатира. Светлана Рустэмовна, ознакомившись с этой книгой, сказала: "Вообще не смешно. Грустные стихи…" Я говорю, ну значит просто неудачный заголовок. Мне показалось, что он креативный, незатёртый. И тоже было стихотворение, "Импровизатор" называется…
Вот я хотел бы сейчас задать сам себе вопрос: чего я боюсь? Кто-то там –пауков, кто-то – змей, кто-то – мышей… Вот, ничего из этого мира фауны не пугает, прямо чтобы до мурашек… Да, человек способен на многое, даже на хорошее… У каждого человека какой-то свой мир, и возможно он даже сам не осознаёт его до конца. Пугаться – это какая-то странная такая эмоция, не конструктивная. Правда, пытаюсь вспомнить… Темноты я не боялся, высоты – тоже нет… Бывает, знаете… Вот! Бывает страх предательства. Но это тоже ты никак не гарантируешь какую-то спокойную жизнь себе в этом. Но это же и не значит, что ты должен как-то уже начать бояться и дозировать информацию, не раскрываться… Актёр не может не раскрываться. И поэт тоже не может не раскрываться. Поэтому "прилетит" – значит, судьба у тебя такая. Но бояться я не люблю".
мне не до меня
это и есть
русская жизнь
"С одной стороны, мне не до меня – много обязательств перед редакциями. А с другой стороны, получается, что из этого и состоит жизнь. И попробуй, отбери у меня вот эту журналистику и поэзию – я буду сопротивляться до последнего! Я с трудом представляю свое такое существование на берегу моря самого красивого в созерцательности (смеется)… Нет, еще не время остановиться у моря".
… Волна спешит навстречу смерти.
Поставьте памятник волне.
"Мне нравится бывать на море в любое время года. Каким-то образом напитываешься вот этой энергией, что, типа, вот волны плещут, и ты тоже давай не закисай! Каждый раз, когда я бываю на море, обязательно бросаю монетку – привычка из детства. И знаете – сбывается! И на Тихом океане был два раза, и на Чёрном море, и вот, уверен, что побываю в Мурманске и в Махачкале, во всяком случае, приглашения уже получил…"
Об улыбчивом лице Уфы
"Я как журналист пытаюсь набраться подсказок и почти всем своим героям в интервью задаю один и тот же вопрос: как бы вы расшифровали аббревиатуру УФА? И очень интересно люди отвечают…
Вы знаете, Уфа чем-то похожа на Новосибирск, хотя разница в возрасте существенная: Новосибирску всего 130 лет исполняется в этом году, он ровесник Маяковского. Сохранились старинные здания там невысокой этажности. В Уфе более взвешено относятся к этому архитектурному наследию, когда, к примеру, встраивают в старинный дом, а над ним вырастает многоэтажка. У нас в Новосибирске до такого ещё не додумались. И, к примеру, моя и не только моя головная боль – пытаемся сохранить дом Янки Дягилевой. Есть идея основать там музей сибирского рока сделать, то есть там и "Гражданская оборона", и Янка, и "Калинов мост", и даже отчасти Пелагея. Легче всего что-то такое вырвать с корнем и сделать вид, что этого не было. Это, мне кажется, неправильно. Есть историческая какая-то такая вещь, и коль скоро она произошла, она, получается, дала какие-то импульсы для возникновения нас. Отрицать это – неразумно.
Что такое ещё Уфа? Уфа – это театры. Уфа – это музыка. Уфа – это литература. Уфа – это мёд, я даже тоже писал верлибр на эту тему. Уфа – это горы. Уральские горы совсем не похожи на Алтайские. Мои знакомые музыканты в середине лета садятся на плот... Причём сплав не так как вот я сплавился год назад по реке Белой: четыре часа грёб без остановки, я многое увидел, но устал при этом. А там такой, понимаете, полный релакс не меньше двух недель. В море это невозможно, а в Башкирии – запросто. Я нигде в Сибири не сплавлялся. Вот первый опыт получил. Уфе тоже очень благодарен".
О Чехове и диспансеризации
…Аритмия, язва и подагра –
Результат осмотра логопедом.
"… Это какая-то повышенная требовательность, возможно, к себе, неуспокоенность… Возможно, и неуравновешенность, но это – тот моторчик, который двигает творческого человека вперёд. Я в конце года пять часов брал интервью у главного психиатра Новосибирска, и мы тоже пытались анализировать, что происходит. Как сказать… Это всё, во-первых, лечится (смеется). Во-вторых, не бывает счастья безграничного. Вопрос в том, с какими ты потерями выходишь из кризисных каких-то ситуаций.
Поэты… Я, может быть, не про себя скажу, имею в виду каких-то своих коллег, они такие вот ранимые, тонкокожие, хлебом не корми – дай пострадать. Такая уже, получается, профессиональная привычка. Но это опять же, возможно, подталкивает какие-то эмоции к написанию текстов. Потому что не бывает же стихов таких радостных: солнышко там сияет…в сени к нам (смеется). Сейчас таких стихов я не встречал. Просто у нас такое время… Это время для рефлексии, для самопостижения, возможно. Остановись. Оглянись.
Если вернуться к Чехову… Мне вот очень близок персонаж Тузенбах из "Трёх сестёр", он такой загадочный, и он идёт навстречу пропасти, даже осознаёт и всё равно идёт. И это вот тоже меня каким-то образом греет.
Я не знаю, доведётся ли мне сыграть, я как-то всё удаляюсь, удаляюсь от территории театра, возвращаюсь, когда вот беру интервью или пишу рецензию на какой-то спектакль. Но у меня даже было стихотворение про рюкзачок несыгранных ролей. Там Швейк, например, или Карандышев – мне наиболее близкие персонажи, хотя, возможно, это для кого-то антиподы, да (смеется). А тут же ещё актёрский вызов: не повториться, что называется. Да, у Мягкова – свой Карандышев, у меня, возможно, был бы свой. Сарафанов – очень интересная тоже персона. И Вампилов тоже, считаю, недооценённый автор. Вообще, у нас всплеск драматургии…
Ярослава Пулинович очень востребована... И Роман (Сенчин – ред.), супруг Ярославы, посетил Новосибирск, у него теперь тоже есть книжка "Репка Баскервилей". С ними я делал семейное интервью на двоих. Они воспитывают маленького ребёнка. Я уверен, что это даст огромной силы толчок для написания уже других, возможно, произведений, но маленький ребёнок, по моим представлениям, – кладезь каких-то наблюдений".
Берёзы после дождя
По-прежнему верят
В своего мокрого бога,
Который делает всё,
Чтобы те никогда не увидели
Дровяного сарая за домом.
"Верлибр – это традиция европейская, потому что в том же французском языке не так много рифм, как в русском. Но кто-то считает, что ритмизованный стих – это такая архаика музейная, оставим это Пушкину.
Из каких-то прекрасных авторов, которые исповедуют верлибр, я могу назвать, в первую очередь, Алексея Алехина, он долгое время возглавлял журнал поэзии "Арион", у него можно многому научиться. В моем родном Новосибирске тоже есть два десятка весьма самобытных талантливых авторов, которые исповедуют именно вот эту форму, и они говорят о том, что им кажется, что рифма мешает высказать именно то, что ты хотел сказать. Мне эта рифма не мешает. Но, тем не менее, периодически я пробую себя в верлибрах разного размера. И вот у меня есть цикл "Записки японца в России". Соответственно, там всё очень похоже на хокку…"
в окно посмотрел
прислушался к пению птиц
полезную два дела подряд
сделаны мною
день удался
"Удачный день…Я даже не знаю, когда начинается, потому что у меня такая работа получается круглосуточная. Нон-стоп конвейер такой. Я это называю "конвейер эксклюзива" самоиронично... Работоспособность, получается, вынужденная, потому что много езжу. В поездах я, действительно, пишу довольно много… Я езжу уже лет двадцать. Мы вспоминали сегодня Пастернака, он говорил, что ему можно и не путешествовать – достаточно того, что он видит в окне. Фантазия, значит, сумасшедшая. Журналисту противопоказана фантазия. Ему желательно опираться на факты и общаться с народом, с носителями информации на местах. И в этом смысле вот Роман Сенчин мне очень нравится. Я купил новую книжку, называется "Дома", повести и рассказы. И ты понимаешь, что это не придумано, это подсмотрено.
Кто-то мне говорит: "Я завидую – у тебя какая-то жизнь, как у стрекозы, ты порхаешь, понимаешь, с веточки на веточку…" Я отвечаю: "Просто бывают такие профессии". Я вот служил в театре, работал в газете, на телевидении – это очень интересная, но очень зависимая профессия. А тут – вот белый лист, я выбираю сам себе героев, лирических героев для стихов. Только от тебя зависит то, что появится на бумаге. И это вот такое счастье демиургическое…. За это счастье можно многим жертвовать.
В общем, я убеждён, что жизнь, не смотря на многие там тяготы, лишения, трудности, это – большой кайф. И вот стараюсь наслаждаться. Надеюсь, жизнь не в обиде".
В сентябрьском номере журнала "Бельские просторы" вышла подборка стихотворений "Запах яблок" Рами Гарипова в переводе с башкирского Юрия Татаренко.
…Я тебя не жеребёнком –
Детством своим назову.
"Проанонсирую февральский номер, где будет ещё одна порция. Я писал предисловие на эту тему: что такое перевод, и как откликнулось творчество Рами Гарипова, и такое у меня там было выражение "романтик Рами"…
Я каким образом оказался в Махачкале осенью прошлого года… Подал на конкурс переводы, сделанные в писательской резиденции. К моему величайшему удивлению они заняли первое место. Меня пригласили на церемонию награждения. Мое знакомство с Дагестаном и какой-то успех в работе связан, безусловно, с именем Рами Гарипова. И это уже, получается, не случайно. И хочется ещё перевести небольшой корпус его стихов. И в этом году я намерен приступить к этой работе".
грачи прилетели
спросить
далеко ли до космоса
"…Я обещал презентации – они будут… Это уже совсем скоро – в конце марта, когда состоится очередной фестиваль "КоРифеи", в его рамках пройдёт презентация.
Юбилей – тоже в марте. Мы родились с Юрием Гагариным в один день – девятого марта…"
В журналистском багаже Юрия Татаренко – более полутысячи интервью. Из них, как минимум, полтора десятка – в цикле "Уфимские встречи".
"… И до конца года уже есть некая очередь… Я считаю, что обязательно опубликованные вещи нужно собирать под одну обложку – получается некий такой культурологический срез, портрет эпохи в каком-то роде. И даже у меня возникла такая идея – пойти по следам нашей уважаемой Аллы Анатольевны (А.А. Докучаева, уфимский писатель и журналист, автор книги "Лица, знакомые и не очень" – ред.) и тоже попробовать как-то оформить небольшую книжечку со встречами в Уфе. И я поздравляю Уфу, что у вас есть вот такой набор творческих людей. Кого-то я ещё не успел "допросить", поэтому работы непочатый край. Готовьтесь, друзья!"
На обложке книги "Плыл февраль" приведены слова Дмитрия Воденникова, в частности он пишет: "Татаренко в стихах ведёт счёт... Татаренко живет в цифрах. И это правильный путь…"
"…Очень поэтичное высказывание, на мой взгляд. Не особо он меня тут ругает…
Организаторы фестиваля "КоРифеи" уже ведут работу, поэтому вы угадали: в течение этого года очень велика вероятность встречи с Воденниковым в Уфе…"
О счастливых числах, связанных с Уфой
"Число это большое – 120 – количество стихотворений, написанных в Уфе за три летних месяца. Наверное, писателю нельзя озвучивать такие цифры – по теории вероятности не может быть 120 шедевров, несмотря на то, что это в самой Уфе, а не где-то там написано… Какие числа? Ну, пусть это будет 12 – это число номеров журнала "Бельские просторы" в год выходящих. Очень счастлив, что я имею к нему отношение, что я там публикую разные материалы: рецензии на книги и переводы, и прозу, и стихи, и интервью…Поэтому –120 и 12. Спасибо Уфе за вот эти два числа".