Проект:

Переплет

В сборник "География поэзии" саратовского поэта Олега Дмитриева войдет уфимский цикл

В этом выпуске (04.03.23) программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" – поэт, член Союза писателей России, профессиональный математик, педагог Олег Дмитриев (г. Саратов).
В сборник "География поэзии" саратовского поэта Олега Дмитриева войдет уфимский цикл

"География поэзии" – на низком старте. Она интересна тем, что там будет несколько циклов из разных городов: челябинский цикл, уфимский цикл – стихи, написанные в приезды в Уфу, проездом через Уфу в тот же самый Белорецк, поскольку это тоже – Башкирия".

  • Олег Дмитриев – автор книг "Единостишия", "Белый остров", "Праздники души", "Саратовский дневник", "Подскажет музыка слова…", "Тараканиада", сборников хокку "Грани года", литературных пародий "ЕГЭ на рифах рифм" и других. В 2022 году вышла книга "Избранное. Часть 1". Олег Юрьевич работает с одаренными детьми в каникулярных математических школах по всей России, в частности, в Белорецке и в Уфе (центр "Аврора").

В декабре в Уфе проходили очередные учебно-тренировочные сборы математиков на базе регионального центра развития талантов "Аврора". А в физико-математическом лицее № 93 г. Уфы состоялся очередной – уже третий по счету – творческий вечер Олега Дмитриева.

Если, раскинув руки, навзничь упасть на землю,

Можно увидеть небо чистое и большое.

В небо, раскинув крылья, навзничь упали птицы –

Смотрят они, как люди здесь, на земле, летают…

Сборник "Избранное. Часть 1" вышел в 2022 году к 60-летию автора

"Это "Избранное. Часть 1" – с надеждой и верой в то, что обязательно будет "Избранное. Часть 2". Для меня шестьдесят – это два по тридцать. Три по двадцать – это уже как-то слишком нагло, а тридцатилетие – нормальное состояние души.

  • Общение с детьми очень омолаживает, меня, по крайней мере, потому что смотришь на мир глазами детей, а для них всё – новое!

Вот эта задача для них – совсем новая. Для меня вроде старая задача, известная, но при общении с ними я чувствую, что я смотрю на неё их глазами, то есть новыми – другие ассоциации и так далее. То же самое и со стихотворениями. Они же как дети: выросли и куда-то побежали. К читателям, знакомым, друзьям…"

"… Освещает вечный город / Вифлеемская звезда"

"Я тоже о рождественском цикле Бродского вспоминал подсознательно, когда писал. У меня тоже есть несколько таких стихотворений уже. Получится ли каждый год? Не уверен, но надеюсь на лучшее. Для меня эта Вифлеемская звезда – больше в сердце, чем на небе.

А "Сириус" – больше, чем просто часть Сочи, это дети и мои друзья".

Есть ли бог математики?

"Всё-таки люди в каком-то смысле богов делают, создают своим воображением. Как-то сами по себе боги…я не знаю, им, наверное, было бы скучно без людей…

Математика – это вдохновение.

Это, наверное, муза, не бог. Муза вдохновения математикой. У нас там есть муза относительно точных наук – Урания, насколько я помню, возможно, она – и с математикой дружит, и не надо выделять математику из всех остальных.

Мне интересно составить новые книжки, придумать новые циклы, что-то такое "наколдовать".

Но по стойке "смирно" муза никогда не работает – её можно вот так вот пришёптывать, приколдовывать, но она всё равно придёт, когда захочет. Но всё равно "колдовать" надо на неё, в смысле – задумываться и звать её сердцем. Тогда она придёт. Если совсем не звать, она точно не придёт. А к тем, кто постоянно зовёт, к тем она приходит, пусть не всегда, как получится, но иногда получается".

Как в сказке Пушкина о золотой рыбке…

"Опять же – помните, что он первый раз забросил – не получилось! Вот так, собственно, и пишется: первый раз забросил – не получилось, не отловил золотые рыбки рифм или золотые рыбки строф. Потом второй раз – опять что-то не то, запятые не те. А потом уже всё сложилось…

Как тихо в зарослях бамбука…

Бамбук растёт быстрее звука!

Попытка написать детские стихи. Не знаю, будет удачной или нет, пока в черновиках. Желание возникло в эту сторону посмотреть. Вот пока двустишие родилось. Я думаю, это познавательно для детей. Они задумаются, почему, и узнают, что действительно бамбук очень быстро растёт. Конечно, не быстрее звука, но вот это особое его свойство".

"…И потерять безумный дар / Он может только с головою"

"Ковид поменял немного наш формат жизни, и в это время мне удалось собрать несколько книг, а потом их постепенно выпустить.

  • "Саратовский дневник" – один из поэтических сборников.

Гагарин учился в Саратове в техникуме и в Саратове пошел в аэроклуб. И в аэроклубе одним из его наставников был человек, с которым я жил на соседней лестничной площадке, – герой Советского Союза Сергей Иванович Сафронов. Он рассказывал, что "лично сажал Юру в учебный самолет" и учил летать. То есть в небо Гагарин сделал первый шаг на саратовской земле. Потом пошел в армию, поступил в летное училище, отобрался в отряд космонавтов… И вернулся-то он фактически тоже в Саратов, потому что он приземлился в Энгельсе – это напротив Саратова, в полях под Энгельсом, и это было буквально рядом. У нас набережная называется "Набережная Космонавтов", она построена в 1965 году, потому что это была эпоха освоения космоса".

"…Я в город свой вхожу, как в храм…"

"В нашем городе – замечательный музей имени Радищева. Внук Радищева Боголюбов – известный русский художник – его создал, поэтому там очень хорошие ценные картины хранятся, он собирал их в своё время сам, ему дарили художники того времени лично. Вот это наша "поволжская Третьяковка", но она чуть старше Третьяковки по уровню доступности – Третьяковка потом появилась.

Знаменитый (правда, сейчас переделывают) театр оперы и балета, где проходили Собиновские фестивали многие годы. Наша знаменитая консерватория, которая была третьей в России открыта, ещё в царское время, после центральных – Московской и Санкт-Петербургской. Университет мой родной был десятым в России открыт в своё время. Много всего интересного, всё не перечислишь, и не всё сохранилось, к сожалению…

Соколовая гора…Там памятник павшим в Великую Отечественную войну, не вернувшимся с фронта. Там есть национальная деревня, есть музей военной техники под открытым небом. Памятник "Журавли" был поставлен в семидесятые годы. Есть музей, где документы хранятся, мы там проводили периодически перед 9 мая поэтический праздник "Святой Георгий". Это сочетание двух традиций: патриотической и православной, потому что Святой Георгий, с одной стороны, – защитник, а с другой стороны – мученик, святой.

В гостинице "Волга" Маяковский болел инфлюэнцей. Он пишет в одном из стихотворений, что… "инфлюэнцей измучен". Он писал его именно в Саратове. Он был у нас два раза, и один раз он болел…

Сейчас собираюсь продолжение этой книги написать. Хочется личные какие-то впечатления добавить. Ещё интересно – узнаёшь новое про те или иные здания. У нас тоже недавно там был проект, наши историки делали экскурсии по Саратову второй половины двадцатого века о том, что уже сейчас стало историей, с одной стороны, с другой стороны – ещё жива эта история, ещё что-то кто-то помнит. Было десять пеших прогулок "Оживающий Саратов" – можно найти в интернете записи. На некоторые я тоже попал, было очень интересно. То есть то, что я знал, открылось с новой стороны".

Школы-дворцы, чтобы учиться и гордиться

"Семен Каллистратов был у нас главным архитектором, и в начале века был проект в Саратове "Школы-дворцы". Их проектировали лучшие архитекторы Саратова, очень красивые здания, не только чтобы учиться, но и гордиться…

Воспитывать эстетический вкус надо повседневно. И присутствие в таком красивом месте, конечно же, по-моему, одухотворяет".

…Учитель, в свой особый день

Вздохни и распрямись!

  • 2023 год в России – Год педагога и наставника.

"Не знаю, это такие какие-то великие названия, они до нас всё равно не дойдут в качестве праздника, это будут отмечать на других уровнях и другие люди. В этом смысле я достаточно пессимистично смотрю. Про День учителя я тоже писал. Почти ежегодно. Пока я не собрал эту книгу, но тоже в качестве перспективы есть желание собрать книгу, стихи, посвященные школе… "

О "Праздниках души" в башкирском Белорецке

"В Белорецке – чудесные места. Вокруг Белорецка я даже больше гулял, чем в самом Белорецке. Знаменитая башенка водонапорная, которую сейчас отреставрировали, и хочется залезть на неё самому. Около завода там побывали. Памятник основателю видели. Белорецк для меня тоже уже стал родным с 2008 года. И два года я там отсутствовал в связи с ковидом, а в 2022 году опять летом приехал, написал кучу новых стихов – на одну книгу точно, может, на полторы…"

"…Верим мы, неоткрытые, / Что нас смогут открыть"

"Как раз я тоже в учениках ловлю эту жажду поиска – придумать своё решение. Сейчас же много есть у задач готовых решений в интернете, а меня всегда радует, когда они идут своим путём. Они придумывают новые ходы, которых я, возможно, ещё и не видел. Или видел, но забыл, не обратил внимания на их красоту. А они находят иногда новые грани задач.

Сначала я слушаю их попытки решений, потом у доски разбираем все известные мне способы, в том числе те, которые я только что "отловил" в этой конкретной аудитории. Это очень интересно. Появляется иногда, действительно, совершенно новый поворот. Иногда, конечно, "старые песни на новый лад", но на новый же лад – это тоже интересно. А иногда совсем новая какая-то мелодия данной задачи.

  • Меня это всегда больше всего вдохновляет в работе с детьми, что они всегда что-то новое придумывают, открывают вот эти новые острова даже в том, где, кажется, уже всё открыто.

Все-таки это – школьная математика, пусть олимпиадная, но это всё-таки не на самой передовой грани, где, действительно, можно за что-то заступить, но в этом-то и красота, что можно смоделировать поиск научный, поиск открытий, тягу к новому на таких известных и простых задачах, доступных детям. Они могут развернуться там, где они в состоянии, где им хватает сил, потому что всё-таки серьёзные теоремы они потом будут доказывать. Но некоторые доказывают, естественно".

Об искусственном интеллекте

"Человек должен что-то новое выдумать. Возможно, какие-то даже новые виды искусства придётся выдумывать… До конца, конечно, поэзию, на мой взгляд, невозможно компьютеру смоделировать, потому что самое главное тут – чувства, ассоциации, которые заложены в стихах. У компьютера пока этого, по-моему, не видно, и как он будет моделировать, я не знаю. Будет механистично…

Ну, собственно, люди тоже пытались, всякие абстракционисты тоже делают что-то абстрактное, потом пытаются объяснять, иногда у них получается хорошо, иногда не очень. И в стихах были эксперименты всякие… Было и хорошее, было всякое, не всё прижилось".

"… С надломленной веткой сирени / Особую чувствую связь"

"Сборник "Подскажет музыка слова…" И новые есть стихи на эту тему. В ноябре, например, опять писал о виолончели – "Мокрая сирень". Был мастер-класс по виолончели. Я не на все попадаю, к сожалению, потому что у меня тоже параллельно идут уроки… "

О тараканах

Сборник "Тараканиада" стоит особняком.

"Динозавры вымерли, а тараканы остались – это известный факт из биологии, из истории… Всё, что нам мешает в жизни, – это вот обобщённый образ таракана. Как он мешает нам? То ли он съедает что-то, то ли у нас отнимает что-то. Читающий эту книгу, наверное, видит своих тараканов, потому что у него – свои проблемы, свои, так сказать, отрицательные образы этого мира, каких-то событий.

Иллюстрации Игоря Шведова. Это мой друг, товарищ. Удивительное совпадение: он представлял мои стихи, когда я вступал в Союз писателей. Такой вот у нас творческий союз образовался: он умеет хорошо рисовать, а я пишу. То есть он свои книги сам может иллюстрировать, я, к сожалению, этого лишён и обращаюсь иногда с просьбой к нему. Он вот и "Белый остров" тоже рисовал. "Праздники души" моя дочка рисовала, поэтому там – другой стиль. У меня есть разные серии и разные стили.

Ещё по мифам у меня тоже есть серия, там иллюстрирует Ирина Владимировна Аникина, из Белорецка художница, учитель рисования, сейчас переехала в Челябинск. Другой челябинский художник иллюстрировал у меня хокку… Для каждого вида книги, для каждой серии, жанра, формы – у меня разные художники.

  • "Тараканиада" – цикл иронических философских стихов. Этот цикл "написан в уральских лесах" во время проведения летних математических школ в Екатеринбурге.

"Интересно, что разные летние и другие школы, разные сборы, "Сириус" и так далее рождают разные циклы. С другими людьми встречаешься. Или там другая природа. Какие-то совпадения. Счастливые, я считаю, обязательно. Они рождают новые поэтические направления. Белорецк – мифы, в частности. "Праздники души" – это ещё и Челябинск, и Белорецк, то есть там я успел всё это осознать в процессе двух школ. Потом уже дальше в разных местах я писал. В этом году опять же вот Белорецк возродил, там много написалось новых стихотворений на эту тему".

"… И нету сил сложить в строку / Слов не шлифованные камни…"

"В Уфе – очень большая интенсивная работа с утра до ночи. "Аврора" – тут мощная работа математически. Это же тоже требует работы души, некоего уединения и свободы творчества, поэтому, когда слишком много чего-то другого, стихи просто вытесняются.

  • Для стихов нужна некая внутренняя свобода, некая внутренняя воздушность, я бы сказал.

Если перекличку делать с тем же "Сириусом", там тоже вот "Ночная песнь" – это типичная ситуация в "Сириусе": весь день работаешь, а ночью можно выглянуть в окошко или выйти на набережную, потому что там тепло и хорошо, и написать потом песню…"

"…Если ты хочешь подумать о Боге – / Молча под Богом постой"

"Сейчас у меня на повестке дня несколько новых книг. "Подскажет музыка слова…" – продолжение, часть вторая, условно говоря. "Белый остров" тоже буду продолжать. И "Мифы…" будут продолжаться, третья часть готова, с предисловием нашей саратовской поэтессы Маргариты Борцовой (тоже член Союза писателей), это издание ещё ждёт своей печатной машины".

  • В передаче также звучат стихи Олега Дмитриева в авторском исполнении.