Учебно-тренировочные сборы математиков на базе регионального центра развития талантов "Аврора" состоялись в башкирской столице в декабре 2023 г. А в физико-математическом лицее № 93 г. Уфы прошел очередной (четвертый по счету) творческий вечер саратовского поэта и учителя Олега Дмитриева. Олег Юрьевич работает с одаренными детьми в каникулярных математических школах по всей России, в частности, в Белорецке и в Уфе. Поэтические циклы "Уфимские облака" и "Белорецкие горы" вошли в сборник "География поэзии".
"И Уфа, и Белорецк – родные, я приезжаю, как к себе домой, очень радостно, и ждешь уже с нетерпением. Летом, в июле, опять приеду. Раньше я и в марте приезжал в Белорецк, но сейчас не получается. Еще встречаюсь с моими родными башкирскими детьми на октябрьской смене в "Сириусе"… Как-то меня попросили подсчитать, сколько дней я провожу за пределами Саратова. Если брать грубо, получается примерно двести дней", – рассказал поэт, член Союза писателей России, профессиональный математик, педагог Олег Дмитриев в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 13 января 2024 г.
Об авторе:
Олег Юрьевич Дмитриев – автор около сорока книг, в том числе сборников "Единостишия", "Белый остров", "Праздники души", "Саратовский дневник", "Подскажет музыка слова…", "Тараканиада", сборников хокку "Грани года", литературных пародий "ЕГЭ на рифах рифм" и других. В 2022 году вышла книга "Избранное. Часть 1".
- В этом выпуске программы "Переплет" новые книги Олега Дмитриева: "Подскажет музыка слова… Выпуск второй", "По дорогам Эллады. Путешествие третье", "География поэзии".
О "Географии поэзии"
Поэтический сборник "География поэзии" включает несколько частей: "Челябинские снега", "Майкопские дожди", "Саратовские ручьи", "Челябинские леса", "Уфимские облака", "Белорецкие горы".
"Эти стихи рождались в этих условиях, в этом окружении природы, людей, событий. Это же география поэзии, все-таки слово "поэзия", я бы сказал, – первично. Поэзия – это состояние души. И главное, чтобы стихи передали вот это состояние души".
О педагогической грани
Олег Дмитриев – шестикратный лауреат всероссийского конкурса учителей фонда "Династия", член центральной предметно-методической комиссии в жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике, с 1979 года работает в жюри олимпиад различных уровней. В 2012 году награжден медалью Педагогического общества России "За педагогическое мастерство".
"Сейчас надо вкладываться в образование очень-очень сильно, поскольку учителей не хватает. Какой-то ручеек есть новых учителей, но это именно ручеек, а нужна целая река, потому что учитель – одна из самых массовых профессий. Я с более продвинутыми (детьми) работаю, у них свои запросы, но для всех категорий детей нужны свои учителя. У одаренных – своя грусть, своя печаль, что вот он не знает еще и этого, им хочется узнать все больше и больше. Сейчас, например, ко мене ходит один ребенок не из Уфы, а из республики, и ему все интересно, потому что, с одной стороны, он уже достаточно сильный: на региональном этапе занял хорошее призовое место, но не самое высокое, лучше всех выступил на муниципальном этапе наряду с уфимскими школьниками, занимающимися во всяких спецшколах и спецклассах. Сейчас интернет еще прибавился, кроме живой книги. И он тоже из интернета смог себе что-то добыть, но живое общение важно. Как раз он-то и спросил, а как узнать свои ошибки, то есть умный ребенок понимает, что ему не хватает, кто ему скажет, что его личное решение вот здесь неправильное. Все равно нужен учитель, наставник, который может выделить, в чем ошибки, от них предостеречь в дальнейшем, наставить на то, что надо доучить какие-то разделы, формулы, теоремы, обратить внимание на такие-то логические повороты неправильные в его постановке. Я называю это обратной связью, и обратная связь очень важна, а для нее как раз нужен учитель. К каждому ученику, конечно, не приставишь по одному учителю, но хотя бы на группу учитель нужен".
Об одаренности, среде обучения и общения
- "Талант – способность решить новую задачу старым способом. Гениальность – способность решить старую задачу новым способом".
"Какая-то предрасположенность все-таки есть. Одни люди хотят путешествовать, условно говоря, у них тяга увидеть новое, так сказать, в природном воплощении. А у других – тяга увидеть новое в абстрактном, научном, не обязательно только в математике. У меня здесь перекличка, рифмовка с поэзией. Есть какая-то внутренняя тяга к поэзии, к звучащему слову. Ребенок чувствует интонацию, внутренний ритм, рифмы и прочее, ему хочется самому написать. А другой к этому равнодушен относительно – просто послушал и все.
Учитель – это тоже призвание, тоже одаренность, на мой взгляд. Причем, можно хорошо уметь решать, но не уметь донести это до детей. Я столько раз сталкивался с олимпиадниками, которые сами хорошо решают, но не могут своим друзьям рассказать, как решать эту задачу. А некоторые могут и у них получается даже лучше, чем у учителя. Потому что ученик на том же уровне находится, что и его товарищ. А мне на этот уровень опуститься иногда тяжело, потому что у меня эта формула выскакивает автоматически, как я ее ни прячу от детей, чтобы показать, что она должна придуматься, родиться здесь и сейчас. А у ученика нет этого автоматического навыка, он только что открыл для себя, что вот так удобней делать, и делится этим на своем примере, и хорошо получается. Кстати, и в "Сириусе", и вот здесь (в центре "Аврора" – Ред.) дети общаются не только с преподавателями, но и между собой. Вот эта среда их тоже воспитывает. Поэтому идея всяких летних, зимних школ, сборов, "сириусов" – она для того, чтобы создать кроме среды обучения еще и среду общения".
О самом главном ресурсе человека и человечества
"Когда я начинал в 90-е годы, у учителей была возможность в неурочное время свободно общаться между собой на любые темы. Можно было поговорить с литератором, историком, с другими математиками, и это общение тоже стимулировало что-то дальше делать у себя, как-то поднимало настроение, крылья прилаживало. А сейчас я прихожу в школу и не успеваю ни с кем общаться. И они тоже, как я вижу, не успевают общаться, потому что у всех – какие-то дополнительные дела, чтобы что-то заработать, потому что здесь мало платят. А ведь как говорил Маркс, свободное время – это самое дорогое в будущем, правда, он говорил, что при коммунизме это будет самый главный ресурс у человечества. И действительно, работа – это работа, а дополнительное развитие совершенно непредсказуемо, то есть чем ты будешь увлекаться – искусством, музыкой, наукой. Ты математик, но захотелось, скажем, физику узнать побольше – это тоже возможно вполне. Мое хобби – поэзия в основном".
О главном в математике и в жизни
"На мой взгляд, главное в математике – как это получить, то есть какими логическими шагами дойти от одного утверждения к другому. Я учу детей именно вот этому содержательному анализу. Это пригодится и вообще в жизни – анализировать, что происходит, почему происходит… Зачем, для чего, ради чего мы живем – это больше философский вопрос, общекультурный, тут , конечно, ответ у каждого свой. Должен быть, по крайней мере. Каждый сам выстраивает приоритеты. Я живу для того, чтобы что-то передать другим. Моя главная цель, главная задача – это передача. Собственно, так я и пришел в олимпиадную педагогику в 1979 году: у меня возникло желание отдать все мои накопленные к тому времени знания и накопленный опыт олимпиадника, то есть дополнительной внешкольной математики, передать другим поколениям. С этого все началось, а потом так в этом и остался. И во всех, так сказать, своих ипостасях я стараюсь передать ощущение математики, именно ощущение математики, потому что образование – от слова "образ". То есть учитель, педагог создает образ предмета, о котором он рассказывает, и образ этот и останется, на самом деле, а не закорючки, скобочки или не скобочки".
Также в интервью:
– о том, как и для чего можно "попросить Васю пересесть" на уроках математики;
– об общей грани математиков и поэтов;
– о лучшем способе учиться на ошибках;
– о концертах живой музыки в "Сириусе" и поэтических откликах на них;
– о том, как некоторые уфимские математики оказались в сборнике "По дорогам Эллады";
– о человечности Уральских гор;
– об обязательстве, данном поэту себе в связи с членством в Союзе писателей;
– об иллюстраторах книг Олега Дмитриева.
В передаче также звучат стихи Олега Дмитриева в авторском исполнении: "Привокзальная площадь", "Любовь", "Рождественская песенка", "Облака", "Строительство дома", "Коррида цикад", "Высота", "Новогодний апельсин", "О Пане и Сиринге", "Будни солнца".