Эпиграф: "оставаться людьми. беречь друг друга. учиться у истории. запоминать жизнь". Автор формулы – Светлана Аюпова, создатель театра-студии "Alter ego", режиссер-поэт, мастер-педагог-учитель для многих поколений ищущих себя юных (и не очень). Каждый сольный поэтический показ в ее исполнении становится праздником для любителей поэзии, а перформансы театра-студии тоже всегда – культурное событие.
В этом выпуске (6 января 2024 г.) программы "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" – Светлана Рифовна и представители нового поколения студийцев Александра Тамимдарова, Саида Шаймарданова, Рамазан Мусин, которые читают и пишут сами, а в 2023 году показали публике поэтический перформанс и готовятся после дошлифовки повторить.
Светлана Аюпова:
"У студии изначально было два названия. Название первое могло бы быть "Сирано-театр". И это Эдмон Ростан. И это про то, что можно читать, смотреть и слушать. Собственно, про путь поэта. Причем во все времена".
Об этом поколении студийцев
Светлана Аюпова: "Они хорошие. Я не знаю, какое будет следующее поколение и будет ли оно у Студии, потому что каждый раз, когда ребята взрослеют, мне кажется, что другого такого не будет никогда. И оно правда так бывает. И когда уходил состав "Холодного сердца", мне тоже казалось, что на этом жизнь завершилась. Но пришли вот эти, с горящими глазами, которые готовы репетировать по ночам в зуме, со мной и без меня, которые приносят какие-то свежие идеи. С каждым поколением это начинается достаточно сложно, полжизни уходит на раскачку, но потом они начинают летать. И мне кажется, что это того стоит.
Это поколение чувствует поэзию. Бывают люди, которым легче изъясняться на пальцах, и тога мы занимаемся пластикой. Бывают люди, которым легче мыслить прозой, и тогда мы рассказываем истории. Я была рада, что ребята захотели делать перформанс по стихам. Такое по нынешним временам встречается не часто. А поскольку поэзия – это образ и ритм, и мне это очень близко, я надеюсь, что мы с ними сейчас говорим на одном языке".
"Стихи растут, как звезды и как розы…"
Светлана Аюпова: "Я очень люблю плавать в стихах. И мне показалось, что если начнет Марина Ивановна и расскажет, что же такое поэзия, то это может послужить хорошим детонатором. Я недавно пересматривала запись одно из своих поэтических показов, и там были совершенно позорнейшие ошибки – я поняла, что в какой-то момент я себя отпустила и начала по второму, по третьему разу читать одно и то же. Я ухожу в плаванье. (Смеется.) Правда. В какой-то момент ты себя начинаешь чувствовать в море".
"Смотрю на море жадными очами…"
Саида Шаймарданова: "Это стихотворение я читала на перформансе. Это Зинаида Гиппиус, "Море". Мне очень близка тема моря. В детстве я очень часто посещала юг. И, наверно, это одни из самых ярких воспоминаний моей жизни. Когда я читаю это стихотворение, я стараюсь передать ощущение того, что я хочу, чтобы это море забрало меня. Потому что каждый раз, когда я приезжаю на море, я захожу в воду по колено и разговариваю с ним".
"Простись со мною, мать моя…"
Александра Тамимдарова: "Есенин – это мой любимый поэт. Я не знаю, как так получилось, но из всех, кто мне попадался в школьной литературе, в свободном чтении (не знаю, как это назвать), именно Есенин, именно Сергей Александрович. Я не знаю, почему. Что-то дает мама, например, Друнину. Мама любит поэзию. Она не филолог, ее работа связана с двигателями. У моей мамы – мама филолог, то есть моя бабушка филолог".
"У всего есть предел: в том числе у печали…"
Рамазан Мусин: "Это стихотворение "въелось" в голову после перформанса. В принципе, Бродский очень близок оказался. Он много говорил о пространстве, и здесь в том числе, что вот какой-то такой простор немного пугающий".
О чтении стихов вслух
Рамазан Мусин: "Читать еще уметь нужно, вот в чем дело".
Вед.: "Умел ли читать Бродский?"
Рамазан Мусин: "Да, но если пытаться делать, как он, то будет похоже на пародию, мне кажется. Когда я читаю сам про себя, такое ощущение, что как-то начинаю отсутствовать здесь и появляюсь где-то там, в книге. А когда читаю уже вслух, мне кажется, что я, может, и учусь, но плохо умею это делать".
Вед.: "Что значит уметь читать стихи? Есть же такая запись, где звучат голоса того же Есенина, Маяковского, Блока… нараспев, с завываниями. Они не умели читать свои собственные стихи?"
Рамазан Мусин: "Мне кажется, это совладать с самим собой и со своей устной речью. А поэты – они мыслители. Не скажу, что мне не нравятся эти записи, просто вот эта манера подачи трудно перекладывается на наше время, наверное, более материальное".
Светлана Аюпова: "Были такие вечера с мелодекламацией, когда чтение предполагало такое распевание текста, на это накладывалась музыка. Но поэты читают так, как они чувствуют. И таких шаманов как Бродский не так много. Но ни в коем случае я бы не стала сравнивать, как читает сама Анна Андреевна, и как Анну Андреевну читает, скажем, Алла Сергеевна Демидова или Алиса Бруновна Фрейндлих. Актерское чтение – это актерское чтение, а поэт читает свою звукопись. Мне очень нравится следить за звуком. К сожалению, многие читают поэзию, как историю. Это не история, на мой взгляд. Поэты шаманят".
Также в интервью:
– "Я всегда за честность…", – еще о том, как читают стихи, и какое воздействие это оказывает;
– "Какой-то Пушкин написал, а мне теперь учить…", – о школьных уроках литературы;
– "Это вольтова дуга…", – о том, важны ли зрители на поэтических показах;
– "Всех подарила…", – об актерском составе спектакля "Холодное сердце";
– "Не бояться быть беззащитным…", – о том, что значит "оставаться людьми";
– "Не хочется жить в лесу, но если останется только прогресс…", – еще о людях;
– "Если не чувствуешь, ты не живешь…", – еще о человеческом;
– "Для меня самое главное – пересилить себя…", – о том, ради чего все;
– "Быть рядом…", – о том, как беречь друг друга;
– "Меня удивило, что эти мальчики на необитаемом острове очень быстро потеряли царя в голове…", – о плохом примере.
В "Переплете" звучат стихи участников передачи:
Светлана Аюпова: "В том возрасте, в котором сейчас пребывают ребята, я писала. Не сочиняла, а писала, скажем так. В какой-то момент я поняла, что если я читаю Цветаеву, мне надо читать Цветаеву, не надо тут ходить и делать вид, что я поэт. Но раз в год, когда я бываю в Петербурге, из меня прорастает. Оно не может не прорасти, потому что с этим городом – удивительное родство, и город весь насквозь пропитан поэзией, и, видимо, он дает какой-то импульс. Прошу прощения, я правда не отношусь к этому, как к поэзии, но…
Булыжной лавой льется холод линий…"
Рамазан Мусин: "Я, наверное, только года два пишу что-то более-менее меня удовлетворяющее. До этого было что-то очень претенциозное и абсолютно бессодержательное. А когда я начал свое самолюбие немного подавлять и больше гнаться за образом, идеей, каким-то ощущением, это начало быть чем-то, как мне кажется, стоящим.
Моя усталость висит на шторах…"
Александра Тамимдарова: "Это началось году в (20)20-21-м. Невзаимная любовь, классика жанра. Продолжила из-за этого же чувства. Потом из-за взаимной любви. А потом – из-за потерь. Недавнее, пока я не стала его ненавидеть:
Твой уход оставил след…"
Саида Шаймарданова: "Я начала писать стихи примерно в двенадцать лет, и это было ради шутки, сочиняла какие-то смешные куплетики для подруги. И мы вместе над этим смеялись. Уже не помню, в какой точно момент для меня это стало чем-то особенным. Я не могу не писать, есть в этом какая-то необходимость: запечатлеть состояние, возвращаться к этому. Как самовыражение поэзия для меня – одна из самых совершенных форм. Я буду читать стихотворение, которое я бы хотела посвятить нам всем:
Отключи борьбу, дай себе свободу…"
А также в "Переплете":
– "Постойте, так что же там было в начале…";
– "Господи, куда я попал…";
– "Для меня Студия – маленький островок, где мои единомышленники…";
– "Должен быть невысокий порог вхождения…";
– Светлана Аюпова: "При желании можно найти себе массу входов, окошек, дверей…".
И еще в "Переплете" гадаем по книге хокку.