Проект:

Переплет

Игорь Фролов: "Мужчин феминизировала цивилизация, которую они создали ради женщины"

"Переплет" на стыке зимы и весны, мужского и женского с автором военной прозы и лирических произведений о любви.
  • Игорь Фролов: "Мужчин феминизировала цивилизация, которую они создали ради женщины"

"Раньше я думал, что проза – мужское дело, а поэзия – женское. Теперь я убежден, что и проза – женское дело, потому что женщина видит все вокруг. Психологи знают, что у мужчины тоннельное зрение – он видит цель, а женщина, даже если не смотрит по сторонам, она видит все сразу. И вот это "все сразу", может быть, ей мешает достигать цели, но зато, если уж женщина взялась за творчество… С возрастом я все глубже понимаю, что женское начало в мире – это и есть творчество. А мужское дело, наверное, все-таки такое простое и конкретное: строить, воевать, защищать, добывать. Недавно я узнал, что, оказывается, ум по наследственности не от мужчины достается ребенку, а от женщины. Я, конечно, сначала обиделся на такое известие, но потом я понял – ну, конечно!" – сказал Игорь Фролов в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 8 марта 2025 г.

Игорь Александрович Фролов – писатель, литературный критик, публицист, исследователь литературы. Печатается с 1996 года. Финалист премий им. И. П. Белкина, им. Бунина, "Чеховский дар" и др. Член Союза писателей России. Ветеран войны в Афганистане (около 500 боевых вылетов, орден “За службу Родине в ВС СССР” III степени). Автор книг "Бортжурнал 57-22-10", "Теория танца" и многочисленных публикаций в толстых литературных журналах России.

О празднике любви

"Я должен поздравить сегодня всех женщин с праздником любви, потому что это не просто какой-то праздник, который Клара Цеткин и Роза Люксембург придумали когда-то. А теперь это уже праздник нашей любви к вам. И вот о том, что женщина спасет мир, тут даже спорить нельзя, потому что мир – это женщина, женщина – это мир. Я помню, у Маши Кучумовой, нашего прекрасного уфимского поэта, есть стихотворение о том, что женщина – это бог. Я всегда с этим соглашаюсь, потому что женщина – это главное, что есть в нашей жизни. Поэтому женщина есть бог. Бог спасет мир. Любовь спасет мир".

О военной литературе

"Когда писали участники Великой Отечественной войны, там была государственная программа поддержки, их обучали в литературных институтах, был институт редакторства и так далее, и так далее, а сейчас все это исчезло. <…> Когда начали писать "афганцы", "чеченцы", то оказалось, что это, в общем-то, и не востребовано. Пока что я наблюдаю Z-поэзию, определенный такой слой. Да, с поэзией все быстрее, чем с прозой. Чтобы написать настоящую прозу, нужно отступить во времени. Через какое-то время они начнут писать. И вот в то время, когда они начнут писать, надо чтоб был социальный заказ на эту литературу".

О самом главном для писателя

"Самое главное для писателя – не гнаться за премиальным процессом. Надо просто написать свой роман, единственный, который ты можешь написать. Свою главную книгу. Может быть, его не напечатают. Может, напечатают, и он не выстрелит. Но для начала – напиши честный роман, честную поэзию. А дальше ты либо станешь писателем и будешь продолжать, либо останешься самим собой".

О патриотизме

"Патриот – это человек, который готов отдать жизнь за Родину. Но для этого его нужно воспитывать с детства. То есть он должен верить в то, что Родина его тоже не предаст. И что такое Родина он должен знать, как за нее воевали. Он должен читать. И эти книги могли бы стоять и в школьных библиотеках, и в колледжах, и в армии в красных уголках. Можно было бы сделать и большую серию, и маленькую, такой шорт-лист ударных произведений, начиная со "Слова о полку Игореве" – я считаю, это величайшее произведение искусства".

О поддержке

"Когда ты на войне, тебе не хочется слушать про войну, надо что-то о мире, о будущей жизни, о любви обязательно, потому что там ты всегда на войне. Ты всегда думаешь о том, как было хорошо и как будет хорошо, когда ты вернешься, что ты вернешься в рай. Даже все самое плохое, что было в мирной жизни, кажется самым хорошим. Поэтому для тех, кто воюет, не нужно говорить о войне. Я так считаю".

О творческих планах

"У меня в работе два романа. Я пишу свою семейную сагу. Роман о войне пока висит. Когда война закончится, дай Бог всем мира, я его продолжу, может быть. Потом есть задумки об институтском романе, о школьной повести… Короче, много планов. Было бы время. Но сейчас прекрасное время воспитания маленького ребенка".

Также в интервью:

– "Теперь он прикован к компьютеру", – о большом ребенке и его игровом начале;

– "Это мутант, которого женщина создала из себя для своей защиты", – еще о мужском и женском;

– "Литературу всегда двигала война, начиная с Гомера", – о воинственном тезисе;

– "Туда можно добавлять и любовь, и воспоминания о мирной жизни", – о концентрате искусства;

– "Это веселые истории о службе и о войне, они родились 20 лет назад", – о "Бортжурнале";

– "Это смех не нервный, он – оздоровляющий", – о юморе "Бортжурнала";

– "Я был в бешенстве и сказал, что лучше бы назвали "Водопроводчик", – об издании "Бортжурнала" в издательстве "Эксмо";

– "Я вдруг понял, что писать о войне во время войны я не могу", – об "Охоте на льва" и молчании военной музы;

– "Я пишу только о том, что я пережил", – об "аранжировщике собственной биографии";

– "Я послал предложение, но ответа не получил", – о выпуске специальной военно-патриотической серии книг прозы и поэзии;

– "Дети вопросов не задают", – о встречах со школьниками в библиотеках и разговорах о мужестве;

– "Больше мы любили фильмы об индейцах", – о старом кино, которое было снято специально для детей;

– "В литературе о войне "синтаксическое излишество" может быть излишне", – об особенностях языка;

– "Новые реалисты ушли, я считаю, потому что они были проходным, переходным моментом", – о литературном процессе;

– "Я не знаю, что из нее получится, но сама эта идея мне понравилась", – о писательских резиденциях и питательном литературном "гумусе";

– "Мне нравится разноголосица, из которой потом, может быть, что-то и вырастет", – о текущей литературной ситуации;

– "Считаю, что родителям надо производить отбор", – о разнообразии современной литературы для детей.

– "Нужно пытаться сделать то, чего никто до тебя не делал", – о разговорах со старшим сыном;