Проект:

Переплет

В "Переплете" рассказали, как сохранить общий семейный культурный код

Ко Дню семьи, любви и верности – встреча с идеальной литературной семьей, в которой дар писательский счастливо соединяется с читательским.
  • В "Переплете" рассказали, как сохранить общий семейный культурный код

"Мы сейчас находимся в переходном периоде. Молодые люди, как через шлюзовую камеру, идут в будущее, в котором уже совершенно другие реалии. И их дети, наверняка, будут "чистыми", так сказать, безлитературными, алитературными, а литература останется на уровне частного удовольствия. Потому что литература сама по себе родилась, как возможность передавать информацию на расстоянии, когда не было аудио и видео. А сейчас, когда можно сразу на тысячи километров передать информацию голосом и видео, отмирает сама литературная база. И, видимо, те зоны мозга, которые тысячелетиями развивали нас, они будут задействованы в других развивающих программах, внелитературных", – сказали в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" в субботу, 12 июля 2025 г.

О семье Фроловых:

Игорь Александрович – глава семьи, писатель, критик, публицист, исследователь литературы и литературных загадок.

Александра Игоревна – мама Саши и Вани, юрист, к.ю.н., пишет прозу (повесть "Мурка" опубликована в журнале "Урал", № 12, 2020), имеет литературоведческий опыт ("Магия Игоря Фролова: взгляд влюбленного читателя", журнал "Бельские просторы", №6, 2018 г.), ведет книжный клуб.

Александр Игоревич – ученик 5 класса уфимской школы, читает книги (читать научился в 3,5 года), пишет стихи, автор гимна одной фантастической страны и сборника "Сашина книга. От 2 до 5".

Разговор о настоящем и будущем, о книгах и интерактивном кино, о роли чтения в формировании личности, о пользе книжных клубов и о том, как сохранить семейный культурный код.

Несколько цитат:

"Труд сделал из обезьяны человека, но, я думаю, умным человека сделала литература".

"Литература – это история человека и вот уже и андроида".

О живом и искусственном

"Я считаю, что человеку бы сейчас удержаться на своем месте рядом с искусственным интеллектом. Я всегда считал, что человек делает ту же самую эволюцию, что сделал Бог, только Бог это сделал в живом виде, а человек – в техническом, и ему как раз не хватало водрузить на этого технического "динозавра", которого он создал, мозг. И вот теперь этот мозг появился. Когда Бог создал человека, животные стали "братьями нашими меньшими". Чтобы мы не стали "братьями меньшими" у искусственного человека, может быть, нам нужно возглавить этот ИИ, как говорится, не можешь победить – возглавь! Нам надо быть умнее его. И тут, может быть, литература даже будет отвлекать и расслаблять, потому что литература все-таки делает нас добрее, мягче. А человеку, возможно, придется быть жестче в борьбе, в конкуренции с тем, что он сам создал".

Об интерактивности

"Интерактивное кино – это очень интересная вещь. К этому и должно идти искусство, чтобы зритель не просто следил за тем, что происходит, но и участвовал".

О примере Ихтиандра

"Я могу ругаться на (виртуальные) игры (сына), но я все время вспоминаю Ихтиандра, который говорил: "Отец, можно я сегодня буду спать в море?" А отец отвечал: "Нет. Ты должен спать и в море, и на земле, иначе у тебя откажут и жабры, и легкие". Вот так же и я говорю: Ты играешь, но ты и читать тоже должен".

О книжном клубе

"Это время, когда люди собираются и говорят о вещах, которые никакого практического значения в их жизни не имеют. Вот это меня всегда завораживает, что мы сидим и говорим не о том, как повысить продажи, где достать денег и так далее, а о каких-то вещах, которые вроде бы ничего не значат, а в то же время так много значат для каждого и всегда. С особенным чувством все расходятся с этих заседаний".