Проект:

Переплет

"Испытание войной они прошли достойно" – в "Переплете" вспомнили писателей-фронтовиков

О том, что литературу мы "проходить" не должны, что "звучащая речь формирует душу", и о многом другом – в новом выпуске программы "Переплет".
  • "Испытание войной они прошли достойно" – в "Переплете" вспомнили писателей-фронтовиков

"Писатели, поэты-фронтовики создали удивительное творчество, которое никогда не потеряет своей свежести, своей актуальности, потому что обращено к вечным темам любви, созидания, труда. Они показали образцы достойного поведения. Как можно и как нужно работать. И когда воспевают человека труда, испытываешь особую гордость. Вот это то, что должно входить в сознание наших детей", – сказала автор словаря "Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации" Лилия Муллагалиева в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 19 апреля 2024 г.

О герое передачи:

Лилия Канафовна Муллагалиева – доцент кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики Акмуллинского университета, кандидат педагогических наук. Лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Абсолютный победитель конкурса "Учитель года Башкортостана — 2021", резидент клуба "Учитель года столицы Башкортостана". Наставник будущих педагогов, тренер действующих учителей. Автор многих мастер-классов, посвященных концептам русской культуры в межкультурной коммуникации. Победитель республиканского конкурса лучших практик и моделей по обучению русскому языку и других профессиональных конкурсов.

Об испытании

"В произведении Алексея Толстого "Русский характер" на первой странице звучит мысль, что война делает человека настоящим, всякая шелуха с него слезает и остается в человеке ядро. И ядро у наших с вами поэтов, писателей-фронтовиков, безусловно, было чистое, прозрачное. Настоящая сильная душа дает нам такие чистые хорошие глубокие тексты. Да, действительно, испытание войной они прошли очень достойно. Не все могут его пройти. Это очень серьезное и страшное испытание. Испытание войной, испытание любовью. Мы в литературе можем проследить, как человек их выдерживает. И мы видим, что достойный человек с успехом проходит. И мы видим: вот она, красота души, о чем всегда говорим на уроках литературы".

О поликультурности

"На уроке мы работаем с текстами, читаем, анализируем, отвечаем на вопросы и видим картину мира писателя. Мы видим, какие ценности для него являются самыми главными. Какие он использует изобразительно-выразительные средства. Как красив его язык, какой он певучий, выразительный. И мы видим, что наши поэты, писатели башкирской земли – уникальные таланты. И показать талант мастеров слова, которых подарила нам башкирская земля, – одна из задач, стоящих перед учителем словесности, потому что согласно новым стандартам образования мы должны сформировать уважительное отношение к представителям других культур, других мировоззрений.

  • Мы не должны замыкаться в рамках только своей культуры. Поликультурность, полиязычие – вот это очень важно. И у нас есть все инструменты для успешной работы в этом направлении".

О педагоге-мастере

"Конкурс "Педагог-мастер" открывает учителям возможность поделиться своим педагогическим опытом. В течение следующего учебного года я буду проводить мастер-классы для педагогов. И не только для учителей словесности – ко мне могут записаться учителя, которые ведут разные предметы в школе. Я буду рассказывать о новых приемах, новых методах, которые позволят сделать изучение предметов более глубоким, более интересным. Я буду говорить о метапредметности, о концептах культуры. Поэтому, уважаемые учителя, пожалуйста, приходите".

О концепте культуры

"Концепты – это универсальные философские категории, которые вечны. Они укоренены в нашем национальном сознании. И трансляция содержания концепта, осмысление, как он реализуется, выражается в каком-то литературном произведении, – это очень плодотворное направление работы учителя-словесника.

О творчестве учителя-словесника

"Погружение в тот прекрасный художественный мир, который рисуют нам поэты и писатели нашей земли, – это одухотворение человека, это воспитание человека. Язык, культура, литература – это богатое поле, которое снабжает нас, учителей, смыслами, значениями. Поэтому, конечно, для меня эта научная тема – плодотворнейший материал. Это для меня творчество. Я нахожу в этом огромную радость. И на своих мастер-классах буду для педагогов показывать, как тот или иной художественный текст реализует содержание концептов культуры".

О смысловых оппозициях

"Правда осознается как правда постольку, поскольку в нашем сознании есть представление о лжи. Также понимание войны опирается на осмысление ценности мира. Конечно, вот эти смысловые позиции, базовые противоположности помогают нам осмыслить мир, понять свое место в этом мире и выработать правильные ценности. Ценность мира, ценность света, ценность знания понимается нами как раз в этом противопоставлении, вечной борьбе противоположностей. И мы выбираем свет, созидание, добро".

Также в интервью:

– "Сердца учеников "глаголом жечь" – это значит мотивировать, вдохновлять", – еще о новых стандартах образования и надпредметных компетенциях;

– "Символ памяти, очень красивый образ", – о гвоздике, цветке и концепте;

– "Обращение к глубоким ярким текстам позволяет раскрыть богатство концепта", – о добром проекте;

– "Роман о войне, но и о мире, созидании, любви", – о произведении писателя-фронтовика Яныбая Хамматова "День рождения";

– "Я много обращаюсь к его поэтическим произведениям – они очень ярко и очень убедительно раскрывают содержание концептов культуры", – о лирике Назара Наджми;

– "Здесь автор очень удачно использует прием цветописи", – о стихотворении "Черная земля моя родная";

– "В нем содержание концепта "сестра" раскрывается по-новому", – о стихотворении Тухвата Мурата;

– "В этом выражении нет глагола", – о молодежной стратегии "туда-сюда миллионер";

– "Глагол "трудиться" должен выливаться и в наш собственный пример", – об уроках труда;

– "Замечательный отклик нашло стихотворение Бродского", – о разговоре о любви в 10 классе;

– "Форма, которая может весьма убедительно воздействовать на массовое сознание", – о рэп-культуре;

"Наши старшие школьники, по сути, почти ровесники героев", – о сопереживании;

– "Мы литературу "проходить" не должны", – о том, что литературу надо изучать;

– "Звучащая речь формирует душу", – о важности чтения вслух;

– "Концепт "конь" очень интересно укоренился в языковой картине мира разных народов России", – об особом разговоре;

– "Он близок и интересен человеку любого времени", – о настоящем творце;

– "Его наследие – отправная точка для того, чтобы читать современную литературу", – о Пушкине как концепте культуры;

– "Мы гордимся тем, что являемся частью клуба", – о команде "Учитель года столицы Башкортостана".

Слушайте также разговор в "Переплете" о концепте "пряник".