Проект:

Переплет

Автор словаря реалий русской культуры: "Читать всегда модно и интересно"

Кнутом или пряником? О воспитании, о концепте "пряник" в русской языковой картине мира, о важности эмоционального интеллекта и многом другом.
Автор словаря реалий русской культуры: "Читать всегда модно и интересно"

"Разные концепты, называющие и материальную, и духовную культуру, образуют нашу замечательную языковую картину мира. И эта картина мира носит надпредметный характер. Сейчас много говорят о метапредметных компетенциях. Действительно, школа должна дать нам метапредметные знания, то есть они выходят за рамки каких-то отдельных дисциплин. И понятия "правда", "истина", "справедливость", "добро" звучат на разных уроках. Мы говорим о справедливости, о совести и на уроках обществознания, и на уроках истории, и русского языка, и литературы. Это надпредметные понятия, они универсальны, и их постижение говорит о том, что мы формируем мышление совершенно нового уровня, критическое мышление. Оно позволяет увидеть, что все, что происходит, – есть движение человека, его эволюция от простого – к сложному. А иногда мне кажется, что и от сложного – к простому. Человечность побеждает. И наши русские писатели были, остаются и всегда будут критерием нравственности, эталоном правды, эталоном справедливости. Поэтому читать всегда модно и всегда-всегда интересно", – сказала Лилия Муллагалиева, автор словаря "Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации", автор мастер-класса "Изучение концептов русской языковой картины мира как осмысление духовной истории России" в программе "Переплет" на "Радио России-Башкортостан" 21 декабря 2024 г.

Несколько слов о герое выпуска

Герой этого "Переплета" – один из самых выдающихся, на мой взгляд, учителей-словесников Уфы Лилия Муллагалиева. Лилия Канафовна так рассказывает о концептах и прочих чудесах лингвокультурологии, что влюбляешься в русский язык и литературу еще сильнее, хотя думал, что сильнее уже некуда. Радуюсь за учеников гимназии им. Г. Альмухаметова, где Лилия Канафовна продолжает преподавать, и за студентов Акмуллинского университета, где она служит доцентом кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики и вдохновляет будущих учителей. Радуюсь и за наш клуб "Учитель года столицы Башкортостана", где она – один из активнейших резидентов как абсолютный победитель конкурса "Учитель года Башкортостана – 2021 г.", и за все учительское сообщество, с которым кандидат педагогических наук щедро делится опытом. И тут самое время поздравить Лилию Канафовну с недавней наградой – это диплом за 1 место в республиканском конкурсе лучших практик и моделей по обучению русскому языку.

О прянике любимом

"Пряники – это примета не только праздничного стола. Это лакомство, которое традиционно на Руси и в России было одним из любимых, можно было увидеть и на крестьянском, и на царском столе. Пряник – от "пряный", "пряность". Этимология слова очень интересна. И мне, как филологу, когда я собирала материал для своего словаря реалий культуры, было очень важно понаблюдать над тем национально-культурным своеобразием, которое называет это понятие, и посмотреть, какие ассоциации существуют. "Пирог", "коврижка", "пряник" – это целый пласт русской культуры, так много традиций, поверий с этим связано. Например, на Прощеное воскресенье в последний день Масленицы вручали старшему поколению в качестве подарка пряники.

  • Для меня пряник – это вкусное лакомство. Мама у меня – кондитер, она сама очень вкусно готовила пряники. Конечно, это праздник, это радость, это счастье, это ожидание Нового года и яркая примета Рождества".

О прянике разгонном

"Но есть и такие веселые традиции, связанные с "разгонным" пряником: если гости засиделись, хозяева могли предложить им разгонный пряник, мол, дорогие гости, пора и честь знать".

Кнутом или пряником?

"Пряник и в русской культуре, и в русской литературе очень ярко отразился и является своеобразным фрагментом русской языковой картины мира. С ним связано много литературных произведений. В рамках наших педагогических дискуссий о том, какие методы выбирать, можем обратиться и к русской литературе. Например, Виктор Петрович Астафьев, 100-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году, создал замечательное произведение "Конь с розовой гривой". Дети читают, изучаем, отвечаем на вопросы и даже пишем сочинения. Бабушка главного героя демонстрирует очень мудрую идею воспитания добром, справедливостью, человечностью. Понятно, что ребенок совершил проступок, обманул бабушку. Он раскаивается в этом. Бабушка пожурила, поругала его, но, тем не менее, привезла пряник, который она своему любимому внуку обещала.

  • Только человечностью, терпением, мягкостью можно воспитать доброго человека.

Он этот пряник никогда не забудет. Он не забудет и свой обман. И вот эти слезы раскаяния, которые описывает автор, – это очень чистые слезы. Человек растет, взрослеет и, глядя на своих добрых дедушку и бабушку, впитывает самые правильные добрые начала. Я уверена, что такой ребенок, выросший в любви, будет достойным человеком. Легче, может быть, иногда выбрать кнут, легче быть жестоким, строгим, но только любовью, своеобразным пряником можно добиваться, мне кажется, больших результатов. Об этом размышляет и наш замечательный писатель Мустай Карим в романе "Таганок".

О диалоге культур и поколений

"Виктор Петрович Астафьев, «Конь с розовой гривой». И другой современный наш писатель – Виталий Сероклинов – создает замечательный рассказ "Пряники". Как раз об этом произведении я и говорила в рамках своего мастер-класса. "Пряники" Виталия Сероклинова – история о том, что побеждает человечность. Я смотрела, что пишут в комментариях читатели рассказа. Они все отмечают, что "вот это вот по-мужски", "вот это вот я уважаю", "два настоящих мужика – отец и участковый". <…>

  • В мастер-классе большое внимание уделялось духовной истории России. Что это такое? Это становление важнейших духовных основ нашей страны и нашего национального характера. Я считаю, что именно человечность – фундаментальная основа нашего бытия, и от человека мы движемся к человечности.

Для меня очень важно, когда в русской литературе мы видим диалог между разными авторами. Астафьев – это середина 20 века, а Виталий Сероклинов – это наш современник. Получается, что Астафьев и Сероклинов – это люди разных поколений, но для них одинаково важны человечность, доброта, отзывчивость, милосердие, и мы понимаем, что эти ценности – вне времени, они универсальны, они всегда будут важны для людей любой национальности, любой религии. Это все будет всегда важно. И русская литература, когда несет вот эти смыслы высокие вечные, она, действительно, открывает сердца. И поэтому мы и погружаем наших учеников в этот диалог авторов, диалог поколений. И я рада на уроках русского языка как родного читать с ребятами и в 10 классе, и в 11 классе такие замечательные произведения современных писателей. И они откликаются на этот разговор".

О словах года

"Считаю, что "учитель" и "наставник" – это слова года. <…> Я бы взяла еще слово "Акмуллинский" – работаю в замечательном вузе, передаю свой педагогический опыт студентам, которые мыслят себя учителями и пойдут в школы. "Концепт культуры" для меня был и остается важным, потому что в этом направлении продолжаю работать. Конечно, "семья". Понятно, что есть и какие-то сиюминутные понятия, которые актуализуются в связи с определенными событиями, вот сейчас – "Новый год" – это тоже реалии русской культуры, целый пласт культурный, литературный нам открывает.

  • Но вне времени для меня – Пушкин, Мустай Карим, понятие "память", "Великая отечественная война" как концепт истории и культуры".

О героизме по Мустаю

"Очень много говорит Мустай Карим в финале (книги "Таганок" – Ред.) о том, из чего складывается подлинный героизм. Это не показное действие, а то, что идет от души, настоящее. Человек просто хорошо работает или защищает свою Родину и делает это добросовестно и спокойно. Вот это герой. И это хорошие добрые правильные тексты, которые надо брать на урок, читать, обсуждать".

Еще о концептах

"Текстоцентрический подход, на мой взгляд, очень разумный и очень правильный. Слово в тексте надо смотреть. И вот этот ценностный мир писателя становится нам ближе. Концепт позволяет развернуть смысл текста. Концепт актуализует тот или иной замысел, идею писателя. Об этом все наши лингвостилистические, лингвокультурологические анализы на уроке.<>.

Для меня направление "концепты русской культуры в диалоге культур" было и остается плодотворной темой, в рамках которой я работаю, мне интересно. И вот сейчас, когда я выступила с мастер-классом, я для себя новые горизонты увидела: действительно, концепты надо вплетать в разговор о духовной истории страны, эволюции духа, развитии наших нравственных начал – все это важно, и все это для меня очень интересно".

Об особых уроках и эмоциональном

"В новых стандартах образования, в новой федеральной программе по русскому языку одной из важнейших задач обозначено формирование эмоционального интеллекта. Безусловно, мы всегда учим сопереживать, сочувствовать героям, но ведь не только на уроках литературы. Например, у слабого ученика, которого ругали на уроках по русскому за ошибки, возникает стойкая антипатия к урокам русского языка. А вот уроки русского языка как родного могут воспитывать интерес к русскому слову через переживание. Через отклик он может прийти постепенно к пониманию языка как системы и потом станет и писать грамотнее, и говорить грамотнее.

  • Я считаю, что эмоциональный интеллект – это очень важно. Именно через него мы можем от сердца к разуму прийти, от простого – к сложной системе языка".

О примерах и вдохновении

"Воспитать человека – главная задача школы, была она и есть, и будет. Откуда мы берем вдохновение? В русской литературе. Где мы возьмем пример достойного, совестливого, высоконравственного человека? В русской литературе. Как совершить правильный нравственный выбор? Прочитай, пожалуйста, "Капитанскую дочку" Пушкина, произведение классическое, кстати, одно из лидеров среди тех, которые дети приводят в качестве аргументов в сочинениях, одно из любимейших. Вот эта идея – береги честь смолоду – ее подхватывает и Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих "Письмах о добром и прекрасном". Его тексты мы тоже читаем, они тоже вне времени.

  • Да, действительно, литература рождает мысль, образ, вдохновляет, а если любишь то, о чем говоришь, полюбят и твои ученики".

Также в интервью:

"…в гроздьях сочный виноград, пряник золоченый", – что вешали на ёлку в 19 веке;

"Концепт – важнейшее понятие культуры", – о том, что концепты связаны с эмоциональным переживанием;

"Это положительное понятие, связанное с миром семейных традиций, любви, поддержки в семье", – еще о концепте "пряник";

"… заедает она пряником печатным", – о том, какой пряник называют печатным и почему;

"Есть и русская сказка, более добрая", – о разных пряничных домиках;

"Мотив для русской литературы важнейший, связан и с ожиданием, и с надеждами, и с изменениями в судьбе человека", – о концепте "окно";

"Мне очень нравится, как они обращаются ко мне", – о китайских студентах и слове "Учитель";

"Удивились, как мудро показаны разные семьи, но всегда побеждает только любовь", – о фильме по мотивам произведения Мустая Карима;

"Кому мы передадим все, что нами создано? Мы должны передать не слабым и безвольным. Мы должны передать тем, кто умеет принимать решения, постоять за слабых, бороться с неправдой. А как это получить, если ребенок во всем ограничен?" – о вредности гиперопеки, чрезмерного контроля и давления в воспитании;

"Делиться – это очень правильная черта. Как говорят, подели по-братски. А как это по-братски? То есть другому – больше, а себе – меньше", – еще о рассказе "Пряники" и не только;

"Пушкин – это тоже концепт русской культуры, который вне времени", – о слове года;

"Мне посчастливилось в жизни встретить замечательного наставника", – о профессоре Башкирского государственного университета Лене Галеевне Саяховой;

"Книга описывает около 90 концептов русской культуры", – о курсе для старших классов школы под названием "Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации";

"Педагогический стаж некоторых наших династий насчитывает более 2000 лет", – об участниках конкурса "Лучшая педагогическая династия", который проводился в Акмуллинском университете в 12-й раз и второй раз в формате всероссийского; в нем участвовали более 150 семей из 52 регионов России;

"Приглашаем всех старшеклассников смотреть в прямом эфире", – об "Университетских субботах", которые собирают самых интересных преподавателей с межпредметными, метапредметными мастер-классами.