Порядок государственной регистрации недвижимости и причины приостановок

Еженедельно по понедельникам, специалисты Росреестра и Роскадастра РБ отвечают на вопросы, связанные с узаконением недвижимости.
Порядок государственной регистрации недвижимости и причины приостановок

Все мы знаем, что любые процедуры, связанные со сменой собственника недвижимого имущества, обязательно должны завершаться регистрацией права на недвижимость в Росреестре. Именно государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. А оспорить данное право после проведения регистрации можно только в судебном порядке.

Поговорить подробнее о госрегистрации прав мы пригласили в студию заместителя руководителя Управления Росреестра по Республике Башкортостан Александру Жданову.

Расскажите, пожалуйста в каких случаях необходимо регистрировать права на недвижимое имущество?

Необходимо регистрировать права на недвижимость в случаях наследования, покупки, обмена или дарения, строительства объекта, если объект недвижимости не зарегистрирован в Едином государственном реестре (например, был оформлен в собственность в «старом порядке», до 31.01.1998), аренда жилого помещения сроком более 1 года также подлежит регистрации.

А каков порядок проведения государственной регистрации прав?

Во-первых, это прием документов, необходимых для государственной регистрации прав у сторон сделки.

Давайте подробнее нашим слушателям разъясним – как это можно сделать.

Прием бумажных документов осуществляется в любом удобном для заявителя офисе МФЦ (вне зависимости от места расположения объекта недвижимости). Обратиться в Росреестр также можно в цифровом формате – через «Личный кабинет» сайта Росреестра или портал Госуслуг. В некоторых случаях подать документы за заявителя могут органы госвласти и муниципалитеты, нотариусы, застройщики, кадастровые инженеры (в части кадастрового учета), работники банков, риелторы, в том числе, используя свои веб-сервисы. В частности, с 1 марта 2025 года юридические лица будут обязаны обращаться в Росреестр за получением услуг только в электронном формате.

Насколько мы знаем, сейчас и МФЦ вам передает цифровые документы?

Да, все верно. Мы полностью перешли на безбумажный документооборот. Теперь документы, которые заявители сдают в МФЦ, переводятся сотрудником приема в электронный формат, заверяются его цифровой подписью и направляются по электронным каналам в Росреестр для правовой экспертизы. Готовые документы в виде выписки из реестра, которая удостоверяет регистрационные действия, по этим же каналам связи уходят обратно в многофункциональный центр на выдачу заявителю. Благодаря такому подходу удалось значительно сократить сроки оказания услуг, так как не тратится время на транспортировку документов.

А существуют причины, по которым сотрудник МФЦ может отказать в прием документов по услугам вашей службы?

Основаниями для отказа в приеме документов являются непредъявление документа, удостоверяющего личность, или отказ его предъявить и наличие подчисток или приписок в документах. Отказ в приеме заявлений в других случаях не допускается.

Какие же следующие действия, когда документы попадают в Росреестр?

Следующий этап – это исключение причин возврата документов без рассмотрения при наличии оснований таких оснований. Таким причин всего семь:

- документы, поданные в электронном виде, не соответствуют установленным требованиям;

- на бумажных документах есть подчистки, приписки или серьезные повреждения.

- информация об уплате госпошлины (если квитанция не была приложена в пакете документов) отсутствует через 5 рабочих дней после подачи заявления.

- в реестре есть отметка о невозможности регистрации без личного участия собственника.

- заявление не подписано согласно законодательству.

- заявленное право не подлежит регистрации, и если согласно законодательству невозможно снять с учета земельный участок – а заявление об этом поступило.

Если документы возвращаются без рассмотрения, в таком случае заявитель вправе вернуть уплаченную госпошлину. Возврат бумажных документов после соответствующего уведомления осуществляется по месту подачи документов.

Если же этот этап пройден, что регистратор прав Росреестра делает дальше?

Следующие этапы работы с документами представляют собой осуществление запросов по межведомственным каналам недостающих документов (если они не представлены заявителем по собственной инициативе и находятся в распоряжении иных органов), а также правовую экспертизу документов и проверку законности сделки. На этом этапе устанавливается отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами, и иных оснований для приостановки государственной регистрации прав.

В случае отсутствия оснований для приостановлений и последующего отказа, проводится следующий этап — внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости – ЕГРН. И завершающий этап —  выдача выписки из ЕГРН, подтверждающей оказание услуги.

Скажите, в какие сроки проводится госрегистрация права собственности?

На сегодняшний день по закону государственный кадастровый учет осуществляется в течение 5 дней, если заявление поступило в Росреестр в цифровом формате и 7 дней – если через МФЦ. Регистрация прав – 7 и 9 дней соответственно. Единая процедура учета и регистрации – 10 – 12 дней. Но на практике, срок обработки документов, поступивших в бумаге при отсутствии замечаний со стороны регистратора прав, осуществляется за 3-4 дня, а электронных документов – в пределах 1-2 дней.

По каким причинам чаще всего приостанавливают в государственной регистрации?

Исчерпывающий перечень приостановлений установлен ст. 26 Закона о регистрации недвижимости – их порядка 65.

Но если обобщить, можно выделить следующие:

- документы не отвечают требованиям законодательства (например, стороны забыли включить в договор существенные условия, без которых он считается незаключенным, либо сделка требует нотариального удостоверения, а данное требование не соблюдено);

- на регистрацию подан неполный пакет документов (в таком случае заявителям требуется донести недостающую документацию);

- у регистратора возникли сомнения в подлинности документов, или запросы по межведомственным запросам не поступили (в таком случае регистрация возобновляется сразу после того, как запрашиваемая информация поступит в Росреестр, либо же если сомнения в подлинности подтвердятся – регистрационные действия приостанавливаются, и информация об этом факте направляется в правоохранительные органы).

- следующая частая причина приостановлений — имеющийся наложенный на регистрируемый объект арест или запрет на проведение определенных сделок. В этом случае регистрационные действия приостанавливаются до снятия ареста/запрета органом, наложившим арест/запрет.

- и еще одна частая причина – несоответствие сведений в документах данным, содержащимся в ЕГРН.

Заявители уведомляются о приостановке?

Конечно. Если регистрация приостановлена, заявителям Росреестр направляет уведомление, в котором обязательно указывается причина приостановления регистрации и рекомендации по ее устранению. Если заявителю требуется что-то уточнить по порядку устранения причин приостановления, то он может связаться с регистратором по телефону, который указан в уведомлении. На устранение причин приостановления заявителю дается три месяца, по инициативе заявителя данный срок может быть увеличен до шести месяцев. Как только причина приостановления будет устранена, регистрация возобновляется.

Отказ в регистрации происходит тогда, когда срок приостановления истек, а причины, препятствующие регистрации, не были устранены. Если Росреестр все-таки отказывает сторонам в регистрации, заплаченная государственная пошлина не возвращается.