Путевые заметки - 11.05.20 Путешествие на Арал. 3-я часть

Смотрите выпуск Путевые заметки - 11.05.20 Путешествие на Арал. 3-я часть
Путевые заметки - 11.05.20 Путешествие на Арал. 3-я часть

И сегодня мы продолжим наше путешествие по Южному Казахстану к Аральскому морю, вернее, к тому, что от него осталось.

Целые сутки наша экспедиция провела на озере Камбаш для изучения Камышлыбашской озерной системы в Аральском районе Кызыл — Ординской области Казахстана. Мы едем дальше на юг, к берегам Малого Арала. По словам нашего проводника и переводчика Даулета Кисыкова, последний оплот цивилизации на дороге к Аралу — аул Каратерен, дальше нет дорог, нет заправок, нет магазинов. Только пустыня и Малый Арал. Перед Каратереном пересекаем реку Сырдарья по Аглакской перемычке, построенной по инициативе бывшего Президента Казахстана Назарбаева.

На этом участке русло реки Сырдарья искусственно выпрямлено. В рамках государственной программы по спасению северной части Аральского моря здесь была проведена реконструкция гидротехнических сооружений, укрепление береговых защитных дамб. Кстати, это почти в два раза - до 700 кубометров воды в секунду — увеличило зимнюю пропускную способность главной водной артерии Аральского региона. Заезжаем в аульный округ Каратерен. Председатель Совета аксакалов Касым Кумурзаев всю свою жизнь прорыбачил на Аральском море. Окончив техникум работал механиком на рыболовецком судне. Касым-агай помнит те времена, когда воды Аральского моря омывали берега родного аула Каратерен. Вся трагедия Арала разыгралась на глазах рыбака-ветерана. Однако Касым-агай не нарадуется переменам, которые происходят на его родине сегодня. Вновь возрождается рыбный промысел, оживает аул, на Арал возвращается молодежь.

Едем дальше. Желтые пески Аралкума начинают зеленеть. Мы приближаемся к водному зеркалу малого Арала. Там, где вода, там начинается и жизнь. Наконец, перед нами открывается гладь водохранилища Кокаральской плотины.

Четырнадцатикилометровая Кокаральская перемычка с плотиной отделила Малый Арал от обреченной основной части моря. Она повысила безопасность населенных пунктов Приаралья в паводковый период, расположенных в опасном соседстве с Сырдарьей. А также дала возможность аккумулировать пресную воду. В 2006-м, ровно через год вместо прогнозируемых пяти лет после завершения строительства Кокаральской дамбы Малый Арал достиг проектной отметки, уровень воды поднялся с 38 до 42 метров, а объем водоема увеличился почти в два раза с 15 до 27 кубических километров. Значительно расширилась акватория моря, оно стремительно приближается к городу Аральску. Сегодня город и Малый Арал разделяют всего 17 километров.

Здесь, в районе Кокаральской плотины мы заночуем. Надо искать место, чтобы разбить палаточный лагерь.

Наша команда делится на две группы: одна разобьет лагерь, вторая соберет дрова для костра. С дровами на Арале проблема. Пустыня все-таки. Редко-редко попадаются жидкие кустарники саксаула. Если повезет можно наткнуться на старую стоянку рыбаков, где можно поживиться обломками досок. Что ж, чтобы сварить уху и вскипятить чай дров нам хватит. Кстати, и с местом для лагеря определились. Ночевать будем в беседке, у створа плотины. Ее построили в ожидании визита на плотину Президента Казахстана. Визит Президент отложил, но беседка пригодилась нам, все –таки, не под открытым небом, и не на сыром песке. Пока уставшие участники автопробега отдыхают, самые неугомонные ловят рыбу. Под самым створом плотины творится что-то невообразимое! Такого количества рыбы в одном месте мы еще никогда не видели. Жерех словно сошел с ума: заброс-поклевка, заброс-поклевка. Буквально, за полчаса мы наловили полное ведро килограммовых жерехов. Будем варить уху. Местные рыбаки, которые приезжают сюда из ближайших аулов, кстати, жереха и за рыбу-то не считают. Так себе, мелочь. Больше промышляют на сазана и сома. Шинали Альжанов, работник местной рыбинспекции, водитель катера КС-110 в прошлом году поймал здесь сома на 100 килограммов! Спрашиваю у Шинали, какая еще рыба водится в этих водах. Шинали отвечает: щука, лещ, судак, голавль. Уже более десяти лет Шинали бороздит воды Малого Арала на своем катере. Радуется переменам, которые происходят на Арале.

Пресноводный приток из Сырдарьи значительно снизил минерализацию Малого Арала. Прежде в соленой воде выживала лишь камбала-глосса, а ее отлов едва достигал 200 тонн. Сегодня, в Малый Арал вместе с пресной водой вернулись традиционные обитатели, ценные виды: сазан, сом, судак. Арал еще в период полноводности моря, славившийся прекрасной кормовой базой и богатыми уловами, вновь вернул себе рыбопромысловое значение. Рост добычи рыбы вырос белее, чем в десять раз! Вместе с рыбным промыслом развивается и переработка. Только в Аральске за эти годы были построены два новых крупнейших рыбоперерабатывающих завода, получившие еврономер, благодаря которому сегодня поставляют свою продукцию в страны Евросоюза.

Для нашего штатного биолога – старшего научного сотрудника Южно-Уральского государственного природного заповедника Раиля Байтерякова на Арале настоящее раздолье. Часами он пропадет в пустыне и в зарослях камышей вокруг зеркала плотины со своим фотоаппаратом.

Мы наловили рыбы и пока готовится уха, наши дайверы Ильдар Губаев и Владимир Муравицкий собирают свое подводное снаряжение. В наших планах ночное погружение в Аральское водохранилище. Вечером, на глазах местных рыбаков ребята заходят в воду. Мелковато, конечно, но Арал только-только начал возрождаться. Увы, ночное погружение не дало ожидаемых результатов, но зато мы с удовольствием прогулялись по ночной пустыне. Сняли на видео тушканчиков, саранчу и даже тарантулов.

Второй день нашего пребывания на Кокарале. Сегодня мы планируем обогнуть берег в районе водохранилища, проехать по пустыне, она раньше являлась дном Арала, и подняться на известковые скалы, которые когда-то были берегом моря. Бассейны рек Амударья и Сырдарья – районы древнего орошения, которые изменяли естественный сток этих рек в течение длительного времени. До начала 50-х годов объемы безвозвратных изъятий стока колебались незначительно. Но увеличение водозаборов из рек в 50-е годы, имевшее место быть в результате расширения площадей орошаемого земледелия, строительства водохранилищ на Сырдарье и наконец подачи вод Амударьи в Каракумский канал, многократно снизило подпитку Арала.

Усыхание Аральского моря достигло такой степени, что деградация природы внутри зоны высыхания привела к стихийному бедствию. Море, служившее источником существования богатой флоры и фауны, превратилось в зону опустынивания. На бывшем дне появились обширные солончаки, сильно засоленные земли, очаги соле-пыле выноса. По обнажениям на известковых скалах, напоминающих знаменитую гору Рашмор в Южной Дакоте с барельефами президентов США, видно, как с десятилетиями менялся уровень Арала. Даже не верится, что когда-то все вокруг покрывала его вода.

Не без усилий мы поднимаемся на вершину. Открывается удивительный вид. Это дно прежнего моря. Вдали на горизонте голубеет, поблескивая на ярком солнце вода Малого Арала. Известняковая почва под ногами усыпана кварцитами. Много морских раковин, некоторые уже окаменели. Фотографируемся на память и спускаемся к нашим машина, нужно двигаться дальше, вдоль побережья Малого Арала, через Аральск к Байконуру. Вдруг в пустынной степи появляются очертания какой-то старинной крепости. Что это? Подъезжаем ближе. Даулет объясняет нам – это древнее казахское погребение. С уходом вод Арала обнажились многие исторические памятники – погребения, городища. Еще одно свидетельство того, что древнее море постоянно меняло свои очертания, поглощая одни участки суши и обнажая свое дно на других участках. Мир праху здесь погребенных, едем дальше. Однако самое интересное нас ждет впереди. И об этом в следующем выпуске Путевых заметок! До встречи в эфире. Оставайтесь дома! А радио Россия-Башкортостан на даст вам скучать!