Путёвые заметки - 08.06.20 Неизвестный Крит

Смотрите выпуск Путёвые заметки - 08.06.20 Неизвестный Крит
Путёвые заметки - 08.06.20 Неизвестный Крит

Греческий Крит лет десять назад для многих российских туристов считался экзотикой. В Грецию больше ездили за шубами. Да и сами критяне ориентировались на кого угодно, но только не на отпускников-россиян. Сегодня, жители острова учатся говорить по-русски и считают, что именно туристы из России спасают их от общеевропейского кризиса. Крит – замечательный и интересный уголок для туризма. Однако, то, что предлагают своим клиентам туроператоры и экскурсоводы не совсем настоящий Крит. Это красивый фантик. Дворец Кносса, лабиринт, пещера Зевса и прочие популярные у наших туристов объекты обросли сказками, штукатуркой и прочей мишурой. Кое-где, для наивных туристов смотрители даже ежедневно подбрасывают «артефакты» в кавычках. Настоящий Крит, Крит с настоящей историей, немного другой. И сегодня я расскажу о нем.

Город Аргируполи. Древняя Лаппа. Считается, что ее основал греческий царь Агаммемнон. Местный житель Манолис Неонакис знает все развалины Лаппы как свои пять пальцев. Мало того, у него есть ключи от всех дверей в этом городе. Именно он и познакомил меня с самыми потаенными уголками мертвого города.Под Аргируполи есть еще один город, подземный. Целая система лабиринтов. Во время различных войн жители прятались от врагов под землей. А этой церквушке сильно досталось во времена завоевания острова турками. В ней спрятались жители и через узкие бойницы отстреливались от захватчиков. Все стены храма в пулевых ранениях.

Жители Крита любят и хорошо знают историю своего острова. Манолис знает ее на пять с плюсом. Много лет он проработал фотографом в городском парке соседнего города Ретимно. Я люблю фотографировать, говорит Манолис, чувствуешь себя властелином времени, потому что, в твоих силах остановить его, запечатлеть мгновение, которое останется неизменным на века. Назвав себя властелином времени Манолис нисколько не преувеличивает. – Идем, покажу тебе часы, которым более ста лет. Они сейчас стоят, но я их заведу, специально для русского журналиста! Механизм в часах не сложный. Такой же, как на кухонных с кукушкой, популярных в домах россиян в шестидесятых годах, но побольше. И для того, чтобы поднять гири-противовесы приходится попотеть. Двадцать лет проработал Манолис смотрителем часов. Ключи от башни достались в наследство от отца. Передать эстафету Манолису сейчас некому. Современная молодежь предпочитает «Ролексы». Поэтому, куранты на главной площади Аргируполи чаще стоят. По крайней мере, благодаря мне, они будут показывать время целых четыре дня – настолько хватает одного завода.

В Ретимно, административном центре одноименной префектуры – одна из главных достопримечательностей – старый город. В паутине узких улочек переплелись эпохи и стили. Римляне, византийцы, арабы, венецианцы, турки кто только не приложил руку к этим древним камням. Сегодня, все эти дома с многовековыми надписями на арабском и латинском языках населяют обычные жители Ретимно, неутомимые труженики. Недалеко от старой мечети находится пекарня Георгия Аджипараскоса. К одиннадцати часам утра возле входа в нее собирается толпа. Каждый хочет попасть на представление великого мастера-кондитера.

Георгию уже далеко за восемьдесят, более шестидесяти лет вместе со своей супругой Катриной он вручную делает из обычного теста сладости. Вроде бы, ничего особенного. Мука, вода, соль, сахар, миндаль и мед. Но в итоге получаются пирожные, которые можно хранить целый месяц и с каждым днем хранения они становятся все вкуснее.

Кстати, Георгий Аджипараскос – очень известная личность в Греции. Его пекарню посещал даже глава Греческой православной церкви архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним Второй. Российским телезрителям Георгий знаком по передаче Михаила Ширвиндта, в которой он отвечал на вопросы ведущего. Но вообще, Георгий не любит много говорить. За целый час, который я провел в его пекарне он произнес всего лишь две фразы, да и то из-за моей настойчивости. Вот такие они жители Крита – немногословные, но гостеприимные.

Греки издревле слыли умелыми гончарами. Елена Кавгалакис – одна из немногих женщин на Крите, которая в совершенстве овладела этим мастерством. Впрочем, в ее родной деревне Маргаритас каждый второй – гончар. По словам Елены, ремеслу ее научили родители. Родителей – их родители. Так и тянется эта традиция от колена к колену. Сегодня, Елене в семейной гончарной мастерской кроме мужа помогают и три дочери.

Для меня, говорит Елена, работа с глиной это не просто лепка горшков, это состояние души, и если к моему состоянию прикоснется больше людей, я буду только рада. Еще одна критская династия – виноделы Дуракис. Хозяйка винодельни Беатрис знакомит меня с винным хранилищем. В подвалах Дуракиса всегда одинаковая температура и влажность. На стенах и потолках разводится специальная плесень, которая необходима для процесса брожения. С недавних пор Дуракисы взялись за производство шампанских вин. У Дуракисов свои виноградники. Сорта очень схожи с сортами, которые выращиваются в Южной Америке, но имеют свой особенный критский вкус и аромат. Поэтому вина с маркой Дуракис сегодня экспортируются не только в Европу, но и в десятки других стран мира.

Жители Крита после насыщенного трудового дня так же насыщенно отдыхают. На столах – традиционная баранина, приготовленная на углях, сыр, овощи. Ну и конечно же, критское вино. Не обязательно с маркой Дуракис, обычное, молодое, деревенское вино с собственных виноградников.

С Игорем Яковлевым я познакомился несколько лет назад в свое первое посещение Крита. Игорь давно живет на Крите. Он — организатор погружений для российских дайверов, проводит индивидуальные экскурсии по острову для русскоговорящих туристов.

Вместе с Игорем мы облазили катакомбы древней Лаппы, побывали в римском некрополе, увидели настоящие археологические раскопки в Элефтерне, искали артефакты в Георгиуполи, купались в озере Курнас. В священном монастыре Аркади, который является национальным символом не только Крита, но и всей Греции поставили свечи в память о близких. Но самое главное, мы вновь посетили с ним подводную пещеру слонов, в бухте Соуда. Вот это было самым незабываемым впечатлением. Таков он настоящий Крит. Без назойливости гидов и экскурсоводов. Со своими причудами, но очень гостеприимный и открытый.