Гость студии — директор Института стратегических исследований Республики Башкортостан, кандидат политических наук Владимир Савичев.
«Это очень большое мероприятие, оно готовится не один день, мягко говоря. И много людей задействовано, в том числе с пониманием, как какую-то проблему правильно сформулировать, как ее правильно донести, как ее, в какую обертку. Вот у нас много задач, которые, безусловно, требуют ресурсов, требуют кадров, требуют огромного количества согласований. Например, цирк, у всех складывается впечатление, что раз он в Уфе, значит, глава республики там все может порешать и все можно сделать. Но он принадлежит Российской государственной цирковой компании. Запустили в Донецке, в Луганске цирки, там, конечно, аншлаги. Они этим отчитались. А про цирк в Уфе приходит ответ: подождите, у нас денег больше нет, у нас тоже ограниченный бюджет. Росгосцирк определяет, где в первую очередь, где во вторую очередь выделять финансирование. И как себя чувствуют уфимцы, не сильно их волнует, потому что понятно, у них свои интересы, у них свое понимание, у них свои возможности. И главе региона приходится через федеральные структуры, где-то даже через президента страны вот этот вопрос отстаивать, поднимать и как-то продавливать этот вопрос. Понятно, что это все очень небыстро. Понятно, что все это сложно и упирается в огромное количество ограничителей. И поэтому человеку неискушенному кажется, как это легко сделать. А на самом деле люди, которые понимают весь этот механизм, они осознают, какой огромный объем работы надо сделать, через сколько согласований, через сколько там документов надо пройти для того, чтобы, казалось бы, обыденная вещь, она существовала».
Владимир Савичев рассказал, почему вопрос о «фонящих» дорогах остается по-прежнему лидирующим.
«У нас увеличилось количество автомобилей. Во-вторых, тот же самый бизнес, ему сегодня удобнее перевозить какие-то грузы на большегрузах, чем по железной дороге. Ну, ему кажется, это быстрее, проще. Далеко не все дороги, они у нас рассчитаны под такую нагрузку. И поэтому, когда нагрузка превышает, естественно, такая дорога очень быстро ухудшается, особенно в межсезонье. Третий момент, конечно, надо более активно внедрять новые технологии, потому что есть уже и новые покрытия, есть уже и новые подходы к строительству дорог. Это, опять же, вопрос небыстрый, потому что вот участвуют в торгах очень разные фирмы: федеральные, местные, из других регионов. У них понятно какой интерес. Как бы нам получить больше прибыли с этого проекта. Есть те, кто набрали заказов по принципу лишь бы набрать. И они просто не в состоянии эти заказы все сделать. Ну, закон есть закон. То есть если он формально все критерии, которые там есть по конкурсу, всем критериям удовлетворяет, то должны дать ему, потому что не отдай, сразу возникнут и претензии, иск в прокуратуру и так далее. Поэтому на самом деле вот все эти моменты, опять же, неискушенному человеку кажутся простым и понятным. Ну и еще один момент есть. У нас есть дороги, которые когда-то сделаны были, где-то по технологиям отошли от стандартов. Или что-то не учли, и разрушается само основание дороги. И сколько там асфальт не клади, если основа дороги разрушается, она уже не соответствует критериям вот этой дороги, этот асфальт каждый год будет ломаться. Вот почему глава говорит, что надо весовой контроль более активно внедрять. Потому что тогда мы хотя бы, если не сохраним эти дороги, мы соберем деньги для того, чтобы дорогу постоянно ремонтировать. Где-то действительно есть какие-то проблемы, потому что у нас сейчас есть ГОСТы на асфальт, на прочие вещи. Но это же надо постоянно контролировать, потому что тот же самый подрядчик берет эти материалы, где-то чуть-чуть, может, не соответствует качеству».
Политолог объяснил, почему одной из центральных тем стала ситуация с бюджетирования и приоритетами.
«В целом сегодня в мире экономическая ситуация не самая лучшая, мягко говоря. Сегодня нет ни одной страны, где бы можно было говорить о том, что идет бурный экономический рост, везде свои проблемы. Они в Китае, в Штатах, они в Европе, естественно, и у нас. Тем более что нам приходится перестраивать рынки с этими санкциями. Европа сама себе сокращает возможности. Они нам создают проблемы. И вот эта перестройка рынка требует и времени, и требует затрат. Поэтому это объективный процесс. То, что на сегодняшний день у нас есть проблемы с наполняемостью бюджета, потому что меньше прибыли у предприятий, меньше где-то оборот, больше затрат. С другой стороны, мы понимаем, что вот сейчас то, что касается, чем больше мы сможем дать снаряжение, вооружение, чем лучше экипировка наших солдат, тем меньше у нас будет потери, тем больше людей вернутся домой. В свое время президент России сказал: «Железка» останется, а людей не вернем. И поэтому сейчас, когда встает вопрос, на что дать деньги, конечно, выбор в пользу того, чтобы дать деньги, чтобы спасти и сохранить жизни людей. Ну да, приходится немножко затягивать пояса, но зато больше наших земляков живыми вернуться».
Как объясняет г-н Савичев, «сказать «нет» публично может далеко не каждый политик, на это нужно иметь мужество».
«Наверное, высшее мужество политического руководителя — сказать людям не то, что они от него ждут и за что они поаплодировали. То есть на самом деле это понимание своей ответственности за каждое слово, это понимание того, что реалистично, что не реалистично. Это, на мой взгляд, добавляет доверия к такому руководителю. Потому что если он понимает, что да, он говорит: да, мы сможем. Если он понимает, что нет, он откровенно говорит, что нет. Конечно, это в момент, допустим, той же линии вызывает негатив, что мы хотели, у нас не получилось. Но с другой стороны, если подумать, лучше, когда реалистично тебе всё расскажут, чем если тебе пообещают, но не сделают. Поэтому вот такой подход в политике, мне кажется, что он больше будет в итоге нравиться, чем популизм, который за собой еще больше проблем несет на самом деле».







