Право собственности - 27.01.20 Порядок обращения юрлиц в Росреестр

Смотрите выпуск Право собственности - 27.01.20 Порядок обращения юрлиц в Росреестр
Право собственности - 27.01.20 Порядок обращения юрлиц в Росреестр

На вопросы отвечает ведущий специалист-эксперт отдела регистрации объектов недвижимости Управления Росреестра по Республике Башкортостан Булат Мурзагулов.

- Булат Маратович, первое представление о юридических лицах - это ООО. Какие организации входят в категорию юридических лиц?

- Понятие юридического лица приведено в Гражданском кодексе Российской Федерации, исходя из которого юридическое лицо — это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц. Что касается организационно-правовых форм, то их достаточно много.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные организации, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, гаражные, садовые кооперативы, ТСЖ, фонды – все они являются юридическими лицами.
Кроме того, в Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических лиц, также и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

- Мы сегодня говорим про порядок представления документов в Росреестр юридическими лицами на кадастровый учет и регистрацию прав. В связи с этим хотелось бы уточнить, кто имеет право представлять в Росреестр документы от имени юридического лица?

- Документы на кадастровый учёт и государственную регистрацию прав от имени юридического лица представляют представители этого юридического лица. Это может быть руководитель организации, либо сотрудники, которых уполномочила организация.

- Какие документы должны представить представители юридического лица?

- Если говорить про правоустанавливающие и иные документы, на основании которых проводится кадастровый учет и регистрация прав, то перечень этих документов общий для всех категорий заявителей.
Что касается документов, подтверждающих полномочия, то для юридических лиц установлены особенности.

- Давайте разберём эти особенности

- В частности, особенности касаются документов, подтверждающих полномочия представителей действовать от имени юридического лица.
Так, если обращается лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, то он предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.

- А кто имеет право действовать без доверенности от имени юридического лица, и что за документ, подтверждающий его полномочия?

- Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица — это руководитель организации. Это человек, которого наделили такими полномочиями, и информация о котором внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Что касается документа, это решение общего собрания участников (единственного участника).


- А если обращается представитель юридического лица, у которого нет прав действовать без доверенности, какой документ он представляет в подтверждение своих полномочий?

- Здесь обязательно нужна доверенность.

- Достаточно ли доверенности, составленной на бланке организации?

- Нет не достаточно. Независимо от того, составлена доверенность на бланке организации или нет, она обязательно должна быть удостоверена у нотариуса. В ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 № 218-ФЗ» прописано, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. Однако есть исключение, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.

- Вопрос про учредительные документы юридического лица. Должны ли юридические лица их представлять каждый раз, когда обращаются в Росреестр?

- С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 № 218-ФЗ, согласно которому орган регистрации прав запрашивает учредительные документы юридических лиц в налоговой службе самостоятельно. Поэтому представлять их необязательно.
Однако согласно закону, заявитель вправе представить учредительные документы по собственной инициативе.